Урок "Однородные члены предложения"
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Однородные члены предложения»
Автор: Иванова Лариса Николаевна
МБОУ «СОШ № 22 г. Челябинска»
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
1) определить основные признаки однородных членов предложения;
2) развивать навыки определения однородных членов в тексте;
3) развивать навыки постановки знаков препинания при однородных членах;
4) развивать связную речь обучающихся;
5) знакомить с творчеством уральской поэтессы;
6) привитие интереса к родному краю.
Тип урока: Урок-поход-открытие.
Оборудование:
- мульмедийное оборудование;
- раздаточный материал;
- смайлики.
Организация учебного пространства:
Перед уроком обучающимся предлагается организоваться в 4 группы, выбрать командира туристского отряда. Соответственно готовятся 4 парты так, чтобы ребята сели кружком.
Ход урока
Конспект |
Примечания |
||||||||||
1. Эмоциональный настрой на урок. |
|||||||||||
Добрый день! Начинаем урок русского языка. Но он будет необычным! Сегодня я приглашаю вас в поход по Южному Уралу. |
|
||||||||||
2. Мотивация обучающихся на учебную деятельность. |
|||||||||||
А помогут нам стихотворные строки уральской поэтессы Лидии Преображенской. Слайд. Текст без знаков препинания: Ты продрог в пути-дороге Промочил в болоте ноги. Но присядешь рядом с ним, - Он тебя теплом Вмиг согреет ободрит Даже чаем напоит. Кто же он? Скажи скорее! Догадался, верно, ты? Лидия Преображенская |
- Обучение выразительному чтению. - Развитие навыков внимательного прочтения литературного текста. - Знакомство с портретом поэтессы, годами жизни (наглядный материл) – Прием «Литературный исторический календарь» |
||||||||||
3.Введение в тему, определение темы. |
|||||||||||
Взгляните на эту загадку глазами лингвиста. Вам нужны будут зеленая ручка и линейка. В группах ответьте на следующие вопросы: 1. Что необычного в этом стихотворении? 2. Сколько грамматических основ в данном стихотворении? 3. Сколько в данных грамматических основах сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? 4. На какой вопрос они отвечают? Какова их грамматическая форма? 5. С какой интонацией произносятся? Как называются подобные члены предложения? (Сформулируйте тему нашего урока) 6. С какой языковой единицей мы будем сегодня знакомиться? Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? («Однородные члены предложения») Но обратите внимание, что в данных предложениях обозначен только конец предложения, а знаки препинания внутри предложения отсутствуют, хотя они нужны! В чем причина? (нужно знать правила) Итак, тема урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» |
Прием «Получи свой смайлик»
Прием «Погружение в тему» |
||||||||||
4. Объяснение нового материала. |
|||||||||||
Чтобы научиться определять однородные члены предложения и правильно использовать знаки препинания, нужно ответить на следующие вопросы:
По каким признакам мы сможем определить однородные члены предложения? (Самостоятельная работа в группах, затем обмен информацией между группами) Итогом должны стать выводы: 1. Относятся к одному и тому же слову. 2. Отвечают на один и тот же вопрос. 3. Употребляются в одной и той же форме. 4. Произносятся с перечислительной интонацией. |
|
||||||||||
5. Отработка умений и навыков по теме |
|||||||||||
Давайте проверим, действует наше представление о признаках однородных членов? Задание: В предложениях вам необходимо найти однородные члены предложения, определить слово, к которому они относятся, и в какой форме употреблены. Работа в группах 1. Южный Урал богат и озерами, и лесами, и горами. 2. Береза и лиственницаукрашают наши леса. 3. В Челябинской области протекают широкие и узкие, быстрые и медленные реки. 4. Осенью солнце не греет, но блестит ярче летнего. 5. В Златоусте, Миассе, Кыштыме проживают мастера по камню. |
|
||||||||||
6. Физминутка. |
|||||||||||
Повернитесь вправо, влево – Край уральский просто класс! Сосны, яблоньки, березы Летом укрывают нас. Слева друг и справа друг Вместе мы пойдем в поход. Нужно знать красоты края, И собрать их в хоровод. |
|
||||||||||
7. Самостоятельная групповая работа обучающихся |
|||||||||||
Итак, пройдена первая часть пути – мы открыли законы определения однородных членов предложения. А теперь еще одна очень важная задача, нужно узнать какие же знаки препинания ставятся при однородных членах. Работа по карточке. (заготовить пустые круги – в соответствии с предложениями – дети заполняют в соответствии с наличием однородных членов и расставляют знаки препинания (текст предыдущий из 5-ти предложений)) Какие знаки препинания ставятся между однородными членами в первом предложении? 1. Какой знак препинания употребляется или не употребляется в предложении с однородными членами предложения? 2. Когда запятая не употребляется? 3. Когда запятая необходима? |
|
||||||||||
8. Самостоятельная работа в парах, обсуждение |
|||||||||||
Обучающимся предлагается карточка. Расставьте знаки препинания и нарисуйте схему однородных членов предложения. 1. Юные туристы путешествуют по горам рекам озерам. 2. Для дальнего путешествия они запасаются провизией и одеждой и бельём. 3. Туризм от каждого требует дисциплинированности выдержки и мужества. |
|
||||||||||
9. Подведение итогов |
|||||||||||
Днем поход, а вечером красивый, жаркий костер, вокруг которого располагаются путешественники и делятся своими впечатлениями. Так и мы давайте поделимся впечатлениями от нашего путешествия по Южному Уралу с темой «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» Что мы приобрели в нашем походе? |
|
||||||||||
10. Диагностическая работа |
|||||||||||
Но почему-то наш костер не горит. В чем причина? Оказывается, в загадке о нашем костре осталось много пропущенных знаков препинания. Есть смельчаки, которые зажгут костер своим знанием о постановке знаков препинания при однородных членах предложения? (работа с текстом Л. Преображенской (см. начало урока), в котором пропущены знаки препинания при однородных членах). Вы нашли однородные члены предложения, правильно расставили знаки препинания. |
|
||||||||||
11. Итоги работы |
|||||||||||
А у меня остался вопрос, на который я не могу найти ответ. Вопрос к командирам туристических отрядов: 1. Зачем в нашей речи – письменной и устной – нужны однородные члены предложения? 2. Действительно необходимо обогащать свою речь? |
|
||||||||||
12. Рефлексия. |
|||||||||||
Какие же впечатления от нашего похода-открытия у вас? Оцените наш урок и свою работу на нем. Можете выбрать нужную вам фразу:
|
Прием «Незаконченное предложение» |
||||||||||
13. Домашнее задание |
|||||||||||
Какое домашнее задание вы бы себе выбрали? 1. Определять однородные члены предложения. 2. Правильно расставлять знаки препинания. 3. Употреблять в речи. 4. Отправиться в путешествие по Южному Уралу. 5. Письменное упражнение. |
|