Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Совершенствование техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов

Дата публикации: 2020-05-21 21:48:26
Статью разместил(а):
Незарегистрированный пользователь

Совершенствование техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет

Авторы: М.Г. Шестак и  А.В. Баун

МАОУ ДО «Центр плавания «Дельфин», г. Сургут

 

Аннотация. В гребном слаломе, результативность спортсменов зависит не только от уровня их физической подготовленности, но и от степени владения техническими приемами. В связи с быстрыми темпами роста спортивных результатов гребцов-слаломистов возрастает роль прохождения слаломных ворот без штрафа.

Ключевые слова: гребной слалом, гребец-слаломист, обратные ворота.

 

В гребном слаломе, как и в любом другом виде спорта, результативность спортсменов зависит не только от уровня их физической подготовленности, но и от степени владения техническими приемами. В связи с быстрыми темпами роста спортивных результатов гребцов-слаломистов возрастает роль прохождения слаломных ворот без штрафа (Жмарев Н.В., 2000). «Чистое» прохождение ворот в большей мере зависит от подхода к ним. Эффективность преодоления слаломной дистанции зависит от умения гребца выдержать оптимальную траекторию прохождения трассы. Выдержит ли спортсмен траекторию зависит от подхода, взятия и выхода из обратных ворот, так как слаломная дистанция состоит из «связок» и, делая ошибку на одних воротах, гребец затрудняет себе прохождение последующих ворот в связке.

Основным техническим элементом прохождения обратных ворот является раскрутка лодки, во время которой и происходит собственно взятие ворот. Отличие обычной раскрутки от раскрутки на воротах в том, что лодка для пересечения створа ворот должна иметь еще и поступательное движение. Поддержка вращательного и одновременно поступательного движения лодки, причем одним гребком – это во многом противоречивые задачи, что очень сильно поднимает техническую сложность элемента (Крюков С.С., 2004).

Традиционная методика совершенствования техники взятия обратных ворот недостаточна эффективна из-за тенденции к усвоению внешней формы упражнения, подражанию эталону, образцу, а не осмыслению внутреннего содержания двигательного действия.

Исходя из этого, следует отметить, что в связи с постоянным ростом конкуренции среди гребцов и отсутствием полноценной методики по совершенствованию техники прохождения обратных ворот, возникает острая необходимость в разработке методики, которая позволит спортсменам достигать высоких результатов.

Цель работы – разработать и определить эффективность методики, направленной на совершенствование техники прохождения обратных ворот у  гребцов-слаломистов 15-16 лет. 

С целью повышения эффективности процесса совершенствования техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет и повышения результативности выступления на соревнованиях, нами была разработана методика с включением упражнений на стабилане, упражнений с гидротормозом, с эспандером и комплекса упражнений на гребном тренажере.

Выполнение упражнений на стабилане, с эспандером и комплекса на гребном тренажере, входящих в содержание основной части тренировочного занятия, проходило в общеподготовительном этапе. Комплекс упражнений с гидротормозом применялся в специально-подготовительном этапе.

Комплекс на стабилане состоял из упражнения «Горнолыжный спуск», которое выполнялось два раза в течение 2 минуты 30 секунд. Между упражнениями «Горнолыжный спуск» проводилась идеомоторная тренировка. Комплекс применялся во второй день микроцикла, выполнялся 2-3 раза. Отдых между упражнениями в комплексе составлял одну минуту.

Комплекс с гидротормозом включал в себя греблю по глади пять минут, вращения на месте два раза по 30 секунд вправо и влево, взятие обратных ворот с правой и левой стороны 4-6 раз и ускорение 3х10м. Применялся комплекс в третий день микроцикла.

В пятый день микроцикла применялся комплекс на гребном тренажере и с эспандером. На гребном тренажере выполнялся дуговой гребок и «отхват» в течение 30 секунд. После этого - отдых 2 минуты. Затем выполнялось упражнение «скручивание» вправо и влево по 30 секунд. Отдых между упражнениями составлял 1 минуту. Упражнения выполнялись сериями (всего 4 серии) отдых между сериями 4 минуты.

Для определения эффективности разработанной нами методики совершенствования техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет был проведен межгрупповой анализ показателей технической подготовленности спортсменов двух групп. Для определения уровня технической подготовленности гребцов-слаломистов 15-16 лет была проведена экспертная оценка прохождения участков слаломной дистанции.

Результаты экспертной оценки прохождения гребцами-слаломистами 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп участков слаломной дистанции на время до и после эксперимента представлены в табл. 1.

 Таблица 1.

Результаты экспертной оценки прохождения гребцами-слаломистами 15-16 лет контрольной и экспериментальной групп участков слаломной дистанции на время, (М+m), (баллы)

измерения

Участки слаломной дистанции

 

1 участок

2 участок

3 участок

4 участок

 

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

1 измерение

3,12 + 0,04

3,13  +  0,06

2,99  +  0,05

2,97  +  0,06

3,05  +  0,07

3,03  +  0,05

3,27  +  0,07

3,20  +  0,08

р 1

2 измерение

3,34 + 0,06

3,50  +  0,04

3,35  +  0,06

3,46  +  0,07

3,32  +  0,04

3,39  +  0,04

3,34  +  0,06

3,48  +  0,06

р 2

0,004

0,004

0,004

0,004

0,01

0,004

0,004

0,004

р 1

3 измерение

3,83 + 0,05

4,35  +  0,05

3,87  +  0,06

4,16  +  0,06

3,86  +  0,06

4,21  +  0,06

3,79  +  0,06

4,13  +  0,04

р 2

0,004

0,004

0,004

0,004

0,004

0,004

0,004

0,004

р 1

=0,0002

=0,009

=0,002

=0,001

Примечания: М – среднее арифметическое; m – средняя ошибка среднего арифметического; р 1– достоверность различий результатов между контрольной и экспериментальной группой по критерию Манна-Уитни; р 2 – достоверность различий результатов внутри групп по критерию Вилкоксона.

В результате внутригруппового анализа показателей экспертной оценки прохождения участков слаломной дистанции гребцами-слаломистами контрольной группы определено, что после второго измерения произошли значимые изменения на всех оцениваемых участках: на первом участке (3,12+0,04; 3,34+0,06; р=0,004), на втором участке (2,99+0,05; 3,35+0,06; р=0,004), на третьем участке (3,05+0,07;  3,32+0,04; р=0,01), на четвертом участке (3,27+0,07; 3,34+0,06; р=0,004).

В результате внутригруппового анализа показателей экспертной оценки прохождения участков слаломной дистанции гребцами-слаломистами экспериментальной группы определено, что после второго измерения произошли значимые изменения на всех оцениваемых участках: на первом участке (3,13+0,06; 3,50+0,04; р=0,004), на втором участке (2,97+0,06; 3,46+0,07; р=0,004), на третьем участке (3,03+0,05;  3,39+0,04; р=0,004), на четвертом участке (3,20+0,08; 3,48+0,06; р=0,004).

Показатели экспертной оценки прохождения участков слаломной дистанции между контрольной и экспериментальной группами после первого измерения достоверных различий между собой не имели. Это свидетельствует о том, что гребцы и контрольной и экспериментальной группы имели одинаковый уровень технической подготовленности. После второго измерения значимых различий между результатами экспертной оценки контрольной и экспериментальной группами так же не наблюдается.

Достоверные различия  между результатами экспертной оценки контрольной и экспериментальной группами произошли на всех оцениваемых участках слаломной дистанции после третьего измерения: первый участок (3,83+0,05; 4,35+0,05; р=0,0002), второй участок (3,87+0,06; 4,16+0,06; р=0,009), третий участок (3,86+0,06; 4,21+0,06; р=0,002), четвертый участок (3,79+0,06; 4,13+0,04; р=0,001).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная методика совершенствования техники прохождения обратных ворот у гребцов-слаломистов 15-16 лет является эффективной, о чем свидетельствуют достоверное улучшение показателей экспертной оценки в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

 

Литература:

1. Гребля на байдарках и каноэ: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР/ авт.-сост.: В.Ф. Каверин. М.: Советский спорт, 2004. - 120 с.

2. Емчук И.Ф. Школа гребли/ И.Ф. Емчук, Н.В. Жмарев. М.: Физкультура и спорт, 1969. - 176 с.

3. Жмарев Н.В. Тренировка гребцов/ Н.В. Жмарев. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1981. 112 с.

4. Крюков С. Гребной слалом. Подготовка спортсменов/ С. Крюков. — М.: Эльф ИПР, 2004. 236 с.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь