Урок биологии по теме "Беспозвоночные"
Урок биологии по теме "Беспозвоночные"
Автор: Меликсетян Марине Людвиговна
МБОУ СОШ, г. Пионерский, Калининградская область
Цели:
- Ознакомление с некоторыми характеристиками беспозвоночных животных, формирование представления о многообразии беспозвоночных животных. Раскрытие роли беспозвоночных животных в природе и жизни человека.
- Развитие навыков исследовательской деятельности. внимания, аналитического мышления.
- Закрепление навыков работы с учебником.
- Поддержка интереса к изучению предмета.
Результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление об основных признаках беспозвоночных животных, о многообразии беспозвоночных животных, их многочисленности и распространении.
Метапредметные и личностные результаты:
1. Личностные УУД
- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
- Ученик способен к волевому усилию;
- У ребенка развита рефлексия;
- У ребенка сформирована учебная мотивация;
- Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.
2. Регулятивные УУД:
- Ученик умеет составлять план действий;
- Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;
- Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно;
- Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
- У ученика сформирован внутренний план действий;
- Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
3. Познавательные УУД
- Ребенок умеет слушать и слышать;
- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
- Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;
- Может создавать устные и письменные высказывания;
- Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;
- Ребенок владеет операциями классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;
- Ребенок может проанализировать ход и способ действий;
- У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;
- Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.
4. Коммуникативные УУД:
- Ученик умеет договариваться;
- Ученик умеет вступать в диалог;
- Ребенок может сотрудничать с другими людьми;
- Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы;
- Ученик может отслеживать действия партнера;
- Ребенок умеет слушать и слышать;
- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
- Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник, тетрадь, ММП, ПК, Интернет ресурс РЭШ, раздаточный материал.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I . Организационный момент |
настроить класс к работе |
|
II. Актуализация |
- На предыдущем занятии мы с вами познакомились с простейшими животными, тело которых состоит из одной клетки. - Кто лишний на этом слайде? Почему? - Что объединяет все оставшиеся животные? - Правильно. Многоклеточные животные разделяют на беспозвоночных и позвоночных. А у нас с вами есть позвоночник? - А сейчас давайте разберёмся кто такие беспозвоночные животные? - Некоторые признаки беспозвоночных вы можете назвать сами, я только подскажу вам как их можно вспомнить. 2. Употребляют только готовые органические вещества 3. Активно перемещаются в пространстве 4. Они многоклеточные 5. У них нет позвоночника. Откройте тетради, запишите дату на полях и тему, после этого запишите признаки беспозвоночных животных. |
Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетради. - Змея, она позвоночное животное. - Они беспозвоночные. - ДА, у нас на спинной части есть позвоночник, и поэтому мы относимся к позвоночным. Признаки беспозвоночных: 1. в клетках отсутствуют хлоропласты, 2. употребляют только готовые органические вещества 3. Активно перемещаются в пространстве 4. Они многоклеточные 5. У них нет позвоночника. |
III. Изучение нового материала |
- Беспозвоночные животные – самая многочисленная группа животных. К ним относятся: Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Иглокожие. - Для того чтобы познакомиться поближе с этими животными я предлагаю вам стать учеными-исследователями. Делить класс на 6 групп. - У вас на партах конверт с планом работы и информацией о животных которых будете изучать. Ваша задача составить кластер (можно по образцу, можно придумать свой вариант). На эту работу вам дается 10 минут. - Вашу работу в группах оценят наши наблюдатели. - По окончании работы вы должны презентовать свой кластер. - Эту часть вашей работы оценят наблюдатели других групп. - Время пошло, всем удачи! |
Изучение нового материала через реализацию исследовательской деятельности Работают в группах в течение 10 минут. Каждая группа у доски представляет свою работу. |
IV. Рефлексия
|
Предлагаю ответить на данные вопросы Я узнал, что… Мне было интересно (не интересно)… Мне показалось сложным… Я бы хотел еще узнать… Я поработал(а) на … |
Анализируют урок, свою работу на уроке и высказываются. |
V. Д/З |
Параграф 20, с. 94-96 Найти 2 интересных факта о представителях группы беспозвоночных животных. |
Записывают д/з в дневник |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Представители.
2. Среда обитания.
3. Особенности строения.
4. Значение в природе и жизни человека.
5. Интересные факты.
1. Губки - преимущественно морские организмы, не многие – пресноводные. Насчитывают около 8000 видов. Внешне губок даже трудно принять за животных. Они совершенно не подвижно сидят, прикрепившись к субстрату, и никак не реагируют на раздражение. Губки чаще колониальные организмы, но встречаются и одиночные. На ощупь губки твердые, жесткие. Пресноводные бадяги (используют в медицине) серые или зеленоватые, но морские губки часто ярко окрашены. Окраска зависит о наличия пигментных клеток. Губки отличаются крайне примитивной организацией. Их тело не имеет какой-либо симметрии, оно бесформенное. Внутри бокаловидного или мешковидного тела. Настоящих органов и тканей у губок нет, но их тело состоит из разнообразных клеточных элементов. Почти все Губки имеют скелет, образованный кремнёвыми или известковыми иглами.
Жизнедеятельность губок связана с непрерывным процеживанием через тело воды, которая благодаря биению жгутиков поступает в поры и, пройдя систему каналов, жгутиковых камер и внутреннюю полость, через устье выходит наружу. С водой в губку поступают пищевые частицы (простейшие, диатомовые водоросли, бактерии и пр.) и удаляются продукты обмена. Вода фильтруется и очищается.
Обладают высокой способностью к регенерации (восстановлению утраченных частей тела). Многие губки, а также населяющие их микроорганизмы вырабатывают биологически активные вещества, используемые в медицине. А именно: соединения, обладающие противовирусными, антибактериальными, противогрибковыми и даже противоопухолевыми свойствами. До изобретения синтетических губок они применялись для мытья, в качестве средства для нанесения краски и глазури.
2. Кишечнополостные – это просто устроенные многоклеточные животные, имеющие два слоя клеток тела. Насчитывается более 10000 видов. К ним относятся водные плавающие животные (медузы) и сидячие (кораллы и гидры).
Тело кишечнополостных чем-то напоминает термос: в нем тоже двухслойные стенки. Горлышко термоса – это как будто ротовое отверстие кишечнополостных, а полость термоса – это их кишечная полость. Это их существенный признак — наличие в теле кишечной полости — послужил основанием для названия типа. Чтобы захватывать пищу, у кишечнополостных вокруг рта имеются щупальца, которые парализуют мелких животных выделяемой едкой жидкостью.
Самая крупная медуза – арктическая цианея – достигает 2 м в диаметре купола, а щупальца имеют длину около 20 м. Для человека ее яд не опасен.
Кишечнополостные являются необходимым звеном в цепях питания в Мировом океане. Они регулируют численность рыб и ракообразных. Коралловые полипы принимают участие в круговороте кальция в природе, а также образуют осадочные породы. В природе можно наблюдать удивительные симбиозы кишечнополостных с другими организмами. «Сожительство» рака-отшельника и актинии адамсии. Актиния использует рака для передвижения, получает пищевые частички из песка, взбаламученного раком, а также его остатки пищи. В лице адамсии рак-отшельник получает надежную защиту от врагов. При смене домика, рак переносит актинию на новое местожительство.
Представители кишечнополостных животных являются объектами промысла. В пищу используют засоленных медуз. Из коралловых полипов изготавливают всевозможные предметы искусства, украшения. Ветки кораллов используют в качестве сувениров. Самыми ценными являются черный и красный кораллы, из них изготавливают дорогие ювелирные изделия. На коралловых рифах часто создают подводные заповедники Присутствует и негативное влияние кишечнополостных, например, коралловые полипы формируют рифы, препятствующие свободному передвижению судов; для человека опасен яд некоторых медуз, к примеру, яд стрекательных клеток португальского кораблика, обитающего в тропических морях, вызывает не только сильнейшие ожоги, но и нарушения ритма дыхания, работы сердца.
3. Черви — группа многоклеточных животных с вытянутым телом, без опорных (скелетных) образований. Они обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие черви являются паразитами растений, животных и человека. К червям относят планарию, аскариду, дождевого червя и др.
У червей длинное тело, заостренное на концах, что позволяет легко закапываться в грунт. Дождевой червь роет ходы под землей, заглатывая почву и пропуская ее через кишечник. При этом он разрыхляет и удобряет землю. Вместе с бактериями и низшими грибами почвенные черви участвуют в круговороте веществ, разлагая мертвые органические вещества и возвращая в почву перегной.
Черви неотъемлемая составляющая пищевых цепочек. Свободноживущие особи поглощают бактерии, простейших, а сами стают кормом для рыб, рачков.
Среди червей много опасных паразитов, например печеночный сосальщик, человеческая аскарида, бычьи и свиной цепни. Личинка бычьего цепня попадает в организм человека с непроваренным мясом, поселяется в кишечнике и вырастает до 12 метров длиной. Через грязные руки и немытые овощи и фрукты можно заразиться человеческой аскаридой. Эти черви не такие длинные, но могут образовывать большие скопления в кишечнике. Некоторые паразитические черви поражают печень, кровеносные сосуды и даже головной мозг.
Классификация червей:
- Тип Плоские черви, Классы
– Ресничные, насчитывает свыше 3500 видов. Это преимущественно свободноживущие плоские черви, представитель Молочно белая планария
– Сосальщики, насчитывает более 3 тыс. видов и практически полностью перешел к паразитическому образу жизни, представитель Печеночный сосальщик
– Ленточные, описано около 3500 видов, представитель Бычьи цепень
- Тип Круглые черви, описано более 24 тыс. видов паразитических и свободноживущих нематод, представитель Человеческая аскарида
- Тип Кольчатые черви, Классы
– Многощетинковые, насчитывает более 10 тысяч видов, представитель Пескожил
– Малощетинковые, насчитывает 4-5 тысяч видов. представитель Дождевой червь
– Пиявки, известно около 500 видов, представитель Медицинская пиявка.
4. Моллюски.
Моллюски — включает более 100 тысяч видов, наземные и водные животные с мягким нечленистым телом, покрытым кожной складкой — мантией. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. У большинства моллюсков есть раковина, у одних моллюсков она имеет вид спирали, у других состоит из двух створок. К моллюскам относятся наземные животные – улитки и слизни – и водные – беззубки, устрицы, мидии и другие. Есть моллюски и без раковин – это кальмары, каракатицы и осьминоги.
Крупнейшим двустворчатым моллюском является гигантская тридакна, достигающая длины 138 см и веса 250 кг.
Многие моллюски употребляются человеком в пищу и разводятся специально на отгороженных участках моря – морских фермах. Это устрицы и мидии. Блюда из морепродуктов содержат большое количество кальция, фосфора, селена, йода, меди, железа, а также легкоусвояемого белка и минеральных веществ. Источником важного для организма человека цинка и кобаламина (витамина В12) являются устрицы.
Жемчужница способна откладывать перламутровый слой не только на створках раковины, но и на песчинке, попавшей в полость тела. Так получается драгоценный жемчуг. Жемчужниц тоже научились разводить на морских фермах.
Содержимое чернильного мешка кальмаров и каракатиц применяют для производства натуральной китайской туши и коричневой краски — сепии.
Моллюски могут нанести вред человеку как вредители на сельскохозяйственных площадях. Например, слизни и виноградная улитка наносят вред, так как съедают урожай.
Моллюски являются питанием для очень многих обитателей морей и океанов. Для рыб, для морских животных моллюски порой единственная еда. Моллюсков в океане великое множество совершенно не случайно — так как это питание и это своеобразные фильтры для морской воды. Они являются естественными фильтраторами, питаясь отцеженной органикой, которая находится в толще воды (минеральными частицами, бактериями и экскрементами живых организмов, водорослями). Одна устрица за час отфильтровывает примерно 10 л воды, мидия около 4 л.
Значительно сокращает численность мидий и устриц хищный моллюск — рапана. Корабельный червь (шашень) портит днища судов, нарушает целостность деревянных частей портовых сооружений, протачивая ходы. Двустворчатый моллюск дрейсена, прикрепляясь к подводным частям кораблей, сильно утяжеляет их и мешает ходу.
5. Членистоногие.
Членистоногие — самая большая группа животных, населяющих нашу планету. По видовому многообразию членистоногие намного превышают численность других групп животных, а также растений, грибов, бактерий. Это обилие видов объясняется хорошо развитыми у членистоногих приспособлениями к всевозможным местообитаниям и разным источникам пищи. К членистоногим относятся ракообразные, паукообразные и насекомые.
Ракообразные — описано около 73 000 видов, в основном водные животные. Их тело состоит из головы, груди (или головогруди) и брюшка. Органы дыхания — жабры. К ракообразным относятся раки, крабы, омары, креветки, лангусты.
Планктонные рачки являются необходимым звеном в цепях питания морских животных. Они питаются, как правило, одноклеточными водорослями и органическими частицами, взвешенными в воде. В свою очередь, планктонными рачками питаются рыбы.
Равноногие раки питаются в основном мертвыми организмами, растительными остатками, способствуют процессам разложения органических остатков. Поэтому играют существенную роль в качестве сапрофагов в биоценозах.
Паукообразные — описано более 114 тыс. видов, это в основном сухопутные членистоногие, которые имеют восемь ног. Тело паукообразных состоит из головогруди и брюшка. К паукообразным относятся пауки, клещи, скорпионы, сенокосцы.
Насекомые — это членистоногие, которые имеют шесть ног и органы воздушного дыхания — трахеи. Тело насекомых состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. У большинства видов насекомых развиты крылья. Насекомые — самая большая группа среди всех животных. Их более 1 млн видов. Наиболее разнообразен мир насекомых в тропиках. В более умеренных широтах число их видов не так велико.
Давние предки насекомых, выйдя из воды, утратили жабры и развили новый аппарат для того, чтобы дышать не растворенным в воде, а атмосферным кислородом. Этот аппарат, одинаковый у всех современных насекомых, состоит из сети чрезвычайно тонких воздухоносных трубочек, которые пронизывают все ткани тела и связаны с внешней атмосферой несколькими микроскопическими отверстиями — дыхальцами, расположенными по бокам тела. У насекомых, обитающих в воде, дыхание осуществляется двумя способами. Это зависит от того, какое строение имеет их трахейная система.
Многие из водных организмов имеют закрытую трахейную систему, в которой не функционируют дыхальца. Она замкнута, и в ней нет «выходов» наружу. Дыхание осуществляется при помощи жабр – выростов тела, в которые входят и обильно разветвляются трахеи. Тонкие трахеолы настолько близко подходят к поверхности жабр, что через них начинает диффундировать кислород. Это и позволяет некоторым насекомым, обитающим в воде (личинки и нимфы ручейников, веснянок, поденок, стрекоз) осуществлять газообмен. При переходе их к наземному существованию (превращении в имаго) жабры редуцируются, а трахейная система из закрытой превращается в открытую.
В других случаях дыхание водных насекомых осуществляется атмосферным воздухом. У таких насекомых имеется открытая трахейная система. Они набирают воздух через дыхальца, всплывая к поверхности, а затем опускаются под воду до тех пор, пока его не израсходуют. В связи с этим, у них имеются две особенности строения:
1. Развитые воздушные мешки, в которых могут храниться большие порции воздуха.
2. Развитый замыкательный механизм дыхалец, который не пропускает воду внутрь трахейной системы.
Возможны и другие особенности. Например, у личинки жука-плавунца дыхальца находятся на заднем конце тела. Когда ей необходимо «сделать вдох», она подплывает к поверхности, принимает вертикальное положение «вниз головой» и выставляет наружу часть, где расположены стигмы.
У личинки обыкновенного комара от соединенных вместе 8 и 9 сегментов брюшка вверх и назад отходит дыхательная трубка, на конце которой открываются главные трахейные стволы. Когда трубка выставляется над водой, через просветы стволов насекомое получает воздух.
6. Иглокожие — Насчитывается около 7000 современных видов, обитатели морей, преимущественно донные животные, способные к медленному передвижению. К этой группе относятся морские звёзды, морские ежи, голотурии. Размеры иглокожих составляют от нескольких миллиметров до 1 м. Когда находят пищу – заглатывают ее или обволакивают ее вывернутым наружу желудком, осуществляя наружное пищеварение. Рот у иглокожих находится на нижней стороне тела, а анальное отверстие – на спине.
Иглокожие имеют иглы и пластинки для придания прочности покровам и защиты от врагов. Тело иглокожих может становиться полностью мягким, а может в нужный момент затвердевать.
Если морскую звезду разделить на отдельные лучи, из каждой вырастет новая звезда.
Данные организмы впитывают радиоактивные вещества из воды. Как и другие животные, иглокожие являются звеном питания: морских ежей, офиуров и морских звезд употребляют большие ракообразные, рыбы, осьминоги, выдра-калан. Некоторые представители иглокожих – хищники, которые питаются моллюсками, рыбой и морскими ежами, коралловыми полипами и устрицами. Животные питаются останками животных и растений, очищая морское дно. Также они поддерживают численность планктона в водной среде.
Некоторых из них человек употребляет в пищу – съедобных голотурий — трепанги. Из останков иглокожих сформировались известняк, бельгийский мрамор, которые применяются в строительстве. Кроме положительной роли иглокожих есть и некоторые негативные стороны. Среди них есть ядовитые виды, представляющие опасность. Например, морская звезда терновый венец имеет шипы с ядовитой слизью, диадемы – острые и тонкие иглы.
Иглокожие.
Строение – Звездообразная, шаровидная или червеобразная форма тела. Недоразвитый скелет.
Движение – Движутся медленно с помощью конечностей, развита мускулатура.
Дыхание – Кожные жабры, покровы тела при участии воднососудистой системы.
Кровеносная система – Специальных нет.
Выделение происходит через стенки каналов воднососудистой системы.
Нервная система – Нервная система имеет лучевое строение: от окологлоточного нервного кольца отходят радиальные нервные тяжи по числу людей тела.