Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

После-мутационный период: путь к мастерству

Дата публикации: 2020-05-12 11:08:04
Статью разместил(а):
Мельникова Ирина Александровна

После-мутационный период: путь к мастерству

Автор: Мельникова Ирина Александровна

МБУ ДО ДШИ «Кантилена», г. Новосибирск

 

Существуют 4 условные периода развития детского голоса: 7-9 лет - младший домутационный возраст; 10-13 лет - старший домутационный возраст; 13-15 лет - мутация; 15-18 лет – после-мутационный период, формирование голоса взрослого человека.

В данной работе я хочу рассмотреть после-мутационный период, который является поздним этапом становления певческого голоса, так как он открывает начало пути к самостоятельному мастерству.

После-мутационный период (16-18 лет). На этом этапе у молодых певцов еще нет взрослого голоса. Наступает после-мутационная стадия голоса, когда гортань юноши и девушки почти сформировалась, и ее рост, как бы, закончен, но наблюдаются остаточные явления мутации, продолжает развиваться дыхательный аппарат. Мышечная сила в этом возрасте только начинает приближаться к силе взрослого. Педагогу важно постоянно помнить и о том, что все органы связаны между собой, однако развиваются они неодинаково. Таким образом, если гортань у юноши или девушки оформилась и ее развитие окончено, то рост других органов, например: грудной клетки, мышц дыхательного аппарата, может еще продолжаться.

Расхождение в развитии органов, остаточные явления мутации не позволяют точно определить характер будущего голоса, так как он все еще меняется. По этой причине очень важно уменьшить вокальную нагрузку учащихся подросткового возраста, компетентно использовать в работе с ними специально подобранный репертуар, учитывать то, что голос можно считать в полной мере сформировавшимся только тогда, когда сформирован весь организм [Люш Д.В. «Развитие и сохранение певческого голоса»].

После мутации наступает следующий этап певческого развития. С 15 до 17 лет осуществляется стабилизация юношеского голоса. Обозначаются элементы будущего взрослого звучания, постепенно определяются индивидуальные тембровые качества. Этот период занимает продолжительное время, и абсолютное формирование голоса происходит лишь к 20 годам (иногда позже). Временно снизившаяся в мутационный период верхняя певческая форманта развивается, расширяется в своей зоне, а также укрепляется диапазон, устойчивым и равномерным становится смешанное дыхание. Проходят болезненные явления, относящиеся к мутации, появляются большие возможности использования грудного резонатора. Во время полового созревания у мальчиков голос приобретает мужскую окраску и понижается на октаву. Их гортань вытягивается вперед более чем в полтора раза, благодаря этому образуется кадык. Это кардинально изменяет высоту и певческие качества голоса мальчиков. Формируется тембр будущего взрослого голоса - тенора или баритона. «Темброво оформившиеся голоса разделяются на высокие - дисканты (диапазон до первой октавы - соль второй октавы) и низкие - альты («ля» малой октавы – «ре», «ми» второй октавы)» [Чишко О.С. «Певческий голос и его свойства»]. На этом этапе рабочий диапазон юношеских голосов: «до» малой октавы – «до» первой октавы.

Педагогу следует отнестись с вниманием к развитию диапазона девушек в период 16-18 лет. Гортань у девочек в это время растет пропорционально, и певческие свойства сохраняются после мутации. Сначала диапазон немного уменьшается (примерно на терцию), в этот период его границы: «си» малой октавы – «фа» - «соль» второй октавы. После чего полный диапазон расширяется, но становится временами неустойчивым: сопрано - вверх до «ля», «си-бемоль» второй октавы, альты - вниз до «соль» малой октавы.

Появившиеся голосовые возможности увлекают молодых людей, они стремятся максимально использовать свои новые голосовые возможности, злоупотребляют силой голоса и диапазоном. Однако, голос можно считать сформировавшимся лишь тогда, когда полностью сформирован весь организм. В конечном итоге учащиеся нередко переходят границы допустимого: они много поют, исполняют чрезмерно тяжелый репертуар и тем самым портят свой голос. Поэтому одной из главных задач учителя является воспитание у старшеклассников сознательного отношения к развитию собственного голоса. 

Знание возрастных свойств певческого голоса и индивидуальных особенностей детей поможет становлению и развитию вокальных умений и навыков учащихся.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь