Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС

Дата публикации: 2019-12-24 11:11:51
Статью разместил(а):
Большакова Светлана Геннадьевна

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС

Автор: Большакова Светлана Геннадьевна

 

Мы привыкли оценивать активность учащихся в учебном процессе по количеству поднятых рук. А если ребенок стесняется? Ведь есть дети, которые знают ответ на вопрос, но боятся поднять руку, ответить, высказать свое мнение. Хотелось бы дать возможность проявить себя каждому ребенку. Но не каждый ребенок готов показать себя и свои знания перед классом. Одной из форм, которая позволяет детям раскрыться, является парная и групповая работа.

Цель работы: создание условий для формирования навыков парной и групповой работы в начальной школе.

Задачи: 

1. Обучать способам организации групп совместного взаимодействия;

2. Учить планировать деятельность во время учебного процесса;

3. Развивать навыки социально-культурного поведения.

4. Формировать адекватную самооценку себя и партнера.

Целью парной  работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать (опровергать аргументированно!) мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного. Работа в парах может быть очень разнообразной и интересной.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации. Сначала учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.Пары должны меняться, чтобы дети общались с разными одноклассниками. Но при этом и важно учитывать психологические особенности ребенка. Не стоит сажать детей, которые постоянно конфликтуют друг с другом в одну пару. Это может привести к полному отказу от работы в паре, а также к конфликтам на уроке. Но и менять партнеров в парах учителю следует осторожно, избегая фраз «С тобой никто не хочет заниматься!», «Ты всем мешаешь!». Решить, как сформировать пары поможет наблюдение и метод проб и ошибок. Не стоит бояться пересадить детей, попробовать разные варианты пар.

Этап  групповой работы стоит начинать постепенно, ориентируясь на класс.

Важно грамотно сформировать группы. Решений может быть несколько. Можно сажать детей по уровню знаний, по уровню познавательной активности, темпераменту. Важно учитывать и особенности взаимодействия детей друг с другом. Лучшим вариантом будет учесть все эти факторы и ориентироваться на них, а не на один вариант.

Однородная групповая работа -  предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания.

Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами

Методы обучения в группе: кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения

Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей

При работе в группах могут возникнуть противоречия, конфликты.  Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов. Конструктивное разрешение конфликта способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.

Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.