Индивидуальная карта развития ребенка с ОВЗ
Индивидуальная карта развития ребенка с ОВЗ
Автор: Хасангалина Зульфия Наилевна
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
Индивидуальное сопровождение – это система, взаимосвязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.
1. Осуществление индивидуального сопровождения ребенка.
Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.
Изучаются медицинские показания (проводят мед. работники). Берется на заметку: Группа здоровья.
Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья.
Выявление условий семейного воспитания:
- Условия проживания.
- Вредные привычки родителей.
- Тип воспитания. Неблагополучные семьи берутся на заметку.
2. Изучаются особенности ребенка в период адаптациишколы. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. Потому что, именно в это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка. Обращается внимание на:
· Коммуникативное поведение.
· Эмоциональное поведение.
· Познавательную сферу.
· Игровую деятельность.
3. Анализ полученной информации и выбор индивидуального маршрута сопровождения. Составляется индивидуальный план развития.
4. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
5. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы школьника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:
- диагностику;
- коррекционно-развивающий маршрут;
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующее:
- общие сведения о ребёнке.
- анамнестические данные
- психолого-педагогическое обследование, которое включает:
- внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
- исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев , готовность руки к овладению письмом).
- состояние познавательной деятельности
- изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.
- состояние игровой деятельности.
- состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
- состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
- состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
- особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик.