Актуальность и востребованность опыта признанных педагогов 20-го столетия в современной образовательной деятельности
Актуальность и востребованность опыта признанных педагогов 20-го столетия в современной образовательной деятельности
Автор: Яханова Татьяна Анатольевна
МБУ ДО «ДДТ» г.Находка
Эпиграфом к своей работе я взяла слова Антона Макаренко:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги».
На своих уроках я занимаюсь с детьми декоративно-прикладным искусством, однако сегодня хочу поговорить о самих детях, а не о том, что они делают на наших занятиях.
Выдающиеся педагоги последнего столетия утверждают, что самое важное в воспитании детей - это уважение их как личностей, а не передача фактических знаний, как бы ценны они ни были. Задача педагогов дополнительного образования очень непроста: в своей работе мы должны суметь создать в детском коллективе такую атмосферу комфорта, чтобы у детей, не побоюсь этого слова, «вырастали крылья», когда бы они с радостью «летели» на занятия.
Тема актуальна, потому что выбор кружков чаще всего обусловлен предпочтениями самого ребенка, для которого немаловажно попасть в такое окружение, где его будут ценить и уважать как личность.
Учитывая актуальность темы, была определена цель: выстроить дружественные взаимоотношения внутри детского коллектива.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Выяснить, как учащиеся воспринимают себя и других детей в коллективе.
3. Применить полученные знания в практической работе.
Предмет исследования: Взаимоотношения в детском коллективе.
Объект исследования: Учащиеся кружка «Стильные штучки».
В работе были применены следующие методы:
1. Анализ теоретических источников по изучаемой теме.
2. Проведение исследования.
3. Анализ полученных результатов.
4. Внедрение инноваций в деятельность кружка.
Степень изученности данного вопроса.
Приступая к изучению темы, я обратилась к опыту выдающегося советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко. С бессмертными трудами этого талантливого учителя мне довелось ознакомиться при написании дипломной работы во время учебы в институте. Следует отметить, что педагогическая система Макаренко остается актуальной по сей день, несмотря на то, что ей уже более 80 лет.
И вот почему. Ни для кого не секрет, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения сегодня находится в некотором провале. Но после изучения системы Макаренко становится понятно, что каждый педагог как общего, так и дополнительного образования при желании способен положительно повлиять на улучшение существующей ситуации через детский коллектив. Самое главное при этом – уважать детей, доверять им, проявлять к ним искренний интерес, а также быть открытым, стремиться к общению, к установке связей, быть готовым прийти на помощь и поделиться знаниями.
Все новое – это хорошо забытое старое. В кружке «Стильные штучки» был применен опыт А. Макаренко по детскому самоуправлению.
Предварительно, при использовании диагностических методик «Пьедестал», «Солнце, тучка, дождик», «Загадай желание», «Кактус», было проведено первичное исследование коллектива, взаимоотношений и личности учащихся, занимающихся в кружке. В результате выяснилось, что:
1. Обследуемый коллектив не является полностью сплоченным.
2. На первое место школьники ставят собственную значимость в жизни коллектива.
3. У школьников слабо выражены социальные интересы, они преимущественно ориентированы на собственные, в основном материальные, желания.
4. У большинства школьников социальное окружение вызывает позитивное самочувствие, с друзьями они ощущают себя комфортно.
5. Эмоционально-личностная сфера большинства учащихся характеризуется такими качествами как открытость, реалистичность, доброжелательность. Вместе с тем, выявлены особенности, которые негативно влияют на межличностные взаимоотношения: эгоцентризм, агрессивность, тревожность, импульсивность, демонстративность.
После проведения исследования началась работа по применению опыта А. Макаренко и внедрению в жизнь кружка идей самоуправления, которое проходило в несколько этапов.
На 1 этапе работы было проведено собрание, на котором ребята выбрали командира коллектива и определили название: «Дружба», а также девиз: «Дружба начинается с улыбки».
Был создан свод законов коллектива, содержание которого определили сами учащиеся.
Все участники распределились на микрогруппы с учетом своих пожеланий. Были определены и распределены между микрогруппами следующие роли: хозяева, экологи, затейники, знайки, журналисты. Для каждой группы был определен свой круг обязанностей:
Группа |
Обязанности |
Хозяева |
●следят за чистотой в помещении, ●заботятся о порядке во время перерывов ● убирают со стола после чаепитий, которые проводятся нами на каждом занятии ●раздают раздаточный материал ●приводят в порядок доску. |
Экологи |
●заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви ● следят за чистотой рук ●готовят сообщения о сохранении здоровье «Расти здоровым» ●следят за состоянием школьных принадлежностей. |
Затейники |
●организуют и проводят гимнастику ● разучивают упражнения и проводят физкультминутки ●создают и заботятся об игротеке ● участвуют в планировании экскурсий и занятий в музеях, посещениях выставок народного и декоративно – прикладного искусства. |
Знайки |
●заботятся о сохранности раздаточного материала, держат связь с библиотекой ●знакомят товарищей с интересными книгами, в том числе по бисероплетению ● готовят материал для городских конкурсов, знакомят с обычаями родного края, с творчеством народных мастеров. |
Журналисты |
●находят интересные статьи о бисероплетении, ●собирают новости по теме ●рассказывают о интересных событиях в мире и в жизни кружка ● выпускают устные журналы и газету. |
Также было решено, что один раз в месяц группы будут меняться ролями, чтобы каждый ученик научился выполнять разные поручения.
Каждую неделю подводились итоги, обсуждалась реализация целей, поставленных на прошедшую неделю, анализировались проведенные мероприятия, ставились цели на новую неделю и планировались работы, направленные на их достижения.
Во всех обсуждениях и во время голосований каждый участник коллектива (в том числе педагог) имели равное право голоса.
Внедрение самоуправления оказалось непростой задачей. Самое сложное было научить учащихся с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими, научить ребят совместно с другими детьми планировать, обсуждать и давать оценку сделанному.
Через год после внедрения самоуправления была проведена повторная диагностика, по результатам которой можно сделать следующие выводы:
1. Коллектив стал более сплоченным и целостным, все учащиеся приобрели ценность, значимость для данного коллектива (нет изолированных).
2. Стали доминировать социальные интересы, дети более ориентированы на интересы других, нравственные интересы.
3. Социальное окружение по-прежнему вызывает позитивное самочувствие, с друзьями они ощущают себя комфортно.
4. Школьники доброжелательны, открыты, реалистичны. Уменьшилось количество эгоцентризма, агрессивности, тревожности, импульсивности, демонстративности.
Таким образом, труды Макаренко о воспитании посредством коллектива являются актуальными и очень своевременными. Детям очень важно осознавать и ощущать доверие взрослых. Тогда они его обязательно оправдывают. При этом немаловажно то, что каждый ребенок участвует в совместном труде и ощущает личную ответственность за свою часть дела, а также учится ценить чужой труд. Этот опыт оказался очень ценным для меня, ведь задача педагога не только в том, чтобы научить что-то делать, а еще и в том, чтобы подарить частицу любви, внимания, доверия маленькому человеку, который когда-нибудь станет большим, а что он понесёт своим детям или ученикам – зависит уже сегодня от нас.
И я хочу закончить свою статью словами другого великого педагога 20-го века Януша Корчака: «Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни».