Проектные задачи в начальной школе в организации образовательной деятельности младшего школьника

Дата публикации: 2020-02-22 16:37:49
Статью разместил(а):
Спелова Елена Николаевна

Проектные задачи в начальной школе в организации образовательной деятельности младшего школьника

Авторы: Кузнецова Н.П. и Спелова Е.Н.

ЧОУ «Гимназия гуманитарных наук», г. Саратов

 

Я слышу, и я забуду,

Я вижу, и я помню,

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

 

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский

 

Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения» [1, с.11]

Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие: [см. там же, с.8] 

- формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:

  - доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; 

  - уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера,  признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 

- развитие умения учиться как первого шага к самообра­зованию и самовоспитанию:

  - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; 

  - формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности  к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания оказывают влияние на развитие человека лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

Поэтому  решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно.

Необходим поиск адекватных способов и форм организации образо­вательного процесса, с помощью которых можно дос­тичь новых образовательных результатов - это, прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетент­ность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность, которая  не является новшеством  в мировой педагогике.  В конце прошлого столетия  американский психолог, педагог и философ Джон Дьюи предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. 

Настаивая на образовании через опыт, Дж. Дьюи подчеркивает различие опыта, приобретаемого в процессе образования, и опыта необходимого для будущей жизни. Говоря об их различии, он также фиксирует необходимость их связи, причем связи особого рода. «Главная проблема образования, основывающегося на личном опыте, состоит в том, чтобы составить такой набор видов сегодняшнего опыта, который плодотворно и творчески жил бы в завтрашнем» [2, с.333].

Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Однако, с точки зрения А. Б. Воронцова, в настоящее время смысл терминов «проект», «проектная деятельность» девальвировался, это либо, простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т. д., либо, механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, что неэффективно и вредно.

По мнению К.Н. Поливановой, все-таки «проектная деятельность  является ведущей в подростковом возрасте, гарантирующей развитие возрастносообразных новообразований – ответственности, инициативности и самостоятельности» [3, с.67].

Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе могут возникнуть только ее прообра­зы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. 

Под проектной задачей А.Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей [5, с.47].

В чем отличие проектной задачи от проекта? Отличие проектной задачи от полноценного проекта заключается в том, что для её решения младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Кроме того, проектная учебная задача — менее объемная дидактическая единица по сравнению с проектом.

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

· Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятель­ностью учащихся в группе. 

· Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания. 

· Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных спосо­бов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования. 

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Коммуникативные УУД:

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Для организации наиболее эффективной работы над проектной задачей следует соблюдать следующие этапы урока.

На первом организационном этапе урока после создания учителем совместно с учащимися позитивного настроя, ситуации успешности в учебной деятельности, необходимо стимулирование интереса учащихся на уроке посредством описания учителем квазиреальной ситуации.

На втором этапе — анализ учащимися проблемной ситуации должен привести к формулированию проблемы и поиску возможных путей ее разрешения.

На  этапе развернутого оценивания результатом решения задачи должен стать созданный учащимися реальный индивидуальный «продукт», который учащиеся смогли бы  предъявить публично и оценить.

 Завершающий этап урока решения проектной задачи — анализ эмоционального состояния и работоспособности учащихся на уроке, рефлексия учащимися своих действий.

 

Название этапа 

Ученик 

Педагог 

1. Подготовительный 

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный 

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический 

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный 

Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный 

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

 

Функция учителя при такой организации учебно-воспитательного процесса состоит не в передаче конкретных знаний, а в роли координатора и помощника. А педагогическая задача учителя — привлекать учащихся не к повторению и запоминанию готового знания, а в совместное с учащимися размышление о том, что неизвестно.

Решение проектных задач требует коллективно-распределенной деятельности учащихся. Поэтому, особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети приходят к пониманию того, что для достижения общей цели всем участникам группы необходимо договариваться между собой, вырабатывать общий путь решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль в процессе решения задачи. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности детей. Готовясь к защите своего проекта, учащимся необходимо выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители учащихся, что тоже немаловажно.

Итак, проектные задачи, в начальной школе  позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.

Педагогическая эффективность решения проектных задач на уроках проявляется и в формировании путем их решения у младших школьников такой способности, как целеполагание. Ведь для успешного решения поставленной задачи требуется самостоятельная постановка учениками цели и следование ей, т.е. её «удерживание». Между тем в традиционном образовательном процессе начальной школы функции целеполагания, контроля и оценки остаются исключительно прерогативой учителя.

Решение проектных задач в процессе обучения в начальной школе на различных учебных предметах будет способствовать получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания программного материала и заложит основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

 

Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя /под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

2. Демократия и образование. – М.: Педагогика – Пресс, 2000.

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение. – 2008.

4. Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение – 2010.