Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников через уроки литературного чтения
Автор: Никонова Ольга Викторовна
МБОУ «Средняя школа № 6», г. Кольчугино Владимирской области
Условия возникновения опыта.
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально- волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. На протяжении многих лет работы меня интересовала проблема по формированию познавательной активности моих учеников. Активная познавательная деятельность учащихся необходима для их полной ориентации в окружающем мире.
Наиболее интересной и приемлемой формой работы оказался метод проекта. Чем же хорош метод проекта? Во-первых - это один из методов проблемного обучения; во-вторых, проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов; в-третьих, в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены семьи, а это способствует повышению познавательной активности учащихся.
Актуальность опыта.
В наше время на учителя возлагается большая ответственность за развитие социально активной, креативной, умеющей рационально перерабатывать информацию и находить нестандартные способы решения проблем личности.
Федеральные Государственные образовательные стандарты второго поколения предполагают, что недостаточно просто владеть набором знаний, умений, навыков, надо уметь их приобретать в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Метод проекта наиболее эффективно решает поставленные задачи, т.к. способствует:
· Развитию творческих способностей и самостоятельности учащихся.
· Формированию познавательной активности, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности.
Познавательную активность следует рассматривать как важную значимость в развитии человека, личности и дальнейшего его формирования. Формирование познавательной активности в младшем школьном возрасте - одна из важных задач педагогической теории и практики.
· Повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает повышать профессиональную компетентность. Владение технологией проектирования – это один из признаков высокого уровня профессионализма современного педагога.
Противоречия.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Возникли противоречия между идеологией потребления знаний, снижением престижа уровня знаний и человеком, умеющим самостоятельно добывать новые знания. Таким образом, актуальность темы формирования познавательной активности определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствовании данного процесса.
Теоретическая база опыта.
На сегодняшний день можно констатировать, что алгоритм Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
«Брошенный вперёд» - таков точный перевод слова «проект». Возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия в США, метод проектов вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Руководил группой педагогов С.Т. Шацкий - начиная с 1905 года. Сегодня мы возвращаемся к методу проектов на новом этапе.
Итак, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Метод проектной деятельности достаточно хорошо отработан. Разработке этого направления посвящены работы М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, М.Б. Романовской.
В своей работе я использую определение метода проекта автора Хромова А.А.
«Метод проекта – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Он ориентирован на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость».
Кроме того, можно согласиться с Сергеевым И.С., который пишет: «Проект – это 5 «П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. И 6 «П» – Портфолио (сбор документов)». Данный подход интересен тем, что достаточно просто и лаконично ложится в основу любого проекта, становится его структурой.
В настоящее время предлагаются различные подходы к классификации проектов. Одной из задач данного авторского проекта было проанализировать и отобрать типы проектов, которые можно реализовать на занятиях в школе первой ступени. Для определения типа проекта Е.С. Полат разработал следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная;
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект;
3. Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города);
5. Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, ребёнок и родитель);
6. Продолжительность выполнения проекта (минипроект, краткосрочный, долгосрочный).
Результатом грамотно выстроенной проектной деятельности, становится повышение познавательной активности младших школьников и интереса к предмету. Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Особый вид интереса - интерес к познаниям, или познавательная активность. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование
Изучением познавательной активности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста младших школьников занимались такие выдающиеся ученые, как Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е. Дмитриева, Л.В. Занков, В.С. Мухина и др.
В.А. Сухомлинский считал, что " каждый ребенок должен испытывать радость познания, только это чувство приведет не только к уверенности к себе, в своих познавательных силах, но и побудит у него жажду знания". Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению.
Развитие познавательной активности младшего школьника – это целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности, отражающих потребность, желание и внутреннюю убеждённость ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.
Первый уровень познавательной активности (любопытство) проявляется в устойчивом внимании, вызывается новизной стимула и используется в системе познавательной ориентировочной деятельности. Второй уровень познавательной активности - любознательность. Она появляется в проблемной ситуации, ее проявлением является количество и качество вопросов, возникающих по инициативе учащегося; создание познавательных задач и действий. Типы вопросов следующие:
- вопросы, носящие причинно-следственный характер, относящиеся к познанию объекта в его связях с другими объектами, направленные на выявление причин и следствий;
- вопросы на определения, связанные с уточнением родовых понятий, видовых различий;
- уточняющие вопросы, требующие дополнительной информации, уточняющие факты.
Третий уровень познавательной активности - появление устойчивого интереса. Он проявляется:
- в реальном поведении и поступках,
- инициативности в познавательной и других видах деятельности;
- избирательности в их выборе;
- в стремлении по собственному желанию участвовать в коллективной творческой деятельности;
- в распространении интереса на другие занятия;
- в наличии творческих продуктов, свидетельствующих о превращении интереса в устойчивый мотив деятельности.
Главным показателем сформированности познавательной активности у младших школьников, является устойчивый интерес к учебной и внеурочной деятельности, характеризующийся осознанием цели деятельности, способности к напряженной работе. [5] Познавательная активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию
Таким образом, метод проектов – это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся. Творческий проект в наибольшей степени решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Наиболее эффективна организация интегрированных творческих проектов, объединяющая несколько учебных дисциплин. Проектный метод помогает реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманизировать и демократизировать процесс обучения. Усилить положительную мотивацию учения. Познавательная активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию
Гипотеза.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника познавательного процесса. В качестве гипотезы выдвинуто предположение: организация проектной деятельности на уроках литературного чтения будет способствовать повышению познавательной активности у младших школьников, обеспечит готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию морали к осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
Выдвигаем гипотезу:
Эффективность развития познавательной активности будет существенно повышена через организацию проектной деятельности на уроках литературного чтения.
Но эффективность будет достигнута в том случае, если проектная деятельность:
- включает изучение обученности проектной деятельности (ребенок делает то, что ему понятно);
- направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью (ребенок делает то, что ему интересно);
- характеризуется наличием системности в образовательном процессе (ребенок делает то, что ему знакомо).
Ведущая педагогическая идея опыта.
Считаю, что преодоление противоречия между снижением престижа уровня знаний и познавательной активности и воспитанием человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания, возможно через использования проектной деятельности в учебном процессе.
Цели и задачи опыта.
К поиску новых форм и методов работы меня побудило названное выше противоречие, исходя из которого, и была поставлена цель опыта.
Цель опыта: Повысить уровень познавательной активности младших школьников через использования проектной деятельности на уроках литературного чтения.
Объект исследования: Познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования: Проектная деятельность, ее особенности.
Мною были определены следующие задачи педагогической деятельности:
Задачи опыта:
1. Изучить степень разработанности проблемы в теории и практике.
2.Проанализировать психолого-педагогический аспект повышения познавательной активности у младших школьников.
3. Апробировать различные типы проектной деятельности на уроках литературного чтения.
4. Проверить в процессе экспериментальной работы, какие типы проектной деятельности способствуют повышению познавательной активности младшего школьника, обеспечивают готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и социальной деятельности, готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке..
Для решения поставленных задач были определены 3 этапа реализации опыта.
Этапы реализации опыта:
1. Информационно-подготовительный. Знакомство с методом проектной деятельности.
2. Внедренческий (основной). Использование проектной деятельности на уроках окружающего мира и литературного чтения.
3. Аналитический.
Итоговый мониторинг.
Над этой темой я работаю с 2012 года, используя в своей практике УМК «Планета знаний». УМК «Планета Знаний» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение способствуют:
— эффективному личностному и познавательному развитию учащегося на основе формирования умения учиться;
— реализации личностно-ориентированной педагогики, где ребенок субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;
— формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает:
· ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
· опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- проблемно-диалогическую технологию,
- технологию мини-исследования,
- технологию организации проектной деятельности,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Информационно-подготовительный этап.
Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значить расти интеллектуально. (Дж. Гилдфорд, психолог)
Анализируя отечественный опыт в области применения современных активных методов обучения, можно сказать, что метод проектов широко применяется в обучении. Он направлен на формирование у обучающихся потребности и готовности к восприятию и самостоятельному получению новых знаний, развитие личностных качеств ученика.
Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой- либо проблемы, значимой для участников проекта.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Здесь учащиеся знакомятся и принимают непосредственное участие в своих первых проектах. Учатся работать в микрогруппах и обучаются самостоятельному составлению плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу нацеливать детей на решение сложной задачи. Первые проекты должны носить практический характер и основываться на уже имеющемся опыте учеников. Задача классного руководителя - развитие у детей через проектную деятельность навыков самооценки и рефлексии собственной деятельности и всего коллектива в целом. Кроме того, это уникальный возраст для развития творческого мышления и воображения.
Поэтому детям необходимо предлагать ситуацию выбора, свободы действий. Где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда. Проектную деятельность школьников можно определить как форму мыслительной активности, творческой деятельности, которая заключается в достижении поставленной цели по созданию проекта и направлена на овладение учащимися приемами самостоятельной реализации личностно-значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.
Какова же цель проектного обучения?
Цель проектного обучения: Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
В основу проектного метода входят:
1) Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
2) Умение ориентироваться в информационном пространстве;
3) Умение самостоятельно конструировать свои знания;
4) Умение интегрировать знания из различных областей наук;
5) Умение критически мыслить.
Метод проектов - один из способов организации учебно-познавательной деятельности.
Проектная технология предполагает:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность учащихся;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Этапы работы над проектом:
Этапы |
Задачи |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. Погружение в проект |
Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. |
Формирование основополагающего и проблемного вопроса .Вживание в игровую ситуацию.Принятие задачи. |
Мотивирует учащихся.Формулирует проблему и объясняет цели и задачи проекта Наблюдает. |
2. Планирование. |
Анализ проблемы. Определение источников для сбора необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом. Выбор формы презентации проекта. |
Уточняют тему исследования. Формируют состав группы и распределяют роли. Осуществляют планирование работы. Выбирают форму презентации результатов. Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. |
Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует учащихся (по их просьбе).Наблюдает. |
3. Исследование. |
Выполнение проекта. |
Собирают информацию в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). Консультируются с учителем. Оформляют собранный материал. |
Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает. |
4. Результаты и выводы. |
Корректировка деятельности учащихся. Оказание непосредственной помощи при затруднении. |
Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях и т.д.)Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе. |
Практическая помощь (по необходимости) Проводит репетиции, консультации. Помогает определиться с формой и способом презентации. |
5. Презентация проекта |
Презентация проекта. |
Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта) |
Участвует в оценке результатов работы над проектом. |
6. Оценка и результат |
Оценка результативности. Сбор информации в портфолио. Организация выставок работ учащихся |
Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. |
Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы. Награждение лучших работ и участников проекта. |
Результаты проектной деятельности могут быть такими:
• научный доклад, журнал, книжка-раскладушка;
• деловая игра;
• инсценировка;
• справочник (учебное пособие), альбом, газета;
• ролевая игра;
• демонстрация видеофильма;
• макет (модель);модель, сувенир;
• иллюстрированное сопоставление фактов.
Проект сначала оценивается самим автором, а потом - жюри.
Новая позиция учителя. Принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть "носителем объективного знания".
Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует от него создание условий для расширения познавательных интересов детей, Возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Какую же роль выполняют родители?
Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;
- адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Таким образом, проектная деятельность - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания; это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. В данное время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования и является значимой в начальной школе.