Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая программа для 8 класса «Шкатулка с секретом»

Дата публикации: 2019-09-17 15:43:04
Статью разместил(а):
Моисеева Галина Анатольевна

 Рабочая программа для 8 класса «Шкатулка с секретом»

Автор: Моисеева Галина Анатольевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Бийск Алтайского края

 

Уровень: общеобразовательный.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Шкатулка с секретом» для 8 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

·         Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577); 

·         Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями); 

·         приказа МБОУ «СОШ №1» от  23.06.2015 № 163 «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1»; 

·         приказа МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2018 № 239 «Об утверждении Годового календарного учебного графика на 2018/2019 учебный год МБОУ «СОШ №1»; 

·         приказа МБОУ «СОШ № 1» от 17.05.2018 № 185 «Об утверждении Учебного плана основного общего образования МБОУ «СОШ №1»;

·         приказа МБОУ «СОШ №1» от 14.05.2018 № 183 «Об утверждении Положения о рабочей программы учебного предмета, курса МБОУ «СОШ №1»; 

·         примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года);

Курс внеурочной деятельности «Шкатулка с секретом» в 8 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы перекликаются с основным курсом математики 5 – 8 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Программа курса «Шкатулка с секретом» для учащихся 8 класса направлена на повышение интеллектуального уровня, развитие творческих способностей личности, углубленное знакомство с историей развития математики и, как следствие, расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем: «Язык и логика» и «История в  математике».    Использование исторических задач и разнообразных старинных способов их решения не только обогащает опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяет им осваивать важный культурно – исторический пласт истории человечества, связанный с поиском решения задач. Это важный внутренний (связанный с предметом), а не внешний (связанный с отметками, поощрениями и т.п.) стимул к поиску решения задач и изучению математики.

Программа курса «Шкатулка с секретом» направлена не только на освоение учащимися учебного материала базового уровня, но также выполнение  заданий, развивающих самостоятельность, инициативу и творчество детей и направленных на формирование  надпредметных компетенций.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 8, так и в 9 классе. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, практикумов, игр. Особое внимание уделяется формированию умений  решения нестандартных заданий по математике, логике и задач повышенной сложности олимпиадного уровня.

Цель курса: 

  • развитие математических способностей и логического мышления;
  • повышение интеллектуального уровня, развитие творческих способностей личности;
  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно - исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Задачи курса: 

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
  • наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
  • приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
  • решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурса;
  • подготовка  детей  к профильной системе обучения.

Программа рассчитана на 35 часов, предполагает более глубокое, по сравнению с школьным курсом, изложение и обобщение теории, решение  задач, проектную деятельность. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании.  Каждое занятие состоит из двух частей: задачи и головоломки, решаемые с учителем и предлагаемые учителем, и задачи найденные учащимися для совместного решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Изучают историю математики, работая над созданием проектов. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.

При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Частота занятий – 1 раз в неделю.

2. Планируемые результаты.

Предметные:

·         знают особые случаи устного счета;

·         решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;

·         решают нестандартные задачи на разрезание

·         решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля;

·         знают определения основных геометрических понятий;          

·         решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора  возможных вариантов;

·         измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие;

·         вычисляют значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов).

Метапредметные:

·         могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

·         находят наиболее рациональные способы решения логических задач;

·         выделяют известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах;

·         имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;

·         умеют работать с текстом,  искать информацию в открытом информационном пространстве, умеют составлять занимательные задачи;

·         умеют отыскивать способы решения исторических задач, отталкиваясь от понимания их сути;

·         могут устно прикидывать и оценивать результаты.

Регулятивные:

·         учитывают правила в планировании и контроле способа решения;

·         оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

·         различают способ и результат действия;

·         осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;

·         вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок;

·         умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели. Могут проводить сравнительный анализ.

·         Умеют планировать пути достижения целей.

Познавательные:

·         используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

·         проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач;

·         владеют общими приемами решения задач;

·         учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         владеют общими приемами решения задач.

·         умеют применять изученные свойства и формулы.

Коммуникативные:

·         учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         контролируют действия партнера;

·         умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению;

·         приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·         могут участвовать в диалоге;

·         могут аргументировать свою точку зрения;

·         умеют строить монологическое контекстное высказывание;

·         могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры.

Личностные:

·         формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за       свою Родину; российский народ и историю России;

·         формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·         формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;  

·         овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;    

·         принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

·         формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·         формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Формы проведения занятий:

При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:

·         построение алгоритма действий;

·         фронтальная, когда ученики работают синхронно под управлением учителя;

·         работа в парах, взаимопроверка

·         самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;

·         постановка проблемной задачи и совместное ее решение;

·         обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.

Контроль ожидаемых результатов.

Контроль осуществляется, в основном, при проведении математических игр, математических праздников, заслушивании творческих работ и подведении итогов проектной деятельности.

Творческие работы учащихся по темам:

1.      П. Ферма и его теорема.

2.      Б. Паскаль и его научные труды.

3.      Жизнь Р. Декарта и математика в его жизни.

4.      И. Ньютон и его открытия.

5.      Задачи в стихах.

6.      Вклад русских математиков в развитие математической науки.

7.      Проект «Пифагор и его школа».

 

Тематическое планирование

№ п\п 

Тема занятия 

кол-во часов 

Дата 

I модуль: « Язык и логика» 

1

Как возникло слово «математика». Приемы устного счета.

1

 

2

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

1

 

3

Завтрак с головоломками: «Задача со спичками»,  «Тень»,  «Коварный пень».

1

 

4

Рассказы о числах - великанах.

1

 

5

Решение олимпиадных задач арифметическим методом. Универсальные кривые ( фигуры).

1

 

6

Биографическая миниатюра. Пифагор.

1

 

7

Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек».

1

 

8

Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии.

1

 

9

Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.

1

 

10

Решение олимпиадных задач. Лабиринты.

1

 

11

Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть?

1

 

12

Геометрия дождя и снега

1

 

13

Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность.

1

 

14

Прибавление четного. Знак произведения

1

 

15

Решение задач игры «Кенгуру».

1

 

16

Разбиение на пары. Решение задач игры «Кенгуру».

1

 

17

Зашифрованная переписка

1

 

II модуль: « История в математике». 

18

Простые числа. Решение олимпиадных задач (математические ребусы).

1

 

19

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра. Архимед. Решение олимпиадных задач (на совместную работу).

1

 

20

Старинные меры. Задачи из учебника Магницкого

1

 

21

Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач (на делимость чисел).

1

 

22

Приемы устного счета. Происхождение математических знаков.

1

 

23

Решение олимпиадных задач (задачи мудрецов).

1

 

24

 Биографическая миниатюр. Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание .

1

 

25

Геометрические иллюзии. Геометрические задачи – головоломки: «Модель башни Эйфеля», «Число граней».

1

 

26

Математика и сказание о потопе.

1

 

27

Считаем устно. Решение олимпиадных задач («тридцать разных задач»)

1

 

28

Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе.  Игра « Попробуй сосчитай».

1

 

29

Решение олимпиадных задач (с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах.

1

 

30

Тестовые задачи (задачи, решаемые с конца)

1

 

31

Математические ребусы. Решение олимпиадных задач.

1

 

32

Древние индийские задачи.

1

 

33

Тестовые задачи (переливание).

1

 

34

Логические задачи.

1

 

35

Итоговое занятие.

1

 

Итого: 35 часов.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь