Скринкасты в технологии индивидуальных проектов
Скринкасты в технологии индивидуальных проектов
Автор: Черных Анна Николаевна
МКОУ «Борская средняя школа», п. Бор, Туруханский район Красноярского края
Индивидуальные проекты на уроках информатики я применяю уже очень давно. В поисках чего-либо интересного для учащихся и без активного использования ресурсов интернета (на нашей территории с этим проблема), нашла идею создания скринкастов. Что же это за такое? Скринкаст (screencast) — это запись происходящего на экране пользователя, иногда сопровождаемая комментариями. По сути это видеоролик, в котором вы записываете экран своего компьютера, где вы что-то показываете и рассказываете.
На протяжении нескольких лет я применяю данную находку на уроках информатики в технологии индивидуальных проектов, так как считаю, что это позволяет учащимся лучше освоить умение работать с программными продуктами и эффективно формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД, а также работать над личностными результатами.
При изучении текстовых редакторов я обязательно использую технологию индивидуальных проектов. Наряду с такими продуктами проектов как электронный справочник, кроссворд, ребус, школьники и создают свои скринкасты по форматированию документов. Работая над ними, каждый учащийся не только приобретает навык создания таблицы, списков, колонок и других возможностей текстового редактора, но и записывает обучающее видео, и это требует от школьников умения грамотно комментировать все свои действия, используя терминологию текстового редактора, культуру речи и творческий подход. Данная деятельность позволяет более качественно запоминать алгоритмы выполнения операции, так как по школе эффективности памяти школьников 95% информации усваивается при обучении другого. А создание скринкастов – это и есть процесс создания обучающего видео.
Как и в любом обучающем процессе, здесь формируются коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Кроме этого подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой направлена на формирование владения монологической речью, а так же развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Созданные обучающие видео используются другими школьниками, например, пропустившими занятия или же самим автором для повторения материала.
Технология проектной деятельности позволяет формировать регулятивные УУД, а именно самостоятельно планировать пути достижения цели. Начиная работать над этим умением, я даю обучающимся готовый план проекта, в котором первым действием им нужно распределить время на тот или иной вид деятельности. В дальнейшем им необходимо в задании уже определять свой порядок пунктов плана реализации проекта и количество времени на реализацию каждого из них. Например, выполняя такое задание:
Расставьте порядок выполнения пунктов плана в колонке № и рассчитайте время выполнения на каждый из них с учетом общего времени.
№ |
Содержание деятельности |
Время на всё - 25 минут |
|
Записать скринкаст. |
|
|
Познакомиться с программой по созданию скрикаста в программе «oCam» |
|
|
Используя карточки с пошаговой инструкцией, самостоятельно освоить операции по форматированию текста. |
|
|
Оценить свой результат. |
|
|
Составить свой сценарий записи. |
|
Постепенное усложнение заданий, связанных с планированием, позволяет освоить УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и самостоятельно планировать пути достижения цели на высоком уровне.
Я всегда уделяю внимание регулятивному УУД - оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Для этого мы вместе с учащимися мы разрабатываем критерии оценки ещё до реализации, а после нее проводим самооценку или коллективную оценку тех обучающихся, которые хотели бы продемонстрировать свой результат. Например, в проекте по созданию базы данных, разработанной совместно с заказчиком для оценки внешнего вида формы, были разработаны следующие критерии и показатели:
Критерий |
Показатель |
Баллы |
Местонахождение полей на форме |
Начиная сверху располагать поля по степени значимости |
1 |
Располагать поля рядом в некоторую группу объединенную одним смыслом |
1 |
|
Размер полей |
Размер полей должен быть оптимальным (не больше и не меньше) для заполнения |
1 |
Размер текста и цвет записей и названий полей |
Служат для выделения главного, но не делать слишком пёстро (оптимально 3 цвета) |
1 |
Название полей |
Если есть сокращения, то понятные. Не стоят далеко от заполняемого поля |
1 |
Удобство заполнения полей |
Присутствуют: раскрывающиеся списки, которые позволяют выбирать значение, а не печатать, логические типы данных. |
(1-3) |
Оценку освоения практических навыков фиксируем на каждом уроке, чтобы ученики реально видели свои успехи, осознавали свое влияние на результат обучения и могли бы выстраивать перспективы своего развития. В таблице «Уровень овладения навыков форматирования текста», представлено деление темы на части, где учащиеся самостоятельно себя оценивают в совместно выбранной шестнадцатеричной системе.
Уровень овладения навыков форматирования текста:
ФИО |
Шрифт |
Абзац |
Списки |
Колонки |
Таблицы |
Формулы |
Иллюстрации |
Гиперссылки |
Оглавления |
Иванов Иван Иванович |
F |
E |
C |
9 |
D |
A |
F |
F |
8 |
На каждое занятие задания я подготавливаю с запасом, чтобы те, кто справился с темой, могли продвигаться далее, изучая материал самостоятельно.
Особое внимание на каждом уроке уделяю формированию личностных УУД. Тексты, над которыми работают обучающиеся, связаны с нравственными ценностями. Например, при записи скринкастов по созданию сайта были предложены следующие темы: «Правду говорить — никому не угодить?», «Доброта и милосердие», «Что такое доброта?», «Ответственность как качество лидера», «Академическая честность», «Интеллектуальная собственность». Обязательно нахожу момент обсудить содержание материала и возможность задать вопрос на анализ своих качеств.
Провела мастер-класс «Создание скринкастов в технологии индивидуальных проектов» для педагогов района. С На нем ставила цель: продемонстрировать приёмы технологии индивидуального проекта, направленные на формирование УУД.
При рефлексии мастер-класса педагоги оценили КПД такого урока для формирования УУД.
Результаты представлены в таблице.
Анализ эффективности урока с точки зрения формирования УУД
УУД |
Наличие приёмов, формирующих УУД (есть, нет) |
Эффективность урока в формировании УУД, с точки зрения «сильного» ученика (высокая, средняя, низкая) |
Эффективность урока в формировании УУД, с точки зрения «слабого» ученика (высокая, средняя, низкая) |
Регулятивные УУД … самостоятельно планировать пути достижения цели; … осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; … оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Есть |
Высокая |
Средняя |
Познавательные УУД. … использование средства ИКТ для решения задач. |
Есть |
Высокая |
Высокая |
Коммуникативные УУД … подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой. |
Есть |
Высокая |
Средняя |
Личностные результаты |
Есть |
Высокая |
Высокая |
Считаю, что создание скринкастов в технологии индивидуальных проектов позволяет лучше освоить умение работать с программными продуктами и эффективно формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД, а также в системе работать над личностными результатами.