Развитие творческих речевых способностей младших школьников на уроках русского языка
Развитие творческих речевых способностей младших школьников на уроках русского языка
Автор: Лымарева (Грошева) Диана Сергеевна
Использование творческой деятельности на уроках развития речи является наиболее эффективным методом развития творческих речевых способностей у учащихся.
Школа должна воспитывать культуру речи ребенка – составную часть общей культуры человека. Выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура не является автономной областью воспитательной работы на уроках. Эту задачу можно решать, используя творческий подход к развитию речи в школе. Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Освобождаясь от напряжения, связанного с овладением исполнительских действий письма, ребенок начинает осваивать саму письменную речь.
Изложение – письменный пересказ текстов. Суть письменных изложений в составлении таких текстов, которые в сжатой форме сохранили бы суть содержания образцов. Учитель предлагает план из двух-трех пунктов для учеников первых классов; из трех-пяти пунктов для учеников вторых классов; план текста ученики третьих-четвертых классов должны уметь составлять самостоятельно. Развитие речи, как отмечает Львов М.Р., объединяет изучение грамматики и правописания, с одной стороны и выражается в определенном комплексе речевых умений, связанных с овладением не только предложением, лексикой родного языка, но и умениями связно и образно передавать мысли.[4]
Особое значение, как считает Крючкова Л.Ю., приобретают творческие изложения, когда ребенку предлагают дополнить прочитанный текст своими мыслями, выражением отношения к изложенному пересказу. [2]
По мнению Русских Г.А., свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед младшими школьниками в сопоставлении со спецификой театральной деятельности. Выбор театральной специфики неслучаен: именно это направление эстетического воспитания дает материал для комплексного развития личности ребенка. Задачами театральной деятельности являются: тренировка органов сенсорной системы; развитие наблюдательности, память внимания детей; организация и раскрепощение опорно-двигательного аппарата; развитие образного мышления; умение выражать свои мысли и, что особенно важно, формирование специфических коллективных отношений, основанных на совместном творчестве детей. Театр формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым «видом искусства», синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея, стиль сегодня невозможно осуществить без широкого привлечения знаний, приобретенных и на уроках изобрази-тельного искусства, и в процессе театральной деятельности. [5]
Искусство театра влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает в действие, заставляет сопереживать, т.е. принимать или не принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли. Театральные игры, постановки, спектакли учат анализировать увиденное и услышанное вырабатывать умение активно воспринимать.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. говорят о том большом влиянии, которое оказывают игры на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. [1]
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст, его дошкольный и школьный периоды. В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Как справедливо считает Ладыженская Т.А., некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоенными быть не могут и поэтому находятся в ведении школы [3]:
• Во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике. Бывает, что взрослые и даже учителя недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в повседневном общении со взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и развития речи детей, нужна пла-номерная работа, четко и определенно дозирующая материал – словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.
• Во-вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь характерные для младших школьников. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз (например, размеры предложений в письменной речи всегда больше, чем в устой, чаще используются сложные предложения), в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествование, описание, рассуждение, письма, газетные статьи и пр., знакомятся с их стилистическими различиями.
• Третья область работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей.
Руководство в этой сложной работе – методика развития речи учащихся.
В развитии речи Львов М.Р. выделяет три линии:
- работа над словом,
- работа над словосочетанием и предложением,
- работа над связной речью.
Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи. При подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над сложным предложением. [4]
Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения, изложения – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущими, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового.
Этот элемент нового довольно легко определяется в курсе грамматики, орфографии, но не всегда легко в развитии речи. Традиционный вопрос методики «Чему учить?» в развитии речи не всегда ясен. Эта неясность иногда приводит к тому, что и сочинения, и пересказы, и другие речевые упражнения проводятся без четкой целевой установки, без конкретной цели этого упражнения. Например, после прогулки в лес проводится сочинение на тему «Зимой в лесу». Получается рассказ с элементами образного описания. Учитель оценивает его, исправляет ошибки. В целом, конечно, такая работа полезна учащимся, она развивает их речь и мышление.
Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с усвоенным, сформирует это упражнение. Так, одно сочинение знакомит детей с элементами описания, следующее – с более сложными зарисовками по наблюдению, а затем, может быть дано и такое сочинение, где описательные элементы занимают уже значительное место («Осень в саду»).
Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других.
Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху и становлению творческих речевых умений учащихся.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и творческой деятельности младших школьников более успешно формируется не только определенный комплекс речевых способностей ребенка, но и полноценная языковая личность.
Список литературы:
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. «Школьная пресса», 2012.
2. Крючкова Л.Ю. Речь – канал развития интеллекта // Начальная школа. 2016. №2. С.17-24.
3. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь… - М., 2009.
4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 2015.
5. Русских Г.А. Развитие эстетической культуры лицеистов средствами му-зыкального театра. // Дополнительное образование. 2009. №.3. С.24-31.