Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Программа ДО "Арт-терапия для детей с умственной отсталостью легкой степени "Открываем друг друга"

Дата публикации: 2020-02-03 12:07:21
Статью разместил(а):
Ильичева Ольга Евгеньевна

Программа ДО "Арт-терапия для детей с умственной отсталостью легкой степени "Открываем друг друга"

Автор: Ильичева Ольга Евгеньевна

ГО ЯО "Детский дом "Солнечный", г. Ярославль

 

1. Пояснительная записка.

Одна из основных проблем на пути развития инклюзивного образования в России - неготовность к совместному обучению всех участников образовательного процесса. Причиной, в том числе, являются социальные стереотипы, мешающие принять человека, отличающегося по своим возможностям.

Данная программа направлена на работу с детьми с легкой степенью умственной отсталостью. Под умственной отсталостью (олигофрения) понимается стойкое не прогрессирующее патологическое состояние психики, выражающееся в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и в затруднении социальной адаптации (М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, 1995).

В связи  с этим была создана развивающая программа дополнительного образования, занятий по арт-терапии, модифицированная на основе изученной литературы и личностного опыта, которая направлена на создание условий способствовующих активизации личностных ресурсов, развитию коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью легкой степени.  Безусловно, первыми в отношении детей с ОВЗ должны решаться задачи включения их в социокультурное пространство, социальной реабилитации и развития. Именно на решение этих задач и направлена данная программа.

Представленная арт-терапевтическая программа имеет характер дополнительного образования, рассчитана на один учебный год, занятия проводятся два раза в неделю, длительность занятий 1 академический час.

1.1. Актуальность программы.

В Указе Президента «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» говориться о необходимости «… уделить особое внимание уязвимым категориям детей, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимо разрабатывать и внедрять формы работы, которые позволяют преодолевать «социальную исключенность» и способствующие реабилитации и полноценной интеграции их в общество …»(Указ Президента РФ от 01.06 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»). 

При реализации программы «Открываем друг друга» для детей с ОВЗ создаются  возможности участвовать в образовательном процессе вместе со сверстниками и родителями, что позволяет преодолевать «социальную исключенность» и способствует реабилитации и интеграции их в общество. Программа «Открываем друг друга» является одной из ступенек в реализации принципов инклюзивного образования.

1.2. Новизна программы.

Программа «Открываем друг друга»  является авторской. Новым является то, что программа предполагает включение в образовательный процесс не только детей с ОВЗ, но и их родителей, здоровых братьев и сестёр. Что делает процесс социальной реабилитации детей с нарушениями развития и включения их в социокультурное пространство, одновременно более мягким и эффективным. Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с обучающим, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображащего суть внутриличностного состояния. Новым является комплексный характер программы, предполагающей использование методов арт-терапии, иппотерапии, трудотерапии, телесно-ориентированной терапии а также проектный метод организации процесса, предполагающий достижение группой участников программы социально значимых результатов в виде показов презентаций и выставок своего творчества зрителям.

1.3. Адресаты проектной деятельности.

Участниками программы являются: семьи детей с ОВЗ (умственная отсталость легкой степени) и  детей из Ярославской области (здоровые братья и сёстры, возраст детей от 6 до 17 лет). 

Количество участников - 21 человек, среди них:

- дети с ОВЗ (умственная отсталость) 6 человек,

- нормально развивающиеся дети,

- родители,

- специалист педагог-психолог.

1.4. Цель программы.

Социализация, а так же раскрытие и интеграция внутренних ресурсов детей с ограниченными возможностями здоровья (с легкой степенью умственной отсталости), их родителей и нормально развивающихся  детей в совместной творческой деятельности.

1.5. Задачи.

1. Получение ребёнком навыков, необходимых для более полноценной жизни в обществе. Повышение социальной компетенции неполных семей. 

2. Получение положительного опыта взаимодействия обычных детей и детей с ОВЗ благодаря совместному  творчеству;

3. Освоение навыков работы в коллективе; 

4. Укрепление базовых жизненных ценностей участников программы, в том числе уважения и принятия «особых» людей;

5. Создание ситуации успеха для всех участников творческой деятельности;

6. Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ и их семей.

7. Создание условий: для повышения у участников мотивации:

- к способам самовыражения;

- к более доверительному отношения к окружающему миру.

- к углублению и расширению знаний  об окружающем мире, посредством творческой деятельности;

-к реализации творческого потенциала, посредством труда и творческой деятельности;

-к развитию навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации в социальной среде.

 

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

всего часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Форма контроля

Раздел 1

 

 

 

Рефлексия

Беседы

Наблюдения

Введение в дополнительную образовательную программу «Открываем друг друга» 

1

15-20 мин

30-40 мин

10-15 мин

«Познай себя» 

7

1

5

1

«Мои возможности» 

7

1

5

1

Раздел 2

 

 

 

Рефлексия

Беседы

Наблюдения

« Мир вокруг нас» 

7

1

5

1

«Путешествие в волшебный мир» 

7

1

5

1

«Сказка в нашей жизни» 

7

1

5

1

«Конная эстафета»

7

1

5

1

 

Раздел 3 

 

 

 

Рефлексия

Беседы

Наблюдения

Творческие работы

«Я творец»

10

1,5

7

1,5

« Театр»

9

1

7

1

Выставки, представления, организационная работа.

8

4

4

 

Раздел 4 

 

 

 

Рефлексия

Наблюдения

Консультации педагога-психолога

10

4

4

2

Итого

80 

 

 

 

                                              

Краткое содержание программы

Тема

Основные цели:

Краткое содержание занятий

1

Введение в дополнительную образовательную программу «Открываем друг друга».

- Становление правил поведения в группе;

- Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.

1. Установление контакта. Определение правил работы в группе.  Упражнение «Свеча». 

2. Телесноориентированная терапия, упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников.

-Упражнение «Какой Я».

- «Мое отношение к миру»

3. Обсуждение итогов занятия.

4. Ритуал прощания.

2

«Познай себя»

-Установление контактов между участниками;

-снятие эмоционального и телесного напряжения;

-развитие навыков совместной игры;

-Развитие навыков самопознания;

-Познание внутреннего мира ребенка;

-Накопление внутренних ресурсов для дальнейшего выхода в социальную среду.

1. Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.

2. Разминка с мячом. 

Упражнения на расслабление (телесноориентированная терапия): Имитационные движения, упражнения на осознание себя и своего поведения. «В объятьях мишки», «Тесто», «Борьба», «Червячок», «Стражники и Заключенные». 

3. Арт-терапия, примерные темы упражнений: «какой Я», «Мое настроение», «Мой мир», «Мои сны», «Каракули».  

4. Обсуждение итогов занятия.

5. Ритуал прощания.

3

«Мои возможности».

-Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

-Развития самопознания;

-Развитие адекватной самооценки;

-Развитие коммуникативных умений и навыков;

-Развитие воображения, позитивного отношения к  окружающему миру;

-Накопление внутренних ресурсов для дальнейшего выхода в социальную среду.

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2. Разминка – телесноориентированная терапия, примеры упражнений: «Меняющаяся комната», «Слепой и поводырь», «Я все преодолею».

3. Основная часть

Экотерапия  - упражнения «Мой дом», «Моя крепость», «Дом для моей семьи» (постройка из природных материалов)

Упражнение «Мои достижения».

4. Заключительное обсуждение.

5. Ритуал прощания.

4

 «Мир вокруг нас»

-Исследуем наше окружение, какой мир вокруг нас? Из чего состоит этот мир?

-Изучение мотивов своего поведения, в том числе негативного;

-Изучение поведения других людей;

-Развитие коммуникативных умений и навыков;

-Развитие воображения, позитивного отношения к  окружающему миру;

-Накопление внутренних ресурсов для дальнейшего выхода в социальную среду.

 

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2. Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

Телесноориентированая терапия. Примеры упражнений: «Свободное падение», «Получай противная подушка», «Лабиринт», «Ковер – самолет».

3. Основная часть.

- Релаксационные упражнения «Тряпичная кукла», «Надувная кукла», «Напряглись – расслабились».

- Арт-терапия, примерные темы упражнений: «Мир вокруг нас», «Мое окружение», «Моя семья», «Мои друзья».

- Песочная терапия – упражнения: «Мир из песка», «Мир вокруг нас», «Замок».

4. Рефлексия, обсуждение.

5.Ритуал прощания.

5

«Путешествие в волшебный мир» 

-Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

-Развитие навыков самопознания;

-Познание внутреннего мира ребенка;

-Снятие напряжения;

-Развитие коммуникативных умений и навыков;

-развитие воображения, позитивного отношения к  окружающему миру;

-Накопление внутренних ресурсов для дальнейшего выхода в социальную среду.

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2. Разминка

Телесноориентированная терапия – упражнения: «Переключатели», «Скульптуры», «Знакомство в слепую», «Стеклянная кобра». 

3. Основная часть

-Арт-терапия – примерны упражнений «Чудо – преображение», «Сказочный мир», «Несуществующее животное».

-Сказкатерапия- «Герой из какой сказки», «Сказочные герои».

3. Заключительное обсуждение.

4. Ритуал прощания.

6

«Сказка в нашей жизни»  

-Гармонизация эмоционального состояния;

-Развитие и познание внутреннего мира ребенка;

-Снятие напряжения;

-Развитие коммуникативных умений и навыков;

-развитие воображения, позитивного отношения к  окружающему миру;

-Осознание своих чувств;

-Накопление внутренних ресурсов для дальнейшего выхода в социальную среду.

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2. Разминка. Телесноориентированная терапия – упражнения:

-Упражнение «Кулак, палец, ладонь», «Преображение», «Ежики»

3. Основная часть.

 - Игротерапия – упражнение «Лицо»,  «Зеркальный монстр», «Лесная полянка».

-  Сказкотерапия- «Моя сказка», «Фантастическая история со счастливым концом», «Волшебный мир».

- Песочная терапия – упражнения: «Сказочные миры», «Сказочные истории», «Чьи это замки».

4. Заключительное обсуждение. Рефлексия.

5. Ритуал прощания.

7

«Конная эстафета» 

-Способствовать выходу из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптации в ней;

-Мотивировать к повышению самостоятельной активности;

-Способствать повышению уверенности в своих силах, самооценки, жизненной активности;  

-Увеличивать мотивацию к реабилитационному процессу;

-Накопление внутренних ресурсов для дальнейшего выхода в социальную среду.

-Знакомство с лошадью.

-Тактильный контакт и общение с животным.

-Кормление и уход за животным.

-Прогулки, езда на лошади.

8

«Я творец»  

-Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

-Развития самопознания;

-Развитие адекватной самооценки;

-Развитие коммуникативных умений и навыков;

-развитие воображения, позитивного отношения к  окружающему миру;

-Накопление внутренних ресурсов для дальнейшего выхода в социальную среду.

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2. Разминка – телесноориентированная терапия, примеры упражнений: «Стихии природы», «мир несуществующих животных», «Я все могу».

3. Основная часть:

- Трудотерапия  - упражнения «Создаем кормушки для птиц», «Сажаем цветы», «ухаживаем за растениями», «кормим птиц».

- Экотерапия - создаем «Дом для моей семьи», (постройка из природных материалов).

-Упражнение «Мои достижения»

- Песочная терапия – «Создаем города», «Создаем Миры», «Другие планеты».

4. Заключительное обсуждение.

5. Ритуал прощания.

9

«Театр»

-Повышение мотивации к самовыражению;

-Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

-Развитие самопознания;

-Гармонизация психоэмоционального состояния;

-Развитие коммуникативных умений и навыков;

-развитие воображения, позитивного отношения к  окружающему миру;

-Накопление внутренних ресурсов для дальнейшего выхода в социальную среду.

 

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2. Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение -

телесноориентированная терапия, упражнения: «Свободное падение», «Разминка с шарами», «Диалог телодвижений». 

3. Основная часть  «Театр»: игротерапия, сказкотерапия:

Упражнение «Такой поступок мне к лицу»,

упражнение «Испуганный Ежик», игра «Волшебные руки».

Постановка сценок -  истории на тему «Как прекрасен этот мир», «Мы творцы», «Мы способны сделать мир лучше».

4. Заключительное обсуждение. Рефлексия.

5. Ритуал прощания «Аплодисменты».

10

Выставки, репетиции, представления, организационная работа. 

-Повышение самооценки;

-Развитие коммуникативных умений и навыков;

-Накопление внутренних ресурсов для дальнейшего выхода в социальную среду.

- Организация выставок:

-Подготовка и оформление творческих работ.

-Подготовка и репетиции к презентациям. Например: сценки из сказок, пластические заставки.

-Подготовка и оформление к выставке творческих работ. 

11

Консультации педагога-психолога для родителей

-Консультирование по этапам адаптации детей к детскому саду, к школе;

-Консультации по запросам родителей;

-Просвещение, психопрофилактика. 

Примерные темы:

-«Дисциплина. Поощрение и наказание».

-«О вранье».

-«Вредные привычки».

-«Как помочь тревожному ребенку».

«Нравственное воспитание детей». 

 

Материальное обеспечение программы

Требования  к материально-технической оснащенности учреждения: наличие кабинета; компьютер, магнитофон, проектор или интерактивная доска, фотоаппарат, релаксационная музыка,; канцелярские принадлежности (краски, клей, листы  белой и цветной бумаги, карандаши, пластилин, глина, кисти, картон), воздушные шары, кусочки ткани, мяч,  подушки или мягкие игрушки, свечи, средства декорирования (бусы, нити, стразы, наклейки), природные материалы, небольшие коробки,  материалы для изготовления кормушек, материалы для посадки растений, корм для птиц. Заключение договора с конноспортивным клубом.

Требования к информационной обеспеченности учреждения: доступность и качество сети Интернет, библиотека с фондом литературы по специальному (коррекционному) образованию, по психолого- педагогическому сопровождению детей с умственной отсталостью, по организации  эффективного психолого-педагогического воздействия на участников образовательного процесса.

Ожидаемый результат программы 

 Главным результатом реализации программы является умение создавать каждым обучающимся свой оригинальный продукт. А так же накопленный детьми опыт в умении самовыражаться с помощью искусства и увеличивать внутренний потенциал, для более полноценной жизни в обществе.

 

Результат на уровне программы 

· Творческие работы участников на предложенные темы.

· Выставки творческих работ участников программы.

· Творческие презентации участников проекта  для гостей программы.

 

Результат на уровне участников

·   Повышение мотивации участников проекта к созидательной и творческой деятельности.

·   Раскрытие внутреннего потенциала участников проекта.

·   Актуализация и закрепление базовых общечеловеческих ценностей. 

·   Приобретение участниками проекта опыта успешного преодоления трудностей, самостоятельности. 

·   Преодоление у обычных детей психологических барьеров при установлении более близких контактов с детьми с ОВЗ (на эмоциональном и поведенческом уровнях).

Достигаемые социальные эффекты

- интеграция детей с ОВЗ в процессе творческой и созидательной деятельности в разновозрастную группу участников.

- изменение отношения к детям с ОВЗ у более широкого круга детей и взрослых – гостей программы.

- повышение мотивации участников проекта и гостей программы к социально полезной деятельности,  их созидательное отношение к миру.

Критерии оценки социальной эффективности проекта

- Включение участников в общую творческую, созидательную деятельность программы (методики отслеживания: методики обратной связи, фото и видеофиксация, наличие творческих работ);

- Раскрытие внутренних ресурсов участниками программы (методики отслеживания: анкетирование родителей, устная рефлексия, творческие работы выполняемых участниками программы – их количество и качество);

- Степень повышения жизненного тонуса, позитивного мироощущения у участников программы и появление намерения активно включаться в жизнь общества (методики отслеживания: анкетирование родителей, проективные рисунки детей, устная рефлексия);

- Удовлетворенность участников программы (методики отслеживания: анкетирование родителей, устная рефлексия)

- Наличие позитивных контактов детей с ОВЗ и обычных детей в процессе программы (методики отслеживания: методики обратной связи, фото и видеофиксация).

 

Список литературы: 

1.Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Скурат Г.Г. Практикум по психологическим играм  с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. – 144с.

2. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". - М., - 2003.

3.Беляускайте Р.Ф.  Психологическая диагностика. - 2004. - №4.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., - 1965. 

5. Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

6. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству". - СПб.: - 2005. 

7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.

8. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2007.  

9. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

10 .Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: - 2005.

11. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», - 2010.

12. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

13. Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

14. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком.  – СПб.: Речь, - 2006. – 144с.

15. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», - 2005. 

16. Петрушин В.И. Психология художественного творчества. М.: Акад. проект, - 2006. 17. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа  с детьми  с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.  – СПб.: Речь, 2008.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь