Роль методического объединения педагогов в «новой школе»

Дата публикации: 2019-10-27 13:57:19
Статью разместил(а):
Нестеренко Лариса Валерьевна

Роль методического объединения педагогов в «новой школе»

Автор: Нестеренко Лариса Валерьевна

МБОУ "Одинцовская СОШ № 8", г. Одинцово, Московская область

 

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»

В.В. Путин 

 


Модернизация системы образования рассматривается сегодня как потенциал инновационного развития общества, залог будущего благополучия граждан и безопасности страны. Рождение новой школы - длительный, трудный и сложный путь. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование творческой личности учащегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы, учителя, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому наша цель - создание условий для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы в школе. Цели и задачи работы школьных методических объединений тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива.

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства, тем проще педагогу развивать творческие способности обучающихся и прививать им любовь к своему предмету и учёбе в целом.

Работа школьных методических объединений является  важным средством, связывающим в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях новой школы в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания. Чтобы содержание работы школьных методических объединений отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа должна планироваться с учетом профессиональных затруднений коллектива.

Основные формы работы, используемые в работе методических объединений:

- заседание методического объединения по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

- круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

- сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогике;

- проведение предметной недели;

- проведение методической недели;

- взаимопосещение уроков;

- языковые практикумы.

Активная позиция педагогов, их заинтересованность в совершенствовании собственной деятельности, применение новых технологий в обучении и воспитании, профессиональный интерес к результатам ребенка является гарантией дальнейшего развития учебно-воспитательной системы школы. 

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, становится средством повышения компетенции учителя и средством его профессионального роста, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Методическая деятельность педагога в новой школе предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности. Если говорить о совершенствовании методической работы на современном этапе, то нужно говорить в первую очередь об исследовательской деятельности учителя, т.е. о совмещении его практической работы и изучении новых методик и технологий. Исследовательская деятельность в школе может быть проведена успешно, если:

- её цели и задачи органично вытекают из реально существующих в практике школы противоречий и направлены на их решение;

- выполнение исследовательских функций педагогами-практиками имеет нормативно-правовое обеспечение;

- педагоги-практики имеют достаточно высокую инновационную готовность;

- руководство школы способно выполнять менеджерские функции по отношению к организации и проведению научного исследования.

Чтобы успешно решить задачи методической работы в школе, следует определить функциональные обязанности членов педагогического коллектива. Для этой цели, в свою очередь, необходимо:

· изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов;

· активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;

· изучение и внедрение достижений педагогов-новаторов в практику работы педагогического коллектива;

· создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы;

· диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;

· стимулирование инициативы и творчества членов педагогов и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;

· использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;

· выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузок в работе коллектива;

· развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств членов педагогического коллектива, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.

Результат методической работы школьных объединений - это рост профессионализма учителей, формирование их методических копилок, участие в конкурсах, применение на уроках ИКТ, участие в семинарах развитие личного опыта работы. Вот основные функции и задачи работы методических объединений   новой школы. Особое значение методической службой уделяется развитию у педагогов личностных качеств и способностей, а также профессиональных установок и умений, необходимых для введения в практику преподавания ФГОС, а именно:  

· стремление изменить систему работы к лучшему;

· развитие уверенности в себе, умения видеть собственные профессиональные успехи и неудачи;

· стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

· ориентация на творческий подход;

· расширение опыта выдвижения и реализации творческих инициатив;

· приобретение умения планировать свою деятельность в контексте общей научно-методической деятельности коллектива.

Работа методических объединений дает возможность учителям не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

Новая школа – это и новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Внедрение стандартов нового поколения требует от учителя не только высокого уровня квалификации, непрерывности профессионального развития, но и творческого подхода к работе в современных условиях.

 

Список литературы:

1. Медведев Д.А.. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2009.-448с.

3. Профессиональный стандарт педагогической деятельности. Проект/ Под редакцией Я.И.Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова. – Вестник образования №7, 2007. – с. 17.

4. Соловьёва Н.И., Будкина Т.Н., Буртаева О.В. Методическая служба – центр научно-методического сопровождения инновационной образовательной деятельности.// Методист.- 2008.-№5. –С.53-58.

5. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие/ Под редакцией М.М. Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2000. -448с.