Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Социальный проект «Мы за чистый город!»

Дата публикации: 2019-09-28 10:10:31
Статью разместил(а):
Зайдулина Лилия Минсагировна

Социальный проект «Мы за чистый город!»

Автор: Зайдулина Лилия Минсагировна

МОУ «Железногорская СОШ № 5 им. А.Н. Радищева»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цель проекта: Найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов в городе Железногорске-Илимском.

2. Познавательные задачи:

·         Ребята должны знать экологические проблемы города и находить способы их решения.

·         Научить самостоятельному поиску решения проблемы, приобретать недостающие знания из разных источников.

·         Учить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практической задачи.

Метапредметные задачи:

·         Развитие коммуникативных навыков при взаимодействии в группе, навыков самостоятельного исследования проблемы, навыков проведения устного опроса.

·         Вовлечение учащихся в активный познавательный процесс; активизация мыслительной деятельности школьников при проектировании (умение планировать свою деятельность, анализировать и синтезировать полученную информацию).

·         Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.

·         Воспитание активной жизненной позиции, любви к родному краю, городу, стремления преобразить город в лучшую сторону.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта:

·         Вклад младших школьников в преображение родного города и создание экологически чистой окружающей среды.

·         Проявление социальной активности младших школьников в решении проблем по очищению города от мусора.

·         Повышение уровня заинтересованности в сохранении природной среды.

4. Гипотеза: Если мы изучим экологическое состояние окружающей среды нашего города и сможем предложить окружающим пути уменьшения количества мусора, то возможно наш город станет чище и уютнее.

5. Возраст обучающихся: 8-9 лет.

6. Время работы над проектом: 1 месяц.

7. Режим работы: внеурочная деятельность.

8. Форма работы: групповая.

9. Доминирующая деятельность: исследовательская.

10. Предметно – содержательная область: монопроект.

11. Характер координации проекта: непосредственный.

12. Участники проекта: обучающиеся 3А класса МОУ «Железногорская сош №5 им. А.Н. Радищева»

 

ХОД ПРОЕКТА

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Погружение в проект 

Мотивация учащихся к теме.

- Посмотрите, что это такое?! (демонстрация фотографий самых загрязнённых мест города).

- Как вы думаете, откуда берётся мусор?

- Представьте себе, что в городе люди перестали убирать мусор... Что же может произойти? (экологический прогноз)

- Можно ли данную ситуацию назвать проблемной? Почему?

Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, бутылки, банки, фантики, старые вещи и много другое.

Отходы кругом. Мусора очень много, что невозможно ходить по улицам, развелись крысы – экологическая катастрофа

II этап. Организация проектной деятельности

1. Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей проекта.

- Как можно назвать мусор другими словами?

– В своём рассказе вы использовали слова: отходы, мусор.

– Найдите более широкое понятие, как трактует эти слова словарь.

Города нашей страны  буквально задыхаются от мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Это огромное количество мусора, вывозят специальными машинами и отправляют на свалку.

- Что происходит дальше?

- А, что мы можем сделать?

- Как будет называться наш проект? Выбираем самое лучшее название, например, «Мы за чистый город!». 

- Что мы хотим сделать? 

Варианты детей - сор, отходы, хлам, отбросы и т. д.

Отходы – непригодные для производства данной продукции виды сырья, его остатки или образующиеся в результате производства вещества и энергия, которые не могут быть включены в данный производственный цикл. Отходы одного производства могут служить сырьем для другого. Мусор – твердые бытовые отходы и отбросы.

Мусор гниёт загрязняя воздух, почву, а также водоемы, из которых мы получаем питьевую воду.

Предложения детей.

Уменьшить количество мусора в нашем городе. 

2. Плановые работы.

1. Определение источника информации.

Упражнение «Мозговой штурм».

- Работая в группах составьте схему идей «Как мы можем уменьшить количество мусора в нашем городе?».

Для проведения данной работы ребятам предлагается инструкция (Приложение №1)

Свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей, даже странных и непривлекательных.

2. Планирование сбора и анализа информации.

Проработка предложенных обучающимися идей осуществляется при помощи задания «Звёздочка рассуждения».  (Приложение №2)

В результате оценки идей выбираются наиболее приемлемые.

План работы

1.Осмотреть прилежащие к школе территории, зафиксировать состояние точек по сбору мусора.

2. Опросить жителей города по данному вопросу.

3. Пригласить представителей организации, занимающейся вывозом ТБО, получить информацию об этом.

4. Найти дополнительно сведения о проблеме загрязнения окружающей среды ТБО.

5. Организовать субботник по уборке от мусора.

«Мусор в нашем городе»:

- Изучение информации о влиянии мусора на природу и здоровье человека.

- Просмотр и обсуждение видеофильма «Враг природе – это мусор!»

- Чтение литературных произведений.

- Опрос общественного мнения.

- Беседы с родителями «Не мусори, начни с себя!»

- Организация и проведение субботника.

- Использование мусора в своём творчестве.

3. Планирование итогового продукта.

- Что будет главным результатом проекта?

Мини-проекты, позволяющие уменьшить количество бытового мусора в нашем городе.

4. Формулирование проблемы.

Обобщение: 

- Почему в природе нет старой листвы, нет мертвых животных, нет природного мусора, а в городе есть? 

Вывод : Биологический круговорот носит замкнутый характер, циклический характер, и практически бесконечен, как сама жизнь.

Чем больше мы берём у природы, тем больше отдаём. Процесс этот носит линейный характер. 

5. Выделение из проблемы подпроблем

Отправимся в банк проектов:

·         Природные разрушители мусора. Научная лаборатория.

·         Урны.

·         Средства массовой информации в борьбе за чистоту.

·         Субботники по очистке от мусора.

·         Вторичное использование отходов.

Дети предлагают свои темы мини-проектов.

3.      Организация исследовательской деятельности.

1. Организация детей в группы.

- Какой проект тебе интересно осуществить?

- С кем бы ты хотел работать над проектом?

Детям предлагаются памятки по организации работы над проектом. (Приложение №3)

Дети делятся на группы по интересам

2. Определить цели и задачи каждой группы

- О чем пойдет речь в каждом проекте?

Ребята предлагают свое видение каждого проекта.

3. Планирование работы по решению задач проекта

А теперь поговорим об оформлении проекта. 

– Как можно оформить ваш проект?

Варианты оформления проекта: видеоролик, рисунок, схема, таблица, плакат, постер и т.д

4. Определение критериев оценки защиты проекта

- Какими качествами должна обладать ваша будущая работа? 

Помощником в нашей работе будет карта «Работа с информацией» (Приложение №4) 

– А вот представлять на суд зрителей свои разработки мы будем на следующем уроке. Кого мы пригласим в экспертную группу?

– Чтобы ваше выступление было интересным, каким должно быть само выступление?

Критерии проекта: значимость для города, оригинальность, реальность.

Родителей, представителей администрации города.

Критерии выступления (представления проекта): эмоциональность, полнота изложения, культура речи грамотные ответы на вопросы.

5. Распределение обязанностей в группе.

 

«Журналисты» – сбор информации;

«Координатор проекта» – руководит деятельностью всех членов группы;

«Художники» – оформление; «Менеджер» – пытается выгодно прорекламировать проект.

4. Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов.

Оформление результатов.

Обсуждение вместе с ребятами каждого проекта:

·         «Природные разрушители

мусора. Научная лаборатория».

– Какие природные организмы разрушают мусор в природе? Прочитай об этом в книгах.

·         «Урны».

– По форме, по внешнему виду.

– В каких метах города, лучше всего установить урны? 

·         «СМИ в борьбе за чистоту».

– В каких средствах массовой информации и как рассказывают, о борьбе за чистоту?

·         «Вторичное использование отходов».

– Как и для чего можно сортировать мусор?

– Как вторично можно использовать сортированный мусор и пластиковые бутылки?

Проектные тетради с фиксацией промежуточных результатов деятельности.

Наблюдения, советы, вопросы.

III этап. Представление готового продукта

Представление результата работы в разнообразных формах.

– Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Ребятам предлагается памятка «План защиты проекта» (Приложение №5)

– Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от участников, так и от слушателей.

Информационный проект.

Акция с изготовлением табличек «Не надо мусорить» и установкой у урн в центральной части города.

Радио, телевидение, газеты, листы-объявления с приглашением на субботник.

Изготовление игрушек с использованием бросового материала.

IV этап. Оценка процессов и результатов работы

 

Участие в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок, с помощью сигнальных карточек «Светофор».

– Правильно ли были приняты решения при изготовлении того или иного продукта?

– Была ли какая-нибудь часть работы пустой тратой времени и почему?

– Что было самым сложным?

– Если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому?

Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией, коммуникацией.

Зелёный кружок - если ваш участник группы во время работы над проектом работал активно, грамотно, вносил в работу интересные идеи;

жёлтый кружок - если вашему товарищу приходилось напоминать о его обязанностях в группе, и он выполнял их, но не вовремя;

красный кружок - если ваш сосед был пассивен, ему постоянно приходилось напоминать о его обязанностях в группе, и он всё равно их не выполнял.

ИТОГ проекта

 

В итоге проекта получилось красочное портфолио-презентация, в котором каждая страничка это маленькая история о заботливом и бережном отношении к родному городу.

Деятельность учащихся оценена положительно родителями и жителями города, так как она направлена на улучшение внешнего вида г. Железногорска-Илимского.

 

 

Приложение № 1

ИНСТРУКЦИЯ

  1. Внимание! Помните, что во время «Мозгового штурма», вы не должны обсуждать, какая идея хорошая, а какая плохая. Оценка ваших идей будет сделана позже – после «Мозгового штурма».
  2. Не забудьте: надо записывать все предложенные идеи, стараясь, чтобы их было как можно больше.

 

Приложение № 3

ПАМЯТКА

1.      В команде нет лидера, есть организатор.

2.      В ходе проектной работы группы не соревнуются между собой. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. В группе не должно быть “спящих” партнёров.

3.      Ответственность за результат несут все члены группы выполняющие работу.

 

Приложение № 4

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ.

Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.

1) Сбор информации.  

Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)

К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

2) Методы исследования. 

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.

Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

Методы исследования:

  • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
  • Изучение источника исследования.
  • Опрос.
  • Интервью.
  • Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
  • Анализ информации.
  • Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
  • Мозговой штурм.
  • Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
  • Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
  • Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
  • Сравнение.
  • Обобщение.
  • Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам. Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.
  • Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.
  • Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
  • Анкетирование.
  • Тестирование.

3) Результаты исследования.

Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.

Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.

В этом стихотворении пять строк.

  1. Запишите тему стихотворения одним словом.
  2. Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.
  3. Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.
  4. Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).
  5. Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.

4) Вывод. 

Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.

 

Приложение №5

ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА

Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.

1. Введение.

Тема моего / нашего проекта …

Цель моей / нашей работы …

Задачи моего / нашего исследования: …

Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …

Творческим продуктом будет …

Моя / Наша работа актуальна, потому что …

2. Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).

  • Подготовительный этап:

выбор темы и уточнение названия (_ неделя);

сбор информации ( _ недели).

  • Практический этап:

эксперимент и анализ материалов ( _ недели);

изготовление продукта ( _ недели).

  • Обобщающий этап:

подготовка выступления (_ неделя);

подготовка к презентации проекта (_ неделя);

защита проекта (_ неделя).

3. Основная часть.

Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …

Потом я / мы приступил(и) к …

Я / Мы завершил(и) работу тем, что …

4. Заключение.

Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …

Это произошло потому, что …

Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …

Работа над проектом показала, что …

Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…

Презентация творческого продукта

5. Самоанализ выступления.

Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.

Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы мини - анкеты.

  • Довольны ли вы своим выступлением?
  • Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  • Что вам не понравилось?
  • Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  • Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь