Программа "Я познаю психологию жизни"
Программа "Я познаю психологию жизни"
Авторы: Равчева Маргарита Раилевна
и Пахмутова Лия Борисовна
МБУ «Лицей № 67», г. Тольятти, Россия
Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
Данная программа составлена в рамках внеурочной деятельности. Цель данной программы дать младшим школьникам безболезненно адаптироваться к школьным условиям, осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания и ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения. Задачи обучающие включают: помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям; познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии; учить методам и приемам познания себя; учить осмысленно, относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания; помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира; познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;научить детей осознавать и называть собственные переживания; ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения. Развивающая задача в том, чтобы помочь осознать свои задатки и способности. Задачей воспитания является, познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека.
Применяемые в программе методы активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира. Эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей. Рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие позиции участников. Метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами — ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых много в программе, не могут обойтись без метафоры. Событийны: методы программы должны давать возможность событию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.
Основные принципы программы: принцип взаимодействия (ученик - учитель, ученик-ученик); принцип личностно-ориентированного подхода; принцип позитивного восприятия образовательной среды; принцип коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности.
В программе реализуются личностные УУД. Лчностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
Виды коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Виды регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Виды познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных ). Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Планируемые образовательные результаты к концу первого класса: эмоционально положительное отношение к школе; адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания способность к самопознанию и самооценке.
Содержание программы для первого класса:
Название занятия |
Ключевые задачи, решаемые на занятии |
Прошепчи меня |
познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу |
Имя и движение |
создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание; |
Я теперь школьник |
познакомить с правилами школьной жизни и занятий |
Что значит быть школьником? |
помочь в осознании социальной позиции школьника |
Знакомство с Пси-Магом |
создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности |
Королевство Внутреннего Мира |
поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности |
Сказка о волшебных зеркалах-1 |
укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию |
Все мы в чём то похожи… |
|
Что я знаю о себе? |
актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии |
Установление контакта |
помочь посмотреть на себя глазами других людей |
Я — это кто? |
помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии |
Мои ощущения |
показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений |
Мои ощущения |
|
Мое восприятие мира |
содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира |
Передай маску! |
|
Мое внимание |
содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность |
Как быть внимательным? |
развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания |
Развиваем внимание |
помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание |
Я умею быть внимательным |
мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность |
Что такое темперамент? |
содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента |
Типы темперамента |
способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы |
Разные люди — разные типы темперамента |
закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности |
Сколько нас? |
|
Разные люди — разные характеры |
обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения |
Какой у меня характер? |
мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе |
Описание с закрытыми глазами |
|
Мой характер: оценим недостатки |
содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей |
Что такое эмоции? |
мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций |
Какие бывают эмоции? |
показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций. |
Конкурс чувствоведов |
мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «про чтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций |
Конкурс чувствоведов |
|
Что я знаю о своих эмоциях? |
способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок |
Королевство Внутреннего Мира |
стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию |
Дружеское интервью |
Список литературы:
1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникатиная игра для детей 4-10 лет. — М.: Когито-центр, 2008.
2. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. — М.: Генезис, 2012.
3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика.— М.: Просвещение; Владос, 1995.
5. Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками. — Ульяновск, 1995.
6. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. — М.: Генезис, 2012.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 2010.
9. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4—10 лет. — М.: Когито- центр, 2008. М., Когито-Центр, 2008.
10. Лютова Е.К., Монина Г.С. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000.