Структура и требования к уроку по ФГОС в школе VIII вида (АООП вариант 2)
Структура и требования к уроку по ФГОС в школе VIII вида (АООП вариант 2)
Автор: Московских Любовь Юрьевна
«Несчастный, обездоленный природой,
дурной средой или генетикой маленький
человек не должен узнать о том, что он
малоспособный, что у него слабый ум.
Воспитание и обучение такого человека
должно быть во сто крат более
нежным, чутким, заботливым».
Сухомлинский В.А.
Все уроки в коррекционной школе должны носить коррекционно-развивающую направленность.
Что мы понимаем под термином «коррекционно-развивающие уроки»?
Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретного ученика. Речь идет об организации таких ситуаций на уроке, при которых у ученика интенсивно работают психические функции, направленные на решение педагогических задач. Учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.
Урок должен способствовать решению основных целей и задач, стоящих перед школой:
1. Оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
2. Способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
При подготовке к уроку в школе VIII вида следует помнить порядок составления и ведения:
1. Тема урока.
2. Тип урока.
3. Основная цель урока.
4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
6. Формы и методы обучения.
7. Оценка учащихся.
Какие же требования должны быть учтены при планировании урока? Рассмотрим их по порядку.
1. Тема урока.
Тему урока учитель выбирает из программы; она должна соответствовать его тематическому плану.
2. Тип урока.
Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам и имеют свои особенности. В зависимости от задач в одних уроках в школе VIII вида главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.
В практике специальных школ VIII вида различают:
- пропедевтический (вводный) урок,
- урок изучения новых знаний,
- уроки закрепления знаний,
- урок обобщения и систематизации,
- комбинированный урок,
- нетрадиционные уроки (интегрированные, уроки экскурсии, урок-путешествие, урок-викторина).
3. Цель урока вытекает из темы урока и должна начинаться с существительного. Например, «Знакомство со звуком М», «Обобщение знаний по лексической теме «Фрукты», «Формирование представлений о предметах посуды», «Уточнение знаний о русских народных сказках».
Далее формулируем задачи: образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные.
Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока.
Образовательные задачи вытекают из цели урока.
При этом чрезвычайно важна четкость, конкретность формулировки, например:
- «Выявить (или уточнить) уровень знаний обучающихся по теме «Овощи» - вводный урок.
- «Обобщить (или систематизировать) знания обучающихся по теме Домашние животные» - обобщающий урок.
- «Познакомить обучающихся со звуком М», «Сформировать (или расширить) представления о транспорте» - изучение нового материала.
- «Закрепить знания учащихся по теме «Овощи»; выяснить их представления по теме «Фрукты» - комбинированный урок (комбинация двух образовательных задач урока); в своей структуре этот урок будет иметь этап закрепления и этап введения в тему.
-«Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Домашние животные». Дать понятие о диких животных на основе знакомства с лисой» - комбинированный урок, который в своей структуре будет иметь этап обобщения и этап изучения нового материала.
Коррекционная задача урока обычно имеет такое оформление: коррекция речи, памяти, внимания, мышления, что практически невыполнимо. Невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы.
Коррекционная задача должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, анализаторов, которые будут максимально задействованы в ходе данного урока. А для того, чтобы учебная информация поступала по работающим каналам, надо эти каналы «прочистить», проверить уровень их функционирования.
Сам по себе учебный предмет, содержание урока определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке. Например, на уроке математики от обучающихся требуется умение логически рассуждать. Значит, наиболее активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификация и сравнения.
На уроках ИЗО от учащихся требуется умение развивать воображение и навык работы руками. Значит, на уроке целесообразней корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику.
Урок «Речь и альтернативная коммуникация» предполагает активную работу слухового, зрительного и речедвигательных анализаторов. Поэтому коррекционная задача будет звучать примерно так:
- Коррекция зрительного восприятия проводится с помощью упражнений в узнавании и различении.
- Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в сравнении.
- Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
- Коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к учебе, предмету;
• воспитывать умение работать в парах, в команде;
• воспитывать нравственные качества (бережное отношение к …, умение сопереживать и т.п.)
Теперь переходим к структуре урока.
Структура урока должна соотноситься с его образовательной задачей.
Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ребёнка слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно
В практике работы специальной школы VIII вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот урок в школе VIII вида пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.
(Вводный урок):
- Орг. момент.
- Введение в тему.
- Актуализация опорных знаний и представлений.
- Обобщение.
- Итог.
Предлагаю структуру комбинированного урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».
1. Организация начала урока.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке (3 мин.).
Это может быть приход игрушки, ритуал-приветствие, работа с расписанием (дети должны знать, какой сейчас будет урок) и т.д.
2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (5-7мин.).
обеспечивает быстрое включение детей в урок и предпосылки к продуктивной работе. У умственно отсталых детей создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут и должны быть связаны с предстоящей работой.
Это может быть артикуляционная, дыхательная, фонетическая гимнастики, чистоговорки, слоговые ряды, работа над слоговой структурой слова (отхлопывание слогов, ритмических рисунков)
3. Повторение, обобщение (не более 1/3 части урока).
Цель – выявить уровень изученных ранее знаний, повторить пройденный материал, устранить обнаруженные пробелы в знаниях.
4. Сообщение темы урока.
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
5. Изучение нового материала.
Цель – дать обучающимся конкретное представление об изучаемом вопросе, теме, явлении и т.п.
Малая продуктивность обучающихся при изучении нового материала требует таких коррекционных мер, как уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объем их подачи (в начальных классах до 10 минут, в старших до 25 минут).
6. Физминутка.
Цель – соблюдение охранительного режима.
7. Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз (если это необходимо).
Цель – подготовить руки (глаза) к практической работе.
8. Работа в тетради (практическая работа).
Цель - развитие графомоторных навыков и зрительной-моторной координации.
9. Физминутка.
Цель – соблюдение охранительного режима.
10. Закрепление.
Цель – закрепить знания и умения по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
11. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель - организационное завершение урока. Вопросы или задание на понимание изученного материала. Даётся оценка деятельности обучающихся, даётся установка на отдых.
Подготовительную часть урока рекомендуется по времени соотносить с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока).
Основной этап должен осуществляться до тридцатой минуты урока.
Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что тип урока и структура зависит от целей и задач, которые вы ставите. А наличие того или иного этапа урока зависит от его типа. Если это урок изучения нового материала, вы можете исключить этап повторения. Если это вводный урок – исключить этап изучение нового материала. Каждый этап имеет свою дидактическую задачу, подчиненную общей цели урока, и учитель должен четко знать, зачем данный этап включен им в структуру урока.
И ещё. При составление урока важно помнить
Основные дидактические требования к уроку:
1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
3. На каждом уроке в школе VIII вида должна вестись коррекционно-развивающая работа.
4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
6. На уроке в школе VIII вида должны осуществляться межпредметные связи.
7. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим.