Работа над репертуаром вокального ансамбля в детской школе искусств
Работа над репертуаром вокального ансамбля в детской школе искусств
Автор: Серикова Елена Карловна
Методическая разработка урока «Работа над репертуаром вокального ансамбля» предназначена для проведения занятия старших классах детской школы искусств с обучающимися по дополнительной общеразвивающей программе «Сольное пение».
Дисциплина: Вокальный ансамбль.
Цели занятия:
Дидактическая:
- закрепление исполнительских и технических вокальных навыков в процессе работы над произведением;
- формирование максимальной слитности звучания в отношении тембровой окраски голосов, единства динамической силы и темпо-ритма.
Развивающая:
- развитие чувства ансамбля, умения достигать творческого единства в процессе совместного исполнения музыкального произведения;
- развитие навыка чтения нот с листа;
- развитие гармонического слуха, умение воспринимать свою партию, как часть целого.
Воспитательная:
- привитие уважения и любви к русской песенной культуре;
- воспитание чувства коллективизма, требовательности к себе, ответственности перед окружающими поющими;
- воспитание исполнительской дисциплины.
Междисциплинарные связи: постановка голоса, сольфеджио, хороведение, музыкальная литература.
Учебное оборудование (оснащение) занятия: фортепиано, нотные партитуры.
Методическое обеспечение занятия: партитуры музыкальных произведений.
Ход урока
Организационный момент. Распев ансамбля.
Задачи:
- подготовка к работе голосового аппарата;
- развитие певческого диапазона;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- работа над звукообразованием;
- выработка приемов штрихового звуковедения;
- развитие подвижности певческого голоса.
«РАДУЙСЯ, РОССКО ЗЕМЛЕ» кант Петровского времени.
Кант – это песня торжественного, гимнического характера. Поэтому исполняется торжественно, как гимн. Автор этого произведения нам неизвестен. Наверняка, он являлся выходцем из народа, но весьма одаренным музыкальными способностями. Автор сумел отразить твердый, мужественный и победоносный характер русского царя Петра.
Задачи:
- работа над чистотой интонации в партиях;
- работа над строем ансамбля;
Поскольку автор произведения неизвестен, мы можем отнести эту музыку к разряду народной по жанру – песня гимн. Задание: вспомнить из курса музыкальной литературы жанры РНП (протяжные-лирические, трудовые, свадебные и т.д.).
РНП, которую мы разучим относится к жанру солдатские, рекрутские.
«ОЙ, ДА ТЫ, КАЛИНУШКА». Р.Н.П.
Партитура очень удобна для исполнения 3-х голосным смешанным составом. Эта песня исполняется без музыкального сопровождения.
Песня пронизана тоской и безысходностью взятых в рекруты солдат. В песне проводится поэтическое противопоставление: лист калины, оторвавшись от дерева, может далеко уплыть в синее море. Так и солдаты, ушедшие в царскую армию отрываются от семьи, дома и могут уже не вернуться к своим близким.
Задачи:
- разучивание партий;
- работа над чистотой интонации;
- работа над ритмическим рисунком;
- оценка исполнения.
Продолжая солдатскую тематику, переходим к работе над песней.
«СОЛДАТЫ ИДУТ» муз. К.Молчанова.
Композитор К. Молчанов свое творчество посвятил музыке для кино и театра («Журавлиная песня», «Песня туристов» и т.д.). Самая впечатляющая работа композитора – опера «А зори здесь тихие». Песня «Солдаты идут» относится к жанру хоровой песни.
Задачи:
- закрепление последней фразы куплета;
- работа над чистотой интонации в партиях;
- работа над строем;
- работа над темпо-ритмом;
- работа над дикцией;
- оценка исполнения.
Занимаясь вокальным ансамблем, мы будем часто обращаться к музыке кино и театра. С одним произведением мы уже работаем. Это музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»
«СЛОВА ЛЮБВИ» муз. Н. Рота.
Очень многие композиторы обращались к известной шекспировской теме (Прокофьев, Чайковский). Итальянский композитор Н. Рота написал музыку к х/ф «Ромео и Джульетта». В инструментальной транскрипции данный эпизод называется «Тема любви».
Задачи:
- работа над 3-х голосием в припеве;
- работа над цепным дыханием;
- работа над звуковедением;
- работа над ритмом;
- оценка исполнения.
Итог урока: Все музыкальные композиции в данный момент находятся в стадии разучивания. Идет планомерная работа над разбором, закреплением и осмысливанием музыкального материала.
Домашнее задание: Закрепление партий, работа с музыкальным инструментом.
Список литературы:
1. Кузнецов В. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями.- М.,1979.
2. Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное воспитание в школе: Вып. 13. – М., 1978.
3. Назаренко И. Искусство пения. - М., 1986.
4. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., 2003.
5. Попов В. Организация и методическая основа работы с самодеятельным коллективом. - Л., 1979.
6. Попков Н. Постановка голоса для вокалистов. – М.: Сопричастность, 2002.
7. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
8. Стулова Г.П. Хоровой класс. – М.: Просвещение, 1988.