Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методическая разработка «Система работы с учащимися с ОВЗ»

Дата публикации: 2020-06-01 18:03:10
Статью разместил(а):
Лоскутникова Галина Викторовна

Методическая разработка «Система работы с учащимися с ОВЗ»

(из опыта работы)

Автор: Лоскутникова Галина Викторовна

МБОУ «СОШ № 87», г. Северск Томской области

 

Классы с учащимися  с ОВЗ – большая проблема для любого учителя. Не секрет, что эти дети отстают от своих сверстников и в интеллектуальном, и в речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание; у них бедный словарь, они с трудом воспринимают переносное значение слов, метафору, не чувствуют подтекста, не могут словами переложить теорию или содержание текста.

Главная задача учителя – развивать интеллектуальные, речевые, лингвистические способности учащихся, их эмоционально- образные представления.    

Иногда коллеги рассуждают: «У меня много учащихся, чтобы знать или учитывать личные проблемы каждого учащегося. Это не мои проблемы, а его и его родителей. «Трудные» дети – сплошная проблема …»

Я понимаю, что работа с «трудными» учениками (а это зачастую дети с ОВЗ) – процесс сложный и непрерывный, требующий от меня силы воли, терпения, тактичности. Я стараюсь создавать необходимые условия в урочной и внеурочной деятельности для создания атмосферы творчества, сотрудничества, развития детской инициативы.

Обязательным условием овладения программой обучающимися с ЗПР является систематически дополняемая программа коррекционной работы, которая является ее неотъемлемой частью. Педагогическая поддержка предполагает:

-   помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями;

-   работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;

-   помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости,       индивидуальной коррекционной помощи; 

-   обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе.

Замысел урока заключается в создании  условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка.

Целевыми ориентирами учебного занятия может быть оказание помощи школьникам в поиске индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов.

Работу в классе с детьми с ОВЗ строю на разных этапах по-разному: использую коллективные формы обучения чаще при объяснении нового материала, при итоговом повторении. При закреплении -  парные или групповые формы обучения. Практикую также комбинированные уроки.

Содержание урока выбирается в соответствии с образовательной программой.

Организация учебного занятия предполагает избрание приёмов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке.

Что я учитываю при подготовке к уроку?

Во-первых, особенности учащихся класса, а также каждого учащегося с ОВЗ, а именно:

-   отношение к предмету;

-   темп работы;

-   сформированность знаний, умений, навыков;

-   отношение к разным видам учебной деятельности;

-   отношение к разным формам учебной работы.

Во-вторых, соблюдаю правила, которые помогают мне обеспечить успешное проведение урока, в том числе:

-   определение места урока в теме;

-   конкретизация задач урока и, исходя из этого;

-   отбор содержания урока;

-   выбор наиболее эффективных способов изучения нового материала, формирования новых знаний.

В-третьих, задания и инструктаж желательно давать чётко, кратко, обязательно выясняя, поняли ли ученики требования: учителю нужно добиваться выполнения каждого своего требования.

В-четвёртых, оптимальный для школьников темп урока.

Необходимым считаю постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, использование заданий с опорой на образцы, а также поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. 

Задача педагога ­­– быть доброжелательным, стимулировать учащихся, поддерживать их, одобрять.

Домашнее задание  должно быть посильным, (надо знать, какое задание можно дать тому или иному учащемуся) и обязательно своевременно проверено и оценено.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. Для меня реализация программ внеурочной деятельности  представляет собой обратную связь между учителем и учащимся, даёт возможность тут же немедленно что-то исправить, осуществить коррекцию.

Так на внеурочных занятиях с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи  стараюсь добиваться следующих результатов:

-   умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

-   умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т. д; умение получать и уточнять информацию от собеседника;  освоение культурных форм выражения своих чувств;

-   умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; 

-   способность взаимодействовать с другими людьми, умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

Ситуация успеха личности зависит от множества факторов:

-   мотивации к учению;

-   условий ученической деятельности;

-   психологического климата учебной группы;

-   природных возможностей мозга ребёнка;

-   индивидуальных особенностей каждого ученика;

-   профессионализма учителя и других обстоятельств.

Поскольку мне пришлось работать с учащимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, я понимала, что умение «говорить» (речевые умения) – это нечто большее, чем простое воспроизведение слов и предложений. Оно включает в себя умение рассказывать, умение отвечать на вопрос, умение пересказать. Сюда же отнесём и умение читать стихи.

Умение «говорить» подразумевает общее умение выстраивать свою речь, производя сообщение, оформляя информацию, передавая эмоции, выстраивая мысль и  размышляя. Научиться этому чрезвычайно важно для школьника. Столь же важно для него научиться вступать в диалог с другим человеком, быть понятным для другого и понимать другого.

Для достижения результата я использую на уроках следующие методические советы:

учу ребят выстраивать речевое суждение по формуле «тезис – аргумент – иллюстрация»;

обращаю внимание на чёткую артикуляцию при произношении слов, чтобы звуковая сторона речи была абсолютно доступна каждому слушателю;

корректирую  речь (советую не использовать  слова, значение которых не понято).

Умение читать и понимать текст также обеспечивается определёнными правилами.

Вот советы для ребят:

1. Прочитав абзац текста, остановись, постарайся выделить мысль, основное понятие данного абзаца.

2. Не торопись прочитывать текст, старайся вообразить то, о чём говорит автор текста.

3. Учись думать!  Лаконично, ясно и красиво оформи словесно понятое тобой явление.

Успех в нашей чрезвычайно сложной деятельности зависит от того, как каждый учитель сумеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. А это возможно только в том случае, если педагог отдаёт себе отчёт в конечных результатах своей деятельности. Осознание педагогической задачи – это непременное условие её продуктивного решения.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь