Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённых детей
Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённых детей
Автор: Новоселова Людмила Анатольевна
«Давно замечено, что таланты являются
всюду и всегда, где и когда существуют
условия, благоприятные для их развития»
(Г.В. Плеханов)
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». (В.А. Сухомлинский)
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом.
В основе деятельности по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
Одним из путей повышения качества образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления школьного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Считаем, что развитие социальных связей школы с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых дней пребывания в школе. Знакомство с историей, культурой своей страны, развитие кругозора школьников, получение раннего опыта взаимодействия с социумом – залог успешной адаптации ребенка в современном мире.
В основе деятельности нашей школы, по развитию одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
Достичь определенного педагогического результата в работе с классным коллективом и системе самоуправления в классе нам помогает использование в практике работы передовых воспитательных технологий:
- Технология личностно-ориентированного воспитания дает возможность строить процесс воспитания с учетом личностных качеств моих воспитанников. Как результат, отмечается активность и высокая результативность участия в конкурсных мероприятиях различного уровня - научных конференциях, фестивалях, творческих конкурсах по русскому языку, математике, литературе, иностранному языку, физической культуре.
- Технология сотрудничества позволяет объединять ребят в небольшие группы по интересам, в которых каждый определяет сам себе свои обязанности по способностям и возможностям для самореализации. Внутри классного коллектива действует совет класса, куда вошли лидер и его координаторы по учебной деятельности, спорту, интеллектуального развития, работы школьных музеев «Боевой Славы» и литературного музея «Истоки», общественно-полезному труду и организации досуга.
- Здоровьесберегающая технология позволяет оптимизировать воспитательную и образовательную деятельность, создать условия удовлетворенности образовательным и воспитательным процессом, когда учение идет «в радость» каждому воспитаннику. Ребята – активные участники соревнований различного уровня: игра «Зарничка», походы в с. Подсосенки, посещение конного клуба села Натальино, спортивно-развлекательные игры «Веселые старты», школьные спартакиады.
- Технология организации «ситуации успеха» помогает координировать процесс личностного роста воспитанников. Большую роль в этом оказывает система активного участия в общешкольных мероприятиях, когда на сцене не группа обучающихся, а целый класс, где каждый выполняет свою роль (ведущие, соведущие, чтение стихов, исполнение песен, голоса за кадром, танцы, флеш-мобы, массовка и т.д.). Ребята активные участники флеш-моба, посвященного Дню Учителя, поздравления мам с Днем матери, классных праздников 8 Марта и 23 Февраля, к Новому году и другие. Тогда каждый обучающийся видит реальную картину своего роста.
- Технология патриотического воспитания. Приобщение обучающихся к памяти истории своего народа, своей страны через проведение классных часов, встреч с ветеранами ВОВ, посещение музеев школы, города дает возможность воспитывать в наших учениках достойных граждан нашей великой России. Во внеклассной работе мы отводим важное место работе с музеями города Балаково. Музей истории города Балаково, музей «Усадьба Мальцевых», дом-музей Чапаева-эти структуры социума обеспечивают творческие и познавательные потребности учащихся, развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определённого направления. Ребята участвуют в мероприятиях различного уровня: посещали «Центр военно-патриотического воспитания молодежи «Набат». Мы стараемся организовать экскурсии так, чтобы во время посещения музея у ребят не пропал интерес и не одолела скука. В этом году ребята стали активными участниками различных мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: у нас многочисленные призеры в конкурсах рисунков, презентаций, викторинах о войне, активно приняли участие в акциях «Окна Победы», «Голуби», «Сад Победы», Бессмертный полк, «О Победе поет вся Россия» и др.
- Технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в классе.
Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в свои руки». Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
- Технологии КТД И.П. Иванова (коллективные творческие дела). Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового возраста, действительно способна творить чудеса. Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на весь большой ученическо-учительский коллектив школы. КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности. Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным. И здесь хочется отметить важность мероприятий, проводимых совместно с родителями по знакомству с профессиями: это различные экскурсии на предприятия города, дискуссии, обмен впечатлениями в форме сочинений и рисунков.
Итак, развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, школы, ближайшего окружения, других факторов. Рационально организованное сотрудничество и взаимодействие коллектива класса и социума способствует созданию организационно педагогических условий для разностороннего развития школьников, их самореализации, образной креативности; развитию познавательных интересов обучающихся, для удовлетворения их потребностей и может рассматриваться как условие совершенствования образования в целом.Кроме этого формируют положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.