Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий

Дата публикации: 2020-04-07 13:30:42
Статью разместил(а):
Кондрашова Ирина Александровна

Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий

Автор: Кондрашова Ирина Александровна

 

ВСТУПЛЕНИЕ. 

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни.

Что же это такое – Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)?

Определение для детей: здоровый образ жизни - это действия, нацеленные на укрепление здоровья [1]. Итак, чтобы быть здоровым, нужно не пренебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом.

Главное требование гигиены – держать тело в чистоте [3]. Это избавит вас от риска получить заболевания, связанные с размножением бактерий и паразитов. Для этого надо соблюдать элементарные правила гигиены.

1. Обязательно чистите зубы после утреннего пробуждения и перед тем, как отходить ко сну. 

2. Регулярно мойте голову.

3. Содержите в чистоте расчёски, резинки и заколки для волос. 

4. Принимайте душ или ванну 2 раза в день.

5. Обязательно мойте руки по приходу домой, до и после еды, после игры с животными, после туалета.

6. Уделяйте внимание чистоте вашей одежды и обуви.

Основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это:

Нормальная продолжительность сна (Школьник должен спать не менее 9-10,5 часов).

Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.

Соблюдение графика приёма пищи.

Соблюдение баланса между учебными занятиями в школе и дома с активным отдыхом и пребыванием на свежем воздухе. (Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут выполнения уроков, следует проводить 15-минутные перерывы с физкультминуткой под музыку).

Правильное питание.

Ешьте богатые витаминами овощи и фрукты. Не отказывайтесь от тех овощей и фруктов, которые однажды показались вам невкусными, попробуйте их ещё раз, вдруг понравятся. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ.

Употребляйте кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану и прочее). Они содержат полезный белок и способствуют нормальному пищеварению.

Ешьте каши. Они содержат сложные углеводы, которые позволяют организму быть энергичным и бодрым в течение многих часов. В качестве гарнира это блюдо отлично гармонирует с мясом, рыбой и овощами.

Не отказывайтесь от мяса. В мясе содержится огромное количество полезных веществ, таких, как железо, калий, фосфор. Они дают организму силы и возможности правильно развиваться и бороться с болезнями.

Спорт и физические нагрузки.

Посвятите зарядке 10-15 минут и ваше тело всегда будет в отличном состоянии.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относится активное пребывание на свежем воздухе: подвижные игры и/или ежедневные прогулки на роликах, велосипеде и проч. Физический труд, гимнастика, прогулка, бег и т.п. улучшают кровообращение, дают энергию, хорошее настроение, здоровье.

Хотите быть лучше, сильнее, веселее? Тогда начните вести здоровый образ жизни. На самом деле, вести ЗОЖ намного проще, чем можно подумать. 

Цель: рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека, формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни. Научить приобретать  практические навыки заботы о собственном здоровье. 

Задачи: 

1. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

2. Формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

3. Формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

4. Стимулировать стремление детей к здоровому образу жизни, к улучшению своего физического состояния.

5. Обеспечение физического и психического саморазвития. 

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение; игрушка медведя; презентация. 

Ход классного часа

1. Вступительное слово. 

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! 

«Здравствуйте» - это волшебное слово,

Людям дарите снова и снова!

Слово «здравствуйте» люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья.

Звучит песенка «Здравствуйте, ладошки!». Дети выполняют движения за воспитателем.

Ребята, как вы понимаете, что такое «здоровье», «быть здоровым»? 

Это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете полностью реализоваться в современном мире. 

Появляется игрушка Мишка.

Мишка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель и дети: Здравствуй, Мишутка!

Воспитатель: Мишутка, а почему ты такой грустный?

Мишка: Я заболел. У меня болит горлышко. Я пришел сегодня к вам в гости, чтобы узнать, что нужно делать, чтобы никогда не болеть?

Воспитатель: Очень жаль, Мишутка, что ты заболел, но мы с ребятами расскажем тебе, о том, как защитить себя от простуды. Правда, ребята?

Ребята, что мы делаем с вами каждый день утром в спортивном или музыкальном зале? (Зарядку).

Мишка: А я никогда не делал зарядку…

Воспитатель: Ребята, покажем Мишутке, как нужно делать зарядку?

Дети выполняют движения под музыку за воспитателем

Воспитатель: Мишутка, но еще есть и другие правила, которые необходимо выполнять, чтобы не болеть и быть здоровым.

Ребята, а вы знаете, что нужно еще делать?

(Нужно кушать овощи и фрукты)

Воспитатель: Только перед едой их необходимо мыть. А зачем?

(Для того, чтобы в организм не попали микробы и не болел живот).

Мишка: Спасибо, ребята! Я обязательно буду мыть фрукты и овощи перед едой.

Воспитатель: А еще необходимо обязательно гулять на свежем воздухе! Поэтому мы каждый день с ребятами ходим на прогулку. Только одеваться нужно потеплее, потому что на улице зима.

Мишутка: Хорошо, у меня есть теплый шарфик для прогулок.

Воспитатель: Ребята, а что мы делаем каждый раз после прогулки, когда возвращаемся в группу, и перед едой?

Дети: Моем руки с мылом.

Воспитатель: 

Перед тем, как есть и пить,

Надо руки с мылом мыть!

Далее все вместе играют в кричалку. 

2. Игра-кричалка «Полезно - вредно». 

Дети могут отвечать хором словами «полезно», «вредно» на предложенный учителем вариант:

- Читать лежа ... (вредно).

- Смотреть на яркий свет ... (вредно).

- Промывать глаза по утрам ... (полезно).

- Смотреть близко телевизор ... (вредно).

Расстояние от телевизора до глаз должно быть не менее 3 метров, продолжительность просмотра - не более 1,5 часа в день.

- Оберегать глаза от ударов ... (полезно).

- Употреблять в пищу морковь, петрушку ... (полезно).

- Тереть глаза грязными руками ... (вредно).

- Заниматься физкультурой ... (полезно).

3. Физкультминутка 

1) Изображаем жирафа. (Поднимаем голову вверх, опускаем вниз, выполняем круговые движения головой вправо, влево).

2) Осьминога. (Выполняем круговые движения плечами назад, затем вперед. Вытягиваем поочередно руки вперед, в стороны).

3) Птицу. (Руки поднять, опустить, имитируя движения крыльев. Выполнить круговые движения руками).

4) Обезьяну. (Наклон вперед, назад, вправо, влево. Выполняем круговые движения правой ногой, затем левой ногой).

5) Кошку. (Потягивание всем телом, встать на цыпочки, вытянув сначала правую руку, затем левую).

4. Выбери слова для характеристики здорового человека:

(слова могут быть записаны на доске либо на месте бумаги):

красивый

страшный

сутулый

стройный

сильный

толстый

ловкий

крепкий

бледный

неуклюжий

румяный

подтянутый

5. Ответьте на вопросы: 

1. Как попадают микробы в наш организм? (Микробы попадают в организм при чихании, кашле больного, если мы находимся рядом. Через рот - с грязными, немытыми продуктами, через грязные, немытые руки. Через кожу - раны или царапины, с чужими вещами).

2. Существуют ли полезные микробы? (Да, существуют. Это кисломолочные бактерии, которые улучшают пищеварение, а следовательно, помогают укрепить здоровье. Они содержатся в кисломолочных продуктах - кефире, ряженке и т. п., а также в квашеной капусте, соленых помидорах, огурцах).

3. Представьте, что вы попали на необитаемый остров, а золотая рыбка исполнит только 3 ваших желания. Что бы вы пожелали? (Ответы детей).

4. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? (Это прежде всего, занятия физкультурой, спортом, игры на воздухе; как можно меньше проводить времени перед телевизором, компьютером. Здоровое питание - фрукты, овощи, натуральные продукты, где нет красителей, консервантов. Меньше лимонада, кока- колы, больше натуральных соков. Очень полезны молочные продукты, творог, каши). 

Физкультминутка.  

Руки ставим перед грудью,

Разводить их резко будем

С поворотом - раз-два-три,

Не бездельничай, смотри (руки перед грудью, рывки руками)

Приседаем - раз-два-раз,

Ножки разомнем сейчас.

Сели-встали, сели-встали (приседания)

И немножечко устали.

Головой теперь покрутим

Лучше мозг работать будет (вращения головой)

Вертим туловищем бодро

Это тоже славный отдых. (вращения туловищем)

6. Разминка «Загадка - отгадка» 

Чтоб грязнулею не быть,

Следует со мной дружить.

Пенное, душистое,

Руки будут чистыми. (Мыло)

Чтобы улыбка засеяла белизной,

Подружитесь-ка со мной! (Зубная паста)

Я - хохотушка,

Зубам вашим подружка,

Люблю все убирать

Зубки вычищать! (Щетка)

Сразу сделаешь прическу,

Если в руку возьмешь…(Расческу)

В бане я главная,

Я -…(Мочалка банная)

А я - бархатистое,

Вытрешь тело - будет чистое. (Полотенце) 

7. Работа в группах. 

Найдите верное утверждение.

- Я чищу зубы два раза в день.

- Я грызу ручки и карандаши.

- Я рано просыпаюсь и делаю физзарядку.

- Вечерами я долго сижу перед компьютером.

- Я люблю долго поспать.

- После еды я полощу рот.

- До еды я не мою руки.

- Я часто ем сладкое.

- Я ем фрукты и овощи.

Физкультминутка «Держи осанку».

Сидя или стоя, опустите руки. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем заверните руки ладонями вверх. Локти максимально отведите, спину выпрямите, грудную клетку разверните, плечи отведите назад. Спокойно дышите 20-30 секунд. Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти. 

Пословицы и поговорки на тему: «Здоровый образ жизни» 

· Береги платье снову, а здоровье смолоду.

· Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

· Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

· Здоров - скачет, захворал - плачет.

· Смолоду закалишься - на весь век сгодишься.

· Смех - здоровье души.

· Здоровье не купишь - его разум дарит.

· Здоровьем слаб, так и духом не герой.

· Чистая вода - для хвори беда.

· Чаще мойся, воды не бойся.

· Здоровые зубы - здоровью любы.

· Чистота-залог здоровья.

· Сон лучше всякого лекарства.

· Лук - здоровью друг.

· Кто долго жует, тот долго живет.

· Там, где нет мяса, - свекла герой.

· Чеснок да лук от семи недуг.

· В здоровом теле - здоровый дух.

· Здоровье дороже денег.

·Кто не курит и не пьёт, тот здоровье бережет.

· Чем больше пожуешь, тем дольше проживешь. 

8. Кроссворд «Здоровье».

 

17

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

12

 

 

14

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 1. Профилактика инфекционных болезней (прививка). 4. Утренняя физкультура (зарядка). 5. Фрукты и овощи это…(витамины). 6. Полезная еда на завтрак (сердце). 10. Обливание водой (закаливание). 15. Медицинская фотография (полис). 18. Ночной отдых (сон). 19. На каком уроке нужно быть в спортивной форме (физкультура). 

По вертикали: 2. Люди, купающиеся зимой в проруби (моржи). 3. Чем измеряют температуру (градусник). 7. По утрам и вечерам чистят взрослые и дети (зубы). 8. Полезная еда на завтрак (каша). 9. Водный  вид спорта (плавание). 11. Награда на Олимпийских играх (медаль). 12. Что надо мыть перед едой (руки). 13. Зимний вид спорта (лыжи). 14. Обувь фигуриста (коньки). 16. Жидкость, без которой человек не сможет прожить (вода). 17. Игра с мячом (футбол). 

9. Работа в группах. Словесная игра «Да и нет».

Каша вкусная еда. (Да)

Это нам полезно?

Лук зеленый есть всегда

Вам полезно, дети? (Да)

Чипсы полезны? (Нет)

Щи - отличная еда.

Щи полезны детям? (Да)

Фрукты - просто красота! (Да)

Это нам полезно?

Грязных ягод иногда. (Нет)

Съесть полезно, детки?

Овощей растет гряда. (Да)

Овощи полезны?

Сок, компоты на обед. (Да)

Пить полезно детям?

Съесть мешок большой конфет - (Нет)

Это вредно, дети

Лишь полезная еда, (Да)

На столе у нас всегда!

А раз полезная еда –

Будем мы здоровы? 

10. Анализ занятия. 

Цель: получение обратной связи, выяснение степени усталости, активности, интереса к происходящему.

Техника проведения: участники делятся впечатлениями о занятии.

Инструкция: Вот и закончилось наше занятие. Я вам предлагаю поделиться своими мыслями, идеями, настроением.

Вопросы для обсуждения:

Что принёс вам этот день?

Что вам особенно понравилось в нашем занятии?

Расскажите о своём настроении до начала занятия и сейчас.

Какое задание показалось вам очень сложным?

Довольны ли вы тем, чему научились, что узнали? 

 

Список литературы: 

1. Баль Л.В. Букварь здоровья: Учеб. пособие для детей дошкол. возраста / Л. В. Баль, В.В. Ветрова. - М. : ЭКСМО, 1995. -127с. 

2. Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997. 

3. Залесский М.З. Как стать сильным / М. З. Залесский; Худож. В.Жигарев. - М. : РОСМЭН, 2000. - 124с.

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья», Москва «ВАКО», 2005 год.  

5. Семёнова, И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой / И. Семёнова. – - Науч.-попул. изд. – М.: Педагогика, 1989. – 176с. 

6. Физическая культура в школе, М., №2-5,2004 г. 

7. Чурилова Т.Н., Лободина Н.В. «Здоровьесберегающая деятельность», Волгоград, издательство «Учитель», 2013 год.