Программа элективного курса по русскому языку
Программа элективного курса по русскому языку
"Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"
Автор: Аленевская Лариса Алексеевна
МАОУ «СОШ № 122 с углубленным изучением иностранных языков», г. Пермь
Актуальность.
Представленный курс поможет подготовиться учащимся 9 класса к сочинению-рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе.
Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса:
- Теоретические: Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
- Развивающие: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- Практические:
- Совершенствование коммуникативных умений;
- Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
Воспитательные:
- Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
- Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся,
- технология проблемного обучения,
- информационные технологии.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией.
Литература:
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.
2. Домашний репетитор.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе.
3. Григорьева Н.А. Практикум – справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку.
4. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.
5. Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Использование ЦОРов.
Тематическое планирование
1. Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения» 2 1 1 Коллективная работа.
1 неделя Октября
2. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. 3х2=6 1 5 Коллективная работа.
2-3-4 неделя Октября.
3. Анализ текста худ. стиля с грамматическим заданием 2х2=4 1 3 Творческая работа.
1-2 неделя Ноября.
4. Обучающее сочинение по тексту худ. стиля. Повторение орфографии. Анализ сочинений. Работа над ошибками. 2х4=8 1 7 Творческая работа.
3-4 неделя ноября, 1-2 неделя декабря.
5. Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. 2 1 1 Коллективная и самостоятельная работа
3 неделя декабря.
6. Публицистический стиль. Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием . композиция. Повторение орфографии 3х2=6 1 5 Коллективная и творческая работа.
4 неделя декабря, 1-2 неделя января.
7. Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. Анализ сочинений по тексту публицистического стиля. Повторение орфографии. 2х3=6 1 5 Творческая работа.
3-4 неделя января, 1 неделя февраля.
8. Рецензирование и редактирование творческих работ. 2 2 Коллективная работа
2 неделя февраля.
9. Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса. 2х2=4 1 3 Коллективная работа
3-4 неделя февраля.
10. Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. 3х2=6 1 5 Творческая работа.
1-2 -3 неделя марта.
11. Обучающее сочинение по тексту научного стиля. Анализ сочинений. Повторение орфографии 2 4 Творческая работа
4 неделя марта.
12. Рецензирование и редактирование творческих работ 2 2 Коллективная работа.
1 неделя апреля.
13. Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса 3х2=6 2 4 Творческая работа.
2-3-4 неделя апреля.
14. Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля 2х2=4 4 Творческая работа.
1-2 неделя мая.
15. Функциональные особенности официально-делового стиля 2х2 = 4 1 1 Коллективная работа.
3 неделя мая.
Итого: 64 часа.