Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.11.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Особенности развития связной речи неслышащих детей

Дата публикации: 2019-10-20 10:52:55
Статью разместил(а):
Ивелева Ирина Николаевна

Особенности и содержание развития связной (монологической) речи неслышащих детей

Автор: Ивелева Ирина Николаевна

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»

 

Развитие связной речи глухих учащихся является одной из самых актуальных проблем в современной специальной методике русского языка.

Основная задача развития связной (монологической) речи в школе глухих – научить детей излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких предложениях, а также строить развернутый монолог о своих впечатлениях, о просмотренном фильме, проделанной работе – обо всем, что происходит в их жизни, т.е. научить создавать текст, высказывание.

Для обучения  построению текстов в программе по развитию речи предусмотрены разнообразные виды работ, среди которых важно выделить изложение как текст, в котором проявляется мыслительная речевая самостоятельность, творчество и общая культура. Письменное воспроизведение прочитанного совершенствует многие умения по связной речи учащихся. При работе над изложением учащиеся познают различные по жанру тексты, их особенности, обогащают речь новым словарём и оборотами речи, учатся логически мыслить, содержательно и литературно передавать свои знания. 

В школе глухих изложения по способу восприятия исходного текста делятся на следующие виды: 
– изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (учитель читает за экраном); 
– изложения, в которых текст воспринимается зрительно (самостоятельное чтение текста детьми, или это может быть чтение с губ); 
– изложения, в которых текст воспринимается и на слух, и зрительно (учитель читает без экрана, с использованием ЗУА, а дети следят за его чтением).

В соответствии с программой по развитию речи в школе для глухих работа над изложением начинается с 3 класса, когда школьники учатся писать подробные и сжатые изложения по плану. Подготовка к этой работе начинается с 1 класса на уроках чтения. Первоклассники воспроизводят содержание прочитанного рассказа в рисунках, находят в тексте предложе­ния, соответствующие этим рисункам или иллюстрациям в учебнике, т.е. по существу составляют картинный план. Кро­ме того, они отвечают на вопросы по тексту, учатся с помощью вопросов объединять описываемые в рассказе события, объяс­нять их. Тогда же начинается работа над пересказом прочитан­ного. Во 2 классе на уроках чтения дети учатся

· делить текст на части,

· составлять план рассказа;

· с помощью плана устно или письменно передавать содержание прочитанного, кратко или полно;

· устно или письменно отвечать на вопросы по тексту, оп­ределять основное его содержание с помощью вопросов: «О ком прочитали? О чем прочитали?»;

· На этих же уроках дети учатся перефразировать предложения из текста («Как сказать по-дру­гому?»).

С этой целью полезно практиковать письменные отве­ты на вопросы в различных вариантах, т.е. учить детей отвечать на один и тот же вопрос по-разному, варианты ответов записы­вать на доске и обращать внимание детей на возможность варь­ирования. На уроках развития речи в 1 и 2 классах ученики также чи­тают различные рассказы, сказки, образцы детских рассказов, а затем устно и письменно отвечают на вопросы по их содержа­нию.

В средних и старших классах школы глухих изложение используется не только с целью и развития связной речи, но и для формирования навыков чтения с губ и слухо – зрительного восприятия. Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствуются навыки правописания, учит правильному целесообразному использованию языковых средств, в соответствии с задачей и условиями общения.  

Работа над изложением строится по-разному, но тем не ме­нее можно говорить об общих принципах ее построения. Рас­смотрим примерный план работы над  изложением.

1) Вступительная беседа. Вступительную беседу можно не проводить, если текст для изложения предельно прост и понятен учащимся.

2) Чтение текста учащимися проводится с целью первона­чального знакомства с ним. 

3) Беседа по основному содержанию текста.

4) Словарная ра­бота. 

Очень важная роль должна отводиться словарной работе. Для детей с нарушением слуха очень важна наглядность. Задание - изложить содержание нового текста, таких возможностей слабослышащим не дает. Сюжет предстает перед ними не наглядно, а посредством слов. Детям трудно установить смысловые связи между фразами при чтении. Они не понимают содержание текста или понимают его неверно, искаженно. Ученик с нарушенным слухом неправильно понимает, казалось бы, самые распространенные слова, придавая им совершенно другое значение. В то же самое время считает, что он  знает  значение слов. Поэтому словарная работа при подготовке к изложению играет неоценимую роль. Нельзя всю работу сводить к объяснению значений слов и нельзя задавать вопрос  «Какие слова вам непонятны?». Словарная работа должна проходить на всех этапах:  при чтении текста, при составлении плана, при работе над вопросами, при инсценировке частей текста, при пересказе. Записанные слова можно объяснять:

1. При помощи словесного пояснения.

2. Описанием предмета в виде зарисовок.

3. При помощи мимики и жестов.

4. При помощи мини-инсценировки.

Но сначала дается возможность детям объяснить значение, если они считают, что они его знают. Идет попутная устная работа составить со словом словосочетание, предложение, подобрать синонимы, антонимы. Выписать трудные фразы и незнакомые обороты речи. К показанным картинкам найти слова в разбираемом тексте. Выполнить какое-нибудь  действие, о котором говорится в тексте, для того, чтобы узнать, как понимают значение глаголов, наречии, прилагательных, потому что они трудны для усвоения слабослышащим детям. У большего количества детей наблюдается недостаточный запас слов. Не обладая достаточным запасом, они заменяют одни слова другими. Надо систематически контролировать правильность понимания даже, казалось бы, знакомые детям слова, расширять их запас.

5) Работа над языком — лексическими изобразительными средствами, отдельными предложениями. 

6) Работа над планом занимает важное место в подготовке к изложению.

Основные варианты составления плана следующие:

а) Текст читается по частям, и каждая его часть озаглавли­вается. Это самый простой вариант составления плана, посиль­ный уже для учащихся 3 класса; в 4 классе он применяется, когда в тексте нет достаточно четкого деления на части;

б) Текст читается не по частям, а в целом. После подробной беседы по содержанию всего текста учитель или сами ученики перечитывают его. Перед чтением учитель дает установку: «По­думайте, сколько в тексте частей, где кончается каждая из них». Окончив читать, ученики говорят, сколько, по их мнению, частей в тексте и какие это части, а затем дают заголовок каж­дой из них. Этот вариант составления плана используется с 4 класса;

в) Ппосле повторного чтения ученики с помощью учителя вы­ясняют, о чем надо писать сначала, и формулируют первый пункт плана. Потом определяют, о чем следует писать дальше, и т.д. Таким образом, план составляется на основе анализа тек­ста в целом. Этот вариант может быть использован в 4 классе при работе над текстом, в котором четко выражена последова­тельность мыслей;

г) Самостоятельное составление плана.

В средних классах учащиеся уже научены составлять планы к текстам.  В старших классах эта работа в основном носит самостоятельный характер. Старшеклассники самостоятельно составляют простой и сложный план. На уроках  дети зачитывают свои варианты плана, выбирается более удачный вариант и записывается в тетрадь.

7) Устный пересказ текста.

Чаще всего сначала пересказываются отдельные части текста в соответствии с планом, а затем один из учеников (целе­сообразно сначала вызвать сильного ученика) передает содер­жание рассказа в целом, другие слушают, затем дополняют или исправляют. При этом работу следует постепенно усложнять: сначала учащиеся рассказывают приближенно к тексту, затем, по мере обогащения их лексики и фразеологии, переходят к пе­ресказу своими словами.

8) Орфографическая подготовка к письменному изложению заключается в особом внимании к написанию отдельных слов. Учитель принимает меры с целью предупреждения возможных орфографических ошибок:

а) записывает трудные слова на дос­ке;

б) разрешает детям пользоваться словариком и орфографичес­кими таблицами, висящими в классе;

 в) предлагает обращаться к нему за помощью.

9) Самопроверка учащимися изложений. В школе для глу­хих самопроверке надо учить специально.

Может быть также организована взаимопро­верка или проверка работ слабых учеников сильными.

10) Анализ письменных работ, исправление ошибок.

Ана­лизу работ и исправлению ошибок может быть посвящен целый урок, цель которого — подготовить учащихся к переработке изложения и к работе над новым высказыванием, а не просто исправить ошибки.

На всех этапах работы над изложением широко используется иллюстрированный материал, что существенно помогает учащимся понять содержание и смысл текста.

Специфические приемы работы над изложением в школе для глухих 

С целью повышения эффективности работы над письменным изложением и формирования навыков самостоятельного изло­жения в школе глухих могут быть использованы специфичес­кие приемы.  К ним относятся:

·        изложение с ва­риантами;

·        изложение по открытой книге;

·        изложение с исполь­зованием черновика;

·        изложение с творческим дополнением.

Изложение с вариантами целесообразно про­водить в 3 классе и в I четверти 4 класса. Оно направлено на формирование у учащихся навыков вариативного изложения текста. Воспроизведение глухими текста часто представляет собой чисто механический процесс фотографического отраже­ния его содержания. При использовании в процессе беседы на­званного методического приема внимание направляется на выделение в тексте самых важных и существенных моментов, на понимание основного его содержания, а затем ученики пе­реходят к устной и письменной передаче этих главных момен­тов своими словами. Данный прием выявляет необычайное разнообразие вариантов построения предложений, пересказа каждой из частей текста. Лучшие два из них записываются на доске и используются при изложении рассказа в целом.

Учитель делит доску пополам и каждую половину на столько отделений, сколько пунктов в плане изложения. В верхнем ле­вом отделении доски ученик пишет свой пересказ первой час­ти. В это время еще один-два ученика устно пересказывают первую часть текста. Второй ученик пишет на доске рядом с пер­вым свой вариант изложения первой части. Затем класс прове­ряет, как написал изложение первый ученик, дети исправляют ошибки. Следом проверяют изложение первой части вторым учеником.

Аналогично строится работа по всем другим частям. В итоге получаются два изложения, которые ученики читают и оцени­вают. После этого доску закрывают и ученики пишут изложе­ние в тетрадях. 

Важным моментом для названного приема является лекси­ческая работа (особенно подбор синонимов), которая проводит­ся на всех уроках русского языка, а особенно целенаправленно во время анализа текста для изложения и устного пересказа его. Этот прием помогает ученикам глубже понять смысл изложе­ния как вида работы, а также оценить роль каждого слова в кон­тексте и связей между словами.

Изложение по открытой книге является следующим этапом работы по формированию навыков самосто­ятельного изложения у глухих учащихся. Чтобы разобраться в трудном для понимания тексте, учащиеся должны несколько раз его перечитать, причем каждое повторное чтение способству­ет более глубокому осмыслению и переработке текста. При этом происходит объединение разрозненных мыслей, процесс синте­зирования и обобщения, которые начинаются со сближения от­дельных представлений и понятий. Для предоставления глухим школьникам возможности многократного чтения текста разре­шается использовать его при написании изложения, а наибо­лее слабым ученикам — при самопроверке работ.

Изложение по открытой книге является продолжением ра­боты с вариантами и также направлено на развитие самостоя­тельного логического мышления и речи учащихся.

В процессе написания изложений с вариантами педагог учит глухих учеников выражать различные оттенки мыслей и чувств, добиваться стилистического разнообразия путем изме­нения порядка слов в предложении («Варя завтра пойдет в кино»; «Завтра в кино пойдет Варя» и т.д.), сжатости изложе­ния, устранения лишних слов, часто встречающихся в речи глу­хих, перефразировки предложений.

Эта работа продолжается и при написании изложения по от­крытой книге, которое начинается с III четверти 3 класса, т.е. после того как школьники овладеют некоторыми навыками ва­рьирования при пересказе прочитанного текста. При этом ра­бота проводится по приведенной выше общей схеме урока по написанию обучающего изложения, т.е. сначала организуются вступительная беседа и чтение текста учащимися, затем — бе­седа по анализу содержания, работа над языком и составление плана. После этого учитель говорит: «Теперь пишите изложе­ние своими словами. Книги будут у вас открыты. Можно в них смотреть. Списывать нельзя. Вспомните, как мы писали изло­жение с вариантами. Так и здесь — думайте, как можно соста­вить иначе предложение, как сказать по-другому. Внимательно смотрите, как пишутся слова».

Ученики пишут изложение. Учитель подсказывает слабым ученикам, как можно пользоваться книгой. При проверке сво­их работ они снова обращаются к книге.

На первых порах открытая книга во время письменного из­ложения как-то даже сковывает учащихся. Они не знают, как ее можно использовать. В первых письменных пересказах по открытой книге у отдельных учащихся встречаются целые фра­зы и отрывки, списанные с книги довольно безграмотно.

Постепенно при содействии педагогов ученики приобрета­ют навык использования книги для совершенствования своих работ. Четвероклассники учатся с помощью открытой книги писать сжатые изложения, самостоятельно проверять их каче­ство, т.е. передавать только основные эпизоды рассказа, не де­тализируя их.

В изложениях, написанных по открытой книге, постепенно становится все меньше ошибок.

Изложение с использованием черновика продолжает уже описанные методические приемы. Работа с черновиком явля­ется в данном случае средством самостоятельной проверки и корректировки логических, орфографических и стилистичес­ких ошибок. Этот методический прием направлен на развитие способности к самоанализу и самоконтролю.

Сначала учащиеся пишут изложение на черновиках, кото­рые просматриваются учителем. Он подчеркивает ошибки, но не исправляет их. Ученики делают это самостоятельно. Черно­вики целесообразно использовать в школе глухих с 4 класса. На первых порах учитель помогает работать с черновиком, под­сказывает, как можно проверить правильность написания сло­ва, какой поставить вопрос и т.д. Уже после проведения трех-четырех занятий у школьников появляются некоторые навыки самоконтроля. Далее черновик полезно использовать постоянно при написании изложений. В средних классах по­мощь учителя в работе с черновиком сокращается, школьники овладевают навыками проверки и исправления своих письмен­ных рассказов.

Написание изложений с творческим дополнением свидетельствует о том, что эта работа позволяет формировать комплекс коммуникативных умений у учащихся: самостоятельно определять предмет и задачи высказывания, отбирать для их решения необходимые языковые средства, изменять структуру и содержание предложенного текста в соответствии с конкретным коммуникативным заданием, продуцировать собственный текст или его фрагмент, ограничено включая созданное речевое произведение в ткань воспроизводимого образца. 

Варьируя содержание и композицию текста, ученики развивают воссоздающее творческое воображение, тренируя память, приучаются чувствовать образ текста. Работа над изложением может быть эффективной только при условии тщательного подбора материала, вдумчивого чтения и ана­лиза текста, обязательного проведения лексической и стилистичес­кой работы. Текст для изложения должен быть  

·        связан с реальной жизнью,

·         понятен и интересен ребенку,

·         невелик по объему,

·         прост по композиции,

·         написан литературным языком.

Непонимание учениками содержания рассказа ведет к стремлению запомнить как можно больше. Естественен вывод, что предлагая  ученикам с нарушением слуха текст для изложения, нужно добиваться того, чтобы он был понят, чтобы дети представили себе описанную ситуацию, увидели то, что скрыто для них за лесом непонятных слов. Нужно готовить их к осознанному пониманию текста. Успехов можно добиться путем систематической работы с постепенным усложнением заданий. Надо воспитывать привычку излагать содержание текста, а не механически заучивать его.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь    
technologi.site