ДПОП "Народные инструменты"
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Народные инструменты"
Автор: Девяткова Снежана Анатольевна
МБУ ДО "Школа искусств № 42", г. Калтан
Предметная область: ПО. 01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.
Учебный предмет ПО. 01. УП. 01 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (аккордеон).
Срок реализации 8(9) лет.
Структура программы учебного предмета:
I. Пояснительная записка.
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета:
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классамю
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
IV. Формы и методы контроля:
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценок.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Список учебной и методической литературы.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «аккордеон», далее «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решение основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области «Народные инструменты» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
- с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8(9) лет;
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность»:
Срок обучения |
8 лет |
9-й год |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1316 |
214,5 |
Количество часов на аудиторные занятия |
559 |
82,5 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
757 |
132 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная. Продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность».
Цели:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии и ФГТ;
- определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
- выявление творческих способностей обучающегося в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
- овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобрести собственный опыт музицирования;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
- формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков обучающегося, работа над художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ преподавателем игровых движений, исполнение преподавателем пьес с использованием многообразных вариантов показа);
- объяснительно-иллюстративный (преподаватель играет произведение обучающегося и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение обучающимся игровых приемов по образцу преподавателя);
- метод проблемного изложения (преподаватель ставит и сам решает проблему, показывая при этом обучающемуся разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (обучающийся участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебная аудитория для занятий по учебному предмету «Специальность» имеет площадь 9 кв.м. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. В учебной аудитории имеет в наличие четыре аккордеона: «ЮПИТЕР 1/2», «WELTMEISTER 3/4», «WELTMEISTER 7/8»; цифровое фортепиано, пюпитры, 5 стульев (разные по высоте), подставки, стол, учебная и методическая литература.
II. Содержание учебного предмета.
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на основание учебного предмета «Специальность», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:
|
Распределение по годам обучения |
||||||||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
32 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
||
Общее количество часов на аудиторные занятия |
559 |
82,5 |
|||||||||
641,5 |
|||||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам |
64 |
66 |
66 |
99 |
99 |
99 |
132 |
132 |
132 |
||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия |
757 |
132 |
|||||||||
889 |
|||||||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
||
Общее максимальное количество часов по годам |
128 |
132 |
132 |
165 |
165 |
165 |
214,5 |
214,5 |
214,5 |
||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
1316 |
214,5 |
|||||||||
1530,5 |
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоение учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.