Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Скринкасты в технологии индивидуальных проектов

Дата публикации: 2020-08-16 06:36:55
Статью разместил(а):
Черных Анна Николаевна

Скринкасты в технологии индивидуальных проектов

Автор: Черных Анна Николаевна

МКОУ «Борская средняя школа», п. Бор, Туруханский район Красноярского края

 

Индивидуальные проекты на уроках информатики я применяю уже очень давно. В поисках чего-либо интересного для учащихся и без активного использования ресурсов интернета (на нашей территории с этим проблема), нашла идею создания скринкастов. Что же это за такое? Скринкаст (screencast) — это запись происходящего на экране пользователя, иногда сопровождаемая комментариями. По сути это видеоролик, в котором вы записываете экран своего компьютера, где вы что-то показываете и рассказываете.

На протяжении нескольких лет я применяю данную находку на уроках информатики в технологии индивидуальных проектов, так как считаю, что это позволяет учащимся лучше освоить умение работать с программными продуктами и эффективно формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД, а также работать над личностными результатами.

При изучении текстовых редакторов я обязательно использую технологию индивидуальных проектов. Наряду с такими продуктами проектов как электронный справочник, кроссворд, ребус, школьники и создают свои скринкасты по форматированию документов. Работая над ними, каждый учащийся не только приобретает навык создания таблицы, списков, колонок и других возможностей текстового редактора, но и записывает обучающее видео, и это требует от школьников умения грамотно комментировать все свои действия, используя терминологию текстового редактора, культуру речи и творческий подход. Данная деятельность позволяет более качественно запоминать алгоритмы выполнения операции, так как по школе эффективности памяти школьников 95% информации усваивается при обучении другого. А создание скринкастов – это и есть процесс создания обучающего видео.

Как и в любом обучающем процессе, здесь формируются коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Кроме этого подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой направлена на формирование владения монологической речью, а так же развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Созданные обучающие видео используются другими школьниками, например, пропустившими занятия или же самим автором для повторения материала.

Технология проектной деятельности позволяет формировать регулятивные УУД, а именно самостоятельно планировать пути достижения цели. Начиная работать над этим умением, я даю обучающимся готовый план проекта, в котором первым действием им нужно распределить время на тот или иной вид деятельности. В дальнейшем им необходимо в задании уже определять свой порядок пунктов плана реализации проекта и количество времени на реализацию каждого из них. Например, выполняя такое задание:

Расставьте порядок выполнения пунктов плана в колонке № и рассчитайте время выполнения на каждый из них с учетом общего времени.

Содержание деятельности

Время на всё - 25 минут

 

Записать скринкаст.

 

 

Познакомиться с программой по созданию скрикаста в программе «oCam»

 

 

Используя карточки с пошаговой инструкцией, самостоятельно освоить операции по форматированию текста.

 

 

Оценить свой результат.

 

 

Составить свой сценарий записи.

 

Постепенное усложнение заданий, связанных с планированием, позволяет освоить УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и самостоятельно планировать пути достижения цели на высоком уровне.

Я всегда уделяю внимание регулятивному УУД - оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Для этого мы вместе с учащимися мы разрабатываем критерии оценки ещё до реализации, а после нее проводим самооценку или коллективную оценку тех обучающихся, которые хотели бы продемонстрировать свой результат. Например, в проекте по созданию базы данных, разработанной совместно с заказчиком для оценки внешнего вида формы, были разработаны следующие критерии и показатели:

Критерий

Показатель

Баллы

Местонахождение полей на форме

Начиная сверху располагать поля по степени значимости

1

Располагать поля рядом в некоторую группу объединенную одним смыслом

1

Размер полей

Размер полей должен быть оптимальным (не больше и не меньше) для заполнения

1

Размер текста и цвет записей и названий полей

Служат для выделения главного, но не делать слишком пёстро (оптимально 3 цвета)

1

Название полей

Если есть сокращения, то понятные. Не стоят далеко от заполняемого поля

1

Удобство заполнения полей

Присутствуют: раскрывающиеся списки, которые позволяют выбирать значение, а не печатать, логические типы данных.

(1-3)

Оценку освоения практических навыков фиксируем на каждом уроке, чтобы ученики реально видели свои успехи, осознавали свое влияние на результат обучения и могли бы выстраивать перспективы своего развития. В таблице «Уровень овладения навыков форматирования текста», представлено деление темы на части, где учащиеся самостоятельно себя оценивают в совместно выбранной шестнадцатеричной системе.

Уровень овладения навыков форматирования текста:

ФИО

Шрифт

Абзац

Списки

Колонки

Таблицы

Формулы

Иллюстрации

Гиперссылки

Оглавления

Иванов Иван Иванович

F

E

C

9

D

A

F

F

8

На каждое занятие задания я подготавливаю с запасом, чтобы те, кто справился с темой, могли продвигаться далее, изучая материал самостоятельно.

Особое внимание на каждом уроке уделяю формированию личностных УУД. Тексты, над которыми работают обучающиеся, связаны с нравственными ценностями. Например, при записи скринкастов по созданию сайта были предложены следующие темы: «Правду говорить — никому не угодить?», «Доброта и милосердие», «Что такое доброта?», «Ответственность как качество лидера», «Академическая честность», «Интеллектуальная собственность». Обязательно нахожу момент обсудить содержание материала и возможность задать вопрос на анализ своих качеств.

Провела мастер-класс «Создание скринкастов в технологии индивидуальных проектов» для педагогов района. С На нем ставила цель: продемонстрировать приёмы технологии индивидуального проекта, направленные на формирование УУД.

При рефлексии мастер-класса педагоги оценили КПД такого урока для формирования УУД.

Результаты представлены в таблице.

Анализ эффективности урока с точки зрения формирования УУД

УУД

Наличие приёмов, формирующих УУД (есть, нет)

Эффективность урока в формировании УУД, с точки зрения «сильного» ученика (высокая, средняя, низкая)

Эффективность урока в формировании УУД, с точки зрения «слабого» ученика (высокая, средняя, низкая)

Регулятивные УУД

… самостоятельно планировать пути достижения цели;

… осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

… оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Есть

Высокая

Средняя

Познавательные УУД.

… использование средства ИКТ для решения задач.

Есть

Высокая

Высокая

Коммуникативные УУД

… подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Есть

Высокая

Средняя

Личностные результаты

Есть

Высокая

Высокая

Считаю, что создание скринкастов в технологии индивидуальных проектов позволяет лучше освоить умение работать с программными продуктами и эффективно формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД, а также в системе работать над личностными результатами.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь