Элективные курсы как элемент профессиональной ориентации

Дата публикации: 2020-05-27 15:07:54
Статью разместил(а):
Дудникова Анна Николаевна

Элективные курсы как элемент профессиональной ориентации

Автор: Дудникова Анна Николаевна

КГБПОУ «КТСТ», г. Красноярск

 

Постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1, утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». В соответствии с которым «профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально — экономической ситуации на рынке труда»

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система  научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору  профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве 

Элективный курс – это дополнительные обучающие занятия по выбору. «Электив» (англ. elective) – означает выборный, факультативный. Список таких курсов предлагается школьникам или студентам в начале учебного года. Они дополняют содержание дисциплины, считающейся профильной в данной школе или колледже, а также призваны актуализировать и индивидуализировать процесс образования. Как правило, эти занятия дают более глубокие знания, которые невозможно почерпнуть из стандартной программы.

Выбор профессии играет основную роль в жизни человека. Знакомство с профессией на ранних этапах жизни, дает возможность в правильном ее выборе.

В этой статье пойдет речь об использовании элективных курсов в качестве профессиональной ориентации для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Мне довелось принимать участие в реализации проекта «Вхожу в мир профессии». Реализация проекта была предусмотрена на базе СОШ № 5 г. Красноярска, здесь мы и проводили запланированные занятия с обучающимися от 7-14лет.

Цель данного проекта: профессиональная ориентированность детей оставшихся без попечения родителей, сирот и детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) по профессии «Переплетчик», и адаптация в учебном заведении и в социуме.

Задачи: Дать представление о профессии через элективные курсы, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики. Вовлечение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в совместную деятельность создаёт предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации -  ликвидации последствий в развитии психики и поведения. Процесс социальной реабилитации на разных возрастных этапах ребенка должен соответствовать ведущей деятельности.

Реализация проекта заключалась в проведении дополнительных занятий в   школе после уроков с обучающимися 7-8 классов. Занятия проводились как в школе так и в техникуме. Запустили мы проект в реализацию в 2017г., и поэтому на сегодняшний день уже можно говорить об эффективности данного «мероприятия».

Благодаря элективным курсам обучающиеся смогли утвердится в выбранной профессии (если они уже выбрали), либо определиться с будущей профессией а кого-то нам удалось даже переориентировать (до начала курсов обучающиеся планировали пойти обучатся на другую профессию).

Такой способ профориентации позволил нам получить более «качественных» обучающихся техникума, как следствие меньший отсев во время обучения. Для обучающихся  ОВЗ (интеллектуальные нарушения) очень важен процесс адаптации в новом учебном заведении, а такие элективные курсы позволяют этот процесс ускорить. Поскольку приходя в техникум после школы обучающиеся посещавшие элективные курсы сталкиваются не только с новыми людьми, но и с преподавателями и мастерами которые с ними занимались в рамках элективных курсов. 

Даже в учебном плане работать с обучающимися посещавшими элективные курсы легче, т.к. я даю материал подготавливающий их к получению профессии, и освоение профессионального материала идет довольно успешнее, нежели у тех кто не посещал курсы.

 

Литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.