Социальный проект «Мы за чистый город!»
Социальный проект «Мы за чистый город!»
Автор: Зайдулина Лилия Минсагировна
МОУ «Железногорская СОШ № 5 им. А.Н. Радищева»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цель проекта: Найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов в городе Железногорске-Илимском.
2. Познавательные задачи:
· Ребята должны знать экологические проблемы города и находить способы их решения.
· Научить самостоятельному поиску решения проблемы, приобретать недостающие знания из разных источников.
· Учить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практической задачи.
Метапредметные задачи:
· Развитие коммуникативных навыков при взаимодействии в группе, навыков самостоятельного исследования проблемы, навыков проведения устного опроса.
· Вовлечение учащихся в активный познавательный процесс; активизация мыслительной деятельности школьников при проектировании (умение планировать свою деятельность, анализировать и синтезировать полученную информацию).
· Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.
· Воспитание активной жизненной позиции, любви к родному краю, городу, стремления преобразить город в лучшую сторону.
3. Ожидаемые результаты реализации проекта:
· Вклад младших школьников в преображение родного города и создание экологически чистой окружающей среды.
· Проявление социальной активности младших школьников в решении проблем по очищению города от мусора.
· Повышение уровня заинтересованности в сохранении природной среды.
4. Гипотеза: Если мы изучим экологическое состояние окружающей среды нашего города и сможем предложить окружающим пути уменьшения количества мусора, то возможно наш город станет чище и уютнее.
5. Возраст обучающихся: 8-9 лет.
6. Время работы над проектом: 1 месяц.
7. Режим работы: внеурочная деятельность.
8. Форма работы: групповая.
9. Доминирующая деятельность: исследовательская.
10. Предметно – содержательная область: монопроект.
11. Характер координации проекта: непосредственный.
12. Участники проекта: обучающиеся 3А класса МОУ «Железногорская сош №5 им. А.Н. Радищева»
ХОД ПРОЕКТА
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I этап. Погружение в проект |
||
Мотивация учащихся к теме. |
- Посмотрите, что это такое?! (демонстрация фотографий самых загрязнённых мест города). - Как вы думаете, откуда берётся мусор? - Представьте себе, что в городе люди перестали убирать мусор... Что же может произойти? (экологический прогноз) - Можно ли данную ситуацию назвать проблемной? Почему? |
Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, бутылки, банки, фантики, старые вещи и много другое. Отходы кругом. Мусора очень много, что невозможно ходить по улицам, развелись крысы – экологическая катастрофа |
II этап. Организация проектной деятельности |
||
1. Актуализация знаний |
||
1. Выбор темы и целей проекта. |
- Как можно назвать мусор другими словами? – В своём рассказе вы использовали слова: отходы, мусор. – Найдите более широкое понятие, как трактует эти слова словарь. Города нашей страны буквально задыхаются от мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Это огромное количество мусора, вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. - Что происходит дальше? - А, что мы можем сделать? - Как будет называться наш проект? Выбираем самое лучшее название, например, «Мы за чистый город!». - Что мы хотим сделать? |
Варианты детей - сор, отходы, хлам, отбросы и т. д. Отходы – непригодные для производства данной продукции виды сырья, его остатки или образующиеся в результате производства вещества и энергия, которые не могут быть включены в данный производственный цикл. Отходы одного производства могут служить сырьем для другого. Мусор – твердые бытовые отходы и отбросы. Мусор гниёт загрязняя воздух, почву, а также водоемы, из которых мы получаем питьевую воду. Предложения детей. Уменьшить количество мусора в нашем городе. |
2. Плановые работы. |
||
1. Определение источника информации. |
Упражнение «Мозговой штурм». - Работая в группах составьте схему идей «Как мы можем уменьшить количество мусора в нашем городе?». Для проведения данной работы ребятам предлагается инструкция (Приложение №1) |
Свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей, даже странных и непривлекательных. |
2. Планирование сбора и анализа информации. |
Проработка предложенных обучающимися идей осуществляется при помощи задания «Звёздочка рассуждения». (Приложение №2) В результате оценки идей выбираются наиболее приемлемые. План работы 1.Осмотреть прилежащие к школе территории, зафиксировать состояние точек по сбору мусора. 2. Опросить жителей города по данному вопросу. 3. Пригласить представителей организации, занимающейся вывозом ТБО, получить информацию об этом. 4. Найти дополнительно сведения о проблеме загрязнения окружающей среды ТБО. 5. Организовать субботник по уборке от мусора. |
«Мусор в нашем городе»: - Изучение информации о влиянии мусора на природу и здоровье человека. - Просмотр и обсуждение видеофильма «Враг природе – это мусор!» - Чтение литературных произведений. - Опрос общественного мнения. - Беседы с родителями «Не мусори, начни с себя!» - Организация и проведение субботника. - Использование мусора в своём творчестве. |
3. Планирование итогового продукта. |
- Что будет главным результатом проекта? |
Мини-проекты, позволяющие уменьшить количество бытового мусора в нашем городе. |
4. Формулирование проблемы. |
Обобщение: - Почему в природе нет старой листвы, нет мертвых животных, нет природного мусора, а в городе есть? |
Вывод : Биологический круговорот носит замкнутый характер, циклический характер, и практически бесконечен, как сама жизнь. Чем больше мы берём у природы, тем больше отдаём. Процесс этот носит линейный характер. |
5. Выделение из проблемы подпроблем |
Отправимся в банк проектов: · Природные разрушители мусора. Научная лаборатория. · Урны. · Средства массовой информации в борьбе за чистоту. · Субботники по очистке от мусора. · Вторичное использование отходов. |
Дети предлагают свои темы мини-проектов. |
3. Организация исследовательской деятельности. |
||
1. Организация детей в группы. |
- Какой проект тебе интересно осуществить? - С кем бы ты хотел работать над проектом? Детям предлагаются памятки по организации работы над проектом. (Приложение №3) |
Дети делятся на группы по интересам |
2. Определить цели и задачи каждой группы |
- О чем пойдет речь в каждом проекте? |
Ребята предлагают свое видение каждого проекта. |
3. Планирование работы по решению задач проекта |
А теперь поговорим об оформлении проекта. – Как можно оформить ваш проект? |
Варианты оформления проекта: видеоролик, рисунок, схема, таблица, плакат, постер и т.д |
4. Определение критериев оценки защиты проекта |
- Какими качествами должна обладать ваша будущая работа? Помощником в нашей работе будет карта «Работа с информацией» (Приложение №4) – А вот представлять на суд зрителей свои разработки мы будем на следующем уроке. Кого мы пригласим в экспертную группу? – Чтобы ваше выступление было интересным, каким должно быть само выступление? |
Критерии проекта: значимость для города, оригинальность, реальность. Родителей, представителей администрации города. Критерии выступления (представления проекта): эмоциональность, полнота изложения, культура речи грамотные ответы на вопросы. |
5. Распределение обязанностей в группе. |
|
«Журналисты» – сбор информации; «Координатор проекта» – руководит деятельностью всех членов группы; «Художники» – оформление; «Менеджер» – пытается выгодно прорекламировать проект. |
4. Результаты и выводы |
||
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. |
Обсуждение вместе с ребятами каждого проекта: · «Природные разрушители мусора. Научная лаборатория». – Какие природные организмы разрушают мусор в природе? Прочитай об этом в книгах. · «Урны». – По форме, по внешнему виду. – В каких метах города, лучше всего установить урны? · «СМИ в борьбе за чистоту». – В каких средствах массовой информации и как рассказывают, о борьбе за чистоту? · «Вторичное использование отходов». – Как и для чего можно сортировать мусор? – Как вторично можно использовать сортированный мусор и пластиковые бутылки? |
Проектные тетради с фиксацией промежуточных результатов деятельности. Наблюдения, советы, вопросы. |
III этап. Представление готового продукта |
||
Представление результата работы в разнообразных формах. |
– Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Ребятам предлагается памятка «План защиты проекта» (Приложение №5) – Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали. |
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от участников, так и от слушателей. Информационный проект. Акция с изготовлением табличек «Не надо мусорить» и установкой у урн в центральной части города. Радио, телевидение, газеты, листы-объявления с приглашением на субботник. Изготовление игрушек с использованием бросового материала. |
IV этап. Оценка процессов и результатов работы |
||
|
Участие в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок, с помощью сигнальных карточек «Светофор». – Правильно ли были приняты решения при изготовлении того или иного продукта? – Была ли какая-нибудь часть работы пустой тратой времени и почему? – Что было самым сложным? – Если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому? Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией, коммуникацией. |
Зелёный кружок - если ваш участник группы во время работы над проектом работал активно, грамотно, вносил в работу интересные идеи; жёлтый кружок - если вашему товарищу приходилось напоминать о его обязанностях в группе, и он выполнял их, но не вовремя; красный кружок - если ваш сосед был пассивен, ему постоянно приходилось напоминать о его обязанностях в группе, и он всё равно их не выполнял. |
ИТОГ проекта |
||
|
В итоге проекта получилось красочное портфолио-презентация, в котором каждая страничка это маленькая история о заботливом и бережном отношении к родному городу. Деятельность учащихся оценена положительно родителями и жителями города, так как она направлена на улучшение внешнего вида г. Железногорска-Илимского. |
Приложение № 1
ИНСТРУКЦИЯ
- Внимание! Помните, что во время «Мозгового штурма», вы не должны обсуждать, какая идея хорошая, а какая плохая. Оценка ваших идей будет сделана позже – после «Мозгового штурма».
- Не забудьте: надо записывать все предложенные идеи, стараясь, чтобы их было как можно больше.
Приложение № 3
ПАМЯТКА
1. В команде нет лидера, есть организатор.
2. В ходе проектной работы группы не соревнуются между собой. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. В группе не должно быть “спящих” партнёров.
3. Ответственность за результат несут все члены группы выполняющие работу.
Приложение № 4
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ.
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.
1) Сбор информации.
Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.
Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).
Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)
К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.
2) Методы исследования.
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.
Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.
Методы исследования:
- Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
- Изучение источника исследования.
- Опрос.
- Интервью.
- Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
- Анализ информации.
- Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
- Мозговой штурм.
- Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
- Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
- Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
- Сравнение.
- Обобщение.
- Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам. Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.
- Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.
- Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
- Анкетирование.
- Тестирование.
3) Результаты исследования.
Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.
Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.
Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.
Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.
В этом стихотворении пять строк.
- Запишите тему стихотворения одним словом.
- Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.
- Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.
- Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).
- Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.
4) Вывод.
Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.
Приложение №5
ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА
Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.
1. Введение.
Тема моего / нашего проекта …
Цель моей / нашей работы …
Задачи моего / нашего исследования: …
Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …
Творческим продуктом будет …
Моя / Наша работа актуальна, потому что …
2. Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).
- Подготовительный этап:
выбор темы и уточнение названия (_ неделя);
сбор информации ( _ недели).
- Практический этап:
эксперимент и анализ материалов ( _ недели);
изготовление продукта ( _ недели).
- Обобщающий этап:
подготовка выступления (_ неделя);
подготовка к презентации проекта (_ неделя);
защита проекта (_ неделя).
3. Основная часть.
Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …
Потом я / мы приступил(и) к …
Я / Мы завершил(и) работу тем, что …
4. Заключение.
Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …
Это произошло потому, что …
Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …
Работа над проектом показала, что …
Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…
Презентация творческого продукта
5. Самоанализ выступления.
Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.
Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини - анкеты.
- Довольны ли вы своим выступлением?
- Что вам особенно понравилось и запомнилось?
- Что вам не понравилось?
- Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
- Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?