Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Автор: Кологрив Елена Владимировна
ГБОУ "Гимназия № 505", Санкт-Петербург
Тип урока: Урок открытия нового знания в условиях реализации ФГОС.
Цель урока: дать понятие об антонимах и их роли в языке.
Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.
Задачи:
- Обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью.
- Развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов.
- Воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
- Личностные: формировать интерес к русскому языку.
- Метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
- Предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2-3 мин. |
1. Приветствие. 2. Перед учениками на столе лежат разрезанные карточки. Ребята, как по-вашему, какое задание я вам приготовила? (по какому-то принципу сгруппировать). Переверните карточки, посмотрите на них и выполните задание. (Если у детей заминка, то образец – 1 пару на экране) 1. Лексическое значение - грамматическое значение. 2. Однозначные слова - многозначные слова. 3. Пассивный словарный запас - активный словарный запас. 4. Прямое значение - переносное значение. 5. Совершенно разное значение (омонимы) – одинаковое/близкое значение (синонимы). ВСЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СЛАЙДЕ По какому принципу вы соединили эти слова-термины в группы? На основе предложенного задания выскажите предположения, какая будет тема урока. Сегодня мы будем говорить о словах, имеющих противоположное значение (Антонимы.) СЛАЙД Тема знакома вам по программе начальной школы. А что такое антонимы? Дайте, пожалуйста, определение Но если вы знаете, что такое антонимы, то зачем сегодняшний урок? Чему мы должны научиться на уроках в этом учебном году? Посмотрите на слайд: ПЕРЕД ВАМИ ТЕКСТ. Сыплет белый снег на черную землю. Все вокруг становится пегим. Лес полосатый, как бока зебры. Борозды пашни – как клавиши у рояля, на белых речках – черные полыньи, на черных дорогах – белые лужи. На бело-черных березах черно-белые сороки сидят. Н. Сладков. «Черным по белому» (ноябрь). Назовите антонимы. Действительно, в русском языке слова с противоположным значение называют антонимами. Перед вами текст из литературного произведения. Как вы думаете, в литературном произведении такие слова тоже называются антонимами? А в литературных произведениях это совсем не антонимы. А как именно они называются, вы узнаете на уроке. |
Выполняют задания Формулируют тему урока Формулируют цели урока Высказывают предположения темы урока Формулировка определения. Выразительно читают предложенный текст. Находят в тексте антонимы. Пытаются ответить на проблемный вопрос: как в литературном произведении называются антонимы? |
||
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. 2-3мин. |
Ребята, прочитайте текст. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. Озаглавьте его. Странный в начале окт..бря лес: в нем рядом и в..сна и ос..нь, жёлтый лист и з..леные тр..винки. Проверяем. – Назовите слова с орфограммой проверяемая гласная в корне слова (2-3 примера). С орфограммой непроизносимая согласная в корне слова. САМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ. -Ребята, есть ли в тексте слова, имеющие противоположные значения? Назовите их. ПОБЛЕКШИЕ И ЗАЦВЕТАЮЩИЕ, теплое и холодное, увядание и расцвет, тишина и песни, грустно и радостно. Дать понятие «контекстные антонимы» |
1. Читают предложенный текст. Озаглавливают его. Вставляют пропущенные орфограммы и объясняют их. Дается понятие о контекстных антонимах |
||
3) Этап выявления места и причины затруднения. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельност 3-4мин. |
Давайте попытаемся создать текст с противоположным смыслом. Перед вами текст о хмуром дне.
Прочитайте I текст. НА СЛАЙДЕ ТОЛЬКО 1ТЕКСТ Как он называется? О чем этот текст: Каким описан день? Что помогло вам определить, что день хмурый? Но не все осенние дни бывают хмурыми и холодными. И вы сейчас постарайтесь убедить нас в этом. - Самостоятельно составьте текст, в котором осень будет яркой. - Благодаря чему хмурый осенний день стал солнечным? Обратите внимание на слова, которые говорят нам об этих днях. Что в них особенного? Какие они по значению? |
Создание собственного текста с использованием антонимов. Составляют текст. |
||
4) Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. 4-6 мин. |
1. Обратимся к экрану. 2. Перед вами пары слов. Все ли они являются антонимами? Правдивый - ложь Добрый - щедрый Мерзнет – зябну (влияет ли грамматическая форма слова на его значение? НЕТ, не влияет) - Где можно узнать грамматическое и лексическое значение слова? Есть и словари антонимов. Знакомство со словарем. СЛАЙД Словарь антонимов – это словарь, содержащий пары слов антонимов. В 1971 г. вышел первый у нас “Словарь антонимов русского языка” Л. А. Введенской. В словаре антонимов Н.П. Колесникова собрано более 1300 пар слов с противоположным значением. Как и в любом словаре, слова в нем располагаются по алфавиту. Вот так выглядит словарная статья из этого словаря: Добрый – злой Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы. Организует динамичную физкультминутку: Я - руки вверх Я - вправо Я - левая рука Я - ладошка вверх Я - рука на правое плечо Я встану. 1. Ребята, давайте найдём способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте, так и в речи. АЛГОРИТМ I шаг Слова отвечают на один вопрос II шаг Слова являются одной и той же частью речи III шаг Слова имеют противоположное значение
|
1. Коллективная работа по составлению алгоритма Оформление алгоритма на доске и озвучивание своих действий. Заранее подготовленный ученик знакомит со словарем антонимов
Вы - руки вниз Вы - влево Вы - правая рука Вы - ладошка вниз Вы - рука на левое плечо Вы - садитесь |
||
5) Этап реализации построенного проекта Цель этапа: построение и фиксация нового знания. 5-8 мин. |
1. Организует самостоятельную работу высказыванием Ф. Кривина. «Язык. Устный и письменный литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей», контролирует выполнение работы Как вы понимаете высказывание Ф. Кривина? Найдите антонимы, аргументируйте свой ответ, пользуясь алгоритмом. Проанализируйте письменно по плану одну пару антонимов из текста. |
1. Работа с высказыванием Ф. Кривина |
||
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях. 4-5мин. |
Побуждает к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Рейтинговые задания Задание № 1 Подберите антонимы к именам прилагательным и именам существительным в словосочетаниях: Образец: добрый друг – злой враг Теплый день – Хорошее начало – Полезный труд – Последнее поражение – Утренний уход – Задание № 2 К словам левой колонки подберите антонимы из правой. (Соедините слова правой колонки со словами левой колонки так, чтобы получились антонимы) Близкий злой Честь холодный Редкий незнакомый Правдивый новый Узкий молчать Известный дальний Говорить ложный Активный густой Старый бесчестье Горячий широкий Добрый пассивный Задание № 3. Записать антонимичные пары, обозначающие время, пространство, характер и настроение человека (по 2 примера). -Кто выбрал 1-е задание? 2-е? 3-е? (нужно ли?) Проверка задания. |
1. Выполняют задания по выбору |
||
8) Этап включения в систему знаний и повторения. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. |
1. Организует работу с тестовыми заданиями. 1.Найдите слово, которое НЕ имеет антонима: А. Вход Б. Рука В. Неприятель Г. Толстый Вывод: Ко всем ли слова русского языка можно подобрать антоним? (нет) 2. Продолжите пословицу: А. Не было бы счастья, да … помогло. Б. Хороша веревка длинная, а речь … Ребята, скажите, а пословицы – это литературное произведение? Прочитайте названия литературных произведений. По какому принципу они построены? Толстый и тонкий. Война и мир. Что такое хорошо и что такое плохо. (По принципу противопоставления). В русском языке есть термин АНТОНИМ, а в литературе термин АНТИТЕЗА (от греч. ἀντίθεσις «противопоставление»). Посмотрите на экран. Найдите примеры антитезы. Какое над нами небо – Высокое или низкое? Какое над нами небо – Далекое или близкое? С.Баруздин Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Л.Н. Толстой. Какова роль антитезы в этих примерах? (Помогает ярче представить нарисованную автором картину природы, или показать совершенно различные возможности слова). |
1. Выполняют тест. Самопроверка по слайду |
||
9) Этап рефлексии учебной деятельности. .
|
1. Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. На уроке я узнал … Мне было непросто выполнить задание… У меня получилось…… Я смог… Было интересно узнать … ДЗ.1. С помощью антонимов-прилагательных охарактеризовать названных ниже животных – героев сказок и басен. Составить и записать сложные предложения с союзом а, подчеркнуть антонимы. Волк простодушный, а лиса хитрая. 2. Придумать пару, которая имеет противоположную форму, составить с ними рассказ, используя антитезу. |
1. Рефлексия 2. Записывают домашнее задание. |