Опыт использования инновационных технологий обучения в образовательных учреждениях

Дата публикации: 2019-09-24 17:30:25
Статью разместил(а):
Имамиева Анна Валерьевна

Опыт использования инновационных технологий обучения в образовательных учреждениях

Автор: Имамиева Анна Валерьевна

 

Современная наука не стоит на месте, она развивается в геометрической прогрессии. Ежегодно исследователи и изобретатели представляют нашему вниманию все более и более автоматизированные технические средства обучения. Современные технологии в учебном процессе становятся все более востребованными.

Следовательно, учитель сегодня должен владеть соответствующими конструкторскими компетенциями. Формирование таких компетенций предполагает наличие определенных педагогических условий, способствующих их эффективности. В философии категория «Условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениями, без которых он существовать не может. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.

Ещё Л.С. Выготский утверждал, что необходимо заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования.

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональных интересов и конструкторских компетенций учителя при создании и использовании мультимедиа уроков, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе мы встречаемся с различными точками зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные Н.М. Борытко и В.И. Андреевым. Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом предполагающего достижение определенного результата.

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей.

То есть под педагогическими условиями понимаются такие зависимости, которые обеспечивают с необходимой и достаточной полнотой отбор специфического содержания форм и методов обучения и воспитания для решения конкретной педагогической задачи. Все это возможно только для педагогов, работающих над собой, повышающих свой потенциал.

В распоряжении педагогов сегодня имеется огромное количество современного интерактивного оборудования, но один из его видов заслуживает отдельного внимания. Документ-камера представляет собой устройство, которое помогает воспроизвести предметы любого типа – от книг и фотографий до сложных двух- и трехмерных объектов.

Какие же получает преимущества преподаватель, который в своем арсенале педагогических инструментов широко использует документ-камеру? Такое мультимедийное оборудование очень быстро готовится к работе. Этому устройству не требуется никаких дополнительных материалов – ни наглядных, ни обучающих. Управление документ-камерой тоже не требует от учителя каких-либо серьезных навыков работы с компьютером или знания языков программирования, достаточно будет уровня начального пользователя.

Среди технических возможностей документ-камеры были выделены следующие основные функции:

- демонстрация плоских и объемных изображений и объектов;

- увеличение демонстрируемого объекта;

- демонстрация сложных учебных действий;

- динамическая презентация результатов работы;

- выделение фрагментов текстового и иллюстративного материала;

- запись объектов и процессов в виде изображений и видеофайлов для последующей демонстрации, и изучения.

Документ-камера помогает установить обратную связь между учителем и классом, повысить мотивацию учащихся. Это происходит, например, во время анализа контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени, с комментариями учителя, когда весь класс принимает участие в этом процессе. Как известно, человек по свое природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

Опыт нашей работы в младших классах, и динамические возможности документ-камеры позволяют демонстрировать прописывание букв, проверку и другие виды работы в онлайн-режиме. Документ-камера помогает детям по показу учителя сориентироваться в задании учебника, позволяет вывести на экран любой рукописный текст, образец прописных букв и другой рукотворный материал, демонстрация которого требуется на уроке.

Практические занятия становятся более привлекательными, когда школьникам разрешено самим разместить предметы, соответствующие выбранной ими теме под камерой документов и сделать их презентацию. Таким способ также приобретается опыт публичных выступлений. Еще одно достижение, которое гарантирует использование документ-камеры в учебном процессе – сокращение затрат на копирование, например, вместо того, чтобы копировать 30 листов с контрольными вопросами для каждого ученика, достаточно поместить одну копию под камеру документов, где ее могут видеть все ученики класса одновременно.

Опыт общения с учителями школ, в которых уже активно применяются современные средства обучения, подтверждает: документ-камера – это действительно необходимый инструмент современного образовательного процесса. При этом устройство довольно простое в освоении. Как показывает практика, от момента, когда учитель спрашивает, что это такое и как с эим работать, до момента, когда он самостоятельно управляет устройством, проходит всего пара часов. Хотя некоторые технические детали (использование встроенных эффектов, сохранение и обработка изображений на компьютере), конечно, постигаются уже в процессе работы, когда появляется потребность расширить область применения. Документ-камера обязательно преобразует урок или презентацию в обогащенный процесс обучения.

Таким образом, считаю, что идти в ногу со временем и находить все более современные методы обучения для педагога является самым важным условием, недаром, мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь».