Разработка исследовательского занятия «Эволюция осадных орудий средневековья»
Разработка исследовательского занятия «Эволюция осадных орудий средневековья»
Автор: Черных Игорь Викторович
МКОУ «Борская средняя школа» Туруханского района Красноярского края
Аннотация: Разработка интегрированного исследовательского занятия по истории и технологии. Учащиеся проектируют и создают метательные машины, проводя эксперименты по метанию. Данное исследование поможет учащимся понять некоторые причины поражения русских княжеств в ходе монгольского нашествия.
Ключевые слова: исследование, модели осадных орудий.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Целевая аудитория: 8-11 класс.
Цель: Провести сравнительный анализ моделей осадных орудий Средневековья.
Методы исследования: Эксперимент, наблюдение, измерение, конструирование, мысленное моделирование (представление).
Объект исследования: Модели осадных орудий
Предмет исследования: Дальность, точность выстрелов, совершаемых из моделей осадных орудий.
Ход занятия
Постановка проблемы: Средневековый город имел гарнизон, запас продовольствия и укрепленные стены. Длительная осада - один из вариантов. Но она не всегда применима. Как нападающим взять город штурмом? (Варианты ответа: "- Сделать подкоп и взорвать стену" "- Разбить стены или ворота!". Последний вариант - приемлемый с точки зрения данного исследования.)
Рассмотрим основные типы осадных орудий доогнестрельной эпохи.( презентация, видеофрагменты)
Выделим, назовем отличия, сгруппируем. (Начинают заполнять таблицу (см. приложение №1)).
Выдвигают гипотезу
Гипотеза: Наиболее эффективной при осаде будет ...
Докажем или опровергнем.
Планируем учебные действия: (предлагают а) провести эксперимент, б) разбиться на группы.)
Разбиваемся на группы. Собираем свой образец осадного орудия. (требуше, онагр, баллиста катапульта)
Проводим эксперимент:
Метаем снаряды разного веса и с разным наклоном осадного орудия.
Измеряем расстояние. Заполняем таблицу. (См приложение №2). Повторяем 5 раз с изменением условий наклона и веса снаряда. Находим, отмечаем в таблице наибольшее значение. Готовим отчет о результатах.
Сопоставляем результаты разных групп. (Общее заседание).
Делаем вывод. Соотносим его с гипотезой. Сравниваем с точкой зрения ученых (эталоном). Сравниваем, совпали ли выводы ученых и школьников. Если да, то хорошо, если нет, пробуем выявить причины расхождения.
Проводим рефлексию и самооценку.
Плюсы Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей |
Минусы Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций |
Интересно Учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю |
|
|
|
Приложение №1.
Группа № |
||
Название осадного орудия |
|
|
Принцип действия |
|
|
Приложение №2
Группа № |
|||||
Название осадного орудия |
|
|
|||
Вес |
|
|
|
|
|
Дальность полета снаряда |
|
|
|
|
|
Вывод: наибольшая дальность достигается при весе снаряда ... |
|||||
Угол |
|
|
|
|
|
Дальность полета снаряда |
|
|
|
|
|
Вывод: наибольшая дальность достигается при угле метания ...
|