Влияние COVID-19 на учебный процесс с долгосрочной перспективой

Дата публикации: 2020-06-16 18:44:58
Статью разместил(а):
Варникова Мария Сергеевна

Влияние COVID-19 на учебный процесс с долгосрочной перспективой

Автор: Варникова Мария Сергеевна

ГАПОУ РХ СПТ г. Саяногорска

 

В данный момент уже можно говорить о влиянии коронавирусной инфекции на систему образования. Хоть и большее число официально подтверждённых пациентов с COVID-19 были взрослыми, и предварительные данные могут указывать на то, что дети менее восприимчивы к вирусу, однако предполагается, что дети могут распространять данный вирус. Закрытие школ, как правило, считается наиболее эффективным способом замедления распространения болезней, но все же для точной оценки воздействия требуется больше данных.

В настоящее время система образования вынуждена быстрыми темпами перепрофилироваться в дистанционное обучение. Есть риск, что после успешной апробации в результате ее экстренного введения в связи с профилактическими мероприятиями коронавирусной инфекции, дистанционное обучение останется в практике если не навсегда, то еще на долгое время. 

Еще полвека назад компьютеры были высоко оценены как инструмент повышения результативности процессов учения и обучения. Сейчас же каждому владельцу смартфона могут быть доступны вычислительные ресурсы, о которых не могли даже мечтать ученые того времени. Цифровые технологии вышли за пределы лабораторий и превратились в повседневный инструмент, который стал доступен массовой школе, а их потенциал для совершенствования образовательного процесса значительно вырос. 

Безусловно, развитие у учеников цифровых навыков для эффективного использования технологий, а также внедрение вспомогательных систем управления данными и информацией является большим вызовом для системы образования в целом. 

Главное, что происходит в процессе цифровой трансформации образования – это формирования и распространения новых моделей работы образовательных организаций. В их основе лежит синтез:

1. Новых высоко результативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий.

2. Личностно-ориентированного профессионального развития педагогов, которые способны добиваться требуемых образовательных результатов у каждого обучаемого.

3. Передовых технологий доказательно-результативного распространения современных педагогических практик на основе образовательных стандартов нового поколения и современных управленческих технологий.

Как известно, Организация экономического сотрудничества и развития определила несколько важных задач, который теперь стоят перед правительством и при внедрении цифрового обучения, а также подготовила ряд рекомендаций:

1. Установить баланс между цифровым обучением и деятельностью «вне экрана». Перенос офлайн-расписания в цифровую среду может негативно отразиться на здоровье учащихся. Уроки можно сократить и объединить с нецифровыми методами обучения.

2. Следить за эмоциональным состоянием учащихся. Закрытие школ может вызвать у детей тревожность.

3. Обеспечить учащихся портативными компьютерами и другими необходимыми ресурсами для обучения.

4. Обеспечить безопасность учащихся, особенно когда речь идет о предоставлении программ третьими сторонами или отсутствии механизмов правовой защиты и регулирования этой сферы.

5. Использовать открытые образовательные ресурсы и разрабатывать новые образовательные платформы (виртуальные классы). 

Но, неизбежно, через определенный промежуток времени и учащиеся, и учителя столкнутся с отсутствием мотивации к обучению. Перед учебными заведениями встанет вопрос выбора, каким предметам обучать онлайн, а какие оставить ученикам для самостоятельного освоения. Некоторые предметы, школьные мероприятия и подходы будет сложно перенести в онлайн-среду. Не все учителя будут способны осуществить быстрый и эффективный переход, но онлайн-образование, им понадобятся поддержка и дополнительное обучение 

Без этих новых моделей было бы невозможно достижение главного результата – обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с целями опережающего развития страны и становящейся цифровой экономики. 

В настоящий момент, администрации российских вузов понимают, что новые тенденции ставят задачу по внесению определенных изменений в учебные планы, программы, и готовы к внедрению этих изменений. По мнению экспертов, высшее образование в нынешней ситуации имеет уникальную возможность в кратчайшие сроки внедрить новые технологии обучения.  

Возможно, в будущем мы будем наблюдать реализацию образовательного процесса уже совершенно другим образом. Сетевой педагог подбирает задания для работы учащегося, основываясь на уровне достижений или на особенностях деятельности обучающегося, консультирует по организации выполнения определенных заданий, контролирует качество выполнения заданий и, таким образом, выстраивает индивидуальную образовательную траекторию обучающегося. Также во внеурочной деятельности сетевой педагог организует работу учащегося с дополнительными материалами, опорными конспектами, примерами решения задач, компьютерными практикумами.  

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий при коронавирусе не исключает возможности очного проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций. 

В виртуальных группах часы учебного плана частично или полностью вынесены в дистанционный режим обучения. Может быть создана виртуальная группа для одаренных учащихся – участников олимпиад федерального и международного уровня, которые изучают какой-либо предмет. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет таким обучающимся, во-первых, проходить программу и получать отметки, находясь на сборах, олимпиадах, во-вторых, освободить время для изучения тех наук, в области которых они одарены. При дистанционном обучении при коронавирусе (covid-19), все учебные занятия для автономных и виртуальных групп должны быть организованы в следующих формах: 

1. Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, т. е. все участники имеют одновременный доступ к чату. Благодаря данной форме коммуникация между учеником и преподавателем не будет страдать.  

2. Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета.  

3. Консультации – форма индивидуального взаимодействия преподавателя с обучающимся. Могут быть очными (online) и заочными (offline).  

4. Организация переписки с целью индивидуального и группового общения. Самостоятельное изучение учебного материала, составляющее основу дистанционного обучения. Время на самостоятельное изучение учебного материала определяется учебным планом. 

В современной системе образования появился такой вид, как открытое образование, осуществляемое на базе дистанционных методов обучения. Открытое образование предполагает свободный выбор учащимся места, времени и темпов обучения. Дистанционные методы, которые применяются в открытом образовании, довольно разнообразны, но все требуют применения информационных технологий. Одним из первых методов дистанционного обучения были телевизионные лекции, недостаток которых - отсутствие обратной связи - сегодня легко решается с помощью сетевых технологий. Сегодня широко применяются видео лекции и онлайн-семинары с возможностью задавать вопросы, а также кейсы, когда учащиеся получают учебный материал в электронном виде и могут получать консультации тьютеров, используя разные каналы связи. Таким образом, современный потребитель образовательных услуг не просто получает доступ к образовательным ресурсам, но и имеет возможность управлять учебным процессом. 

Историей доказано, что любая война имеет прогрессивные последствия и негативное влияние. Война с коронавирусом пройдет по той же схеме и будет иметь тождественные последствия. Прогрессивным станет введение дистанционного обучения. 

Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития университетов и других образовательных учреждений во всем мире. Цифровизация обеспечивает возможности для обмена накопленным опытом и знаниями, что позволяет людям узнать больше и принимать более обоснованные решения в своей повседневной жизни. 

Несмотря на очевидную пользу реализации процесса цифровизации школьного образования, его проведение в жизнь также формирует новые вызовы для образовательной системы, наиболее важным из которых стало необходимость профессиональной переподготовки учителей, которая позволит наиболее эффективным образом применять электронный образовательный контент в рамках учебного процесса. Данный процесс носит сложный характер, поскольку значительная часть педагогического сообщества является сторонницей классического советского подхода к образованию.

Однако очевидным является тот факт, что современный этап цифровизации школы приведет к изменению ее традиционного облика и форм проведения учебных занятий. Значительно изменится и роль учителя, который получит возможности для создания собственного образовательного контента и формирования личного профессионального профиля. В результате этого процесса учитель перестанет играть роль строгого преподавателя, главным образом контролирующего дисциплину в классе, а превратится в наставника для учеников, направляющего и ориентирующего их в рамках цифрового образовательного пространства.

Преподаватели смогут получить такую возможность как избавиться от занятий такой рутинной работой, как осуществление проверки типовых домашних заданий или проверка конспектов, поскольку будет создана автоматизированная система проверки письменных работ школьников и формирования отчетности, посвященной проведению уроков в школе. Подобная модернизация школы позволяет учителям и ученикам максимально полезно использовать современный образовательный контент, а также расширит их возможности для осуществления более креативного подхода к организации образовательного процесса. 

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что именно в направлении увеличения роли информационного пространства в процессе школьного образования и усиления демократических отношений в школе, и будет развиваться цифровая российская школа.

Таким образом, введение карантинных мероприятий в связи с коронавирусом изменят образ российской системы образования.