Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях введения ФГОС
Преемственность между ДОУ и начальной школой в условиях введения ФГОС
Автор: Андрицьо Ирина Валентиновна
МБОУ «Средняя школа № 6», г. Кольчугино, Владимирская область
«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться».
Леонид Абрамович Венгер
Д.Б. Эльконин определяет понятие «детство», включающее в себя дошкольный и младший школьный возраст, как одну эпоху человеческого развития. Наряду с этим, мы понимаем, что, несмотря на всю прекрасность и беззаботность этого периода развития личности, переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость сохранения целостности образовательной среды относится в настоящее время к ряду важнейших приоритетов развития образования в России.
Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Преемственность - это согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Наша преемственность начинается с заключения договоров и составления плана совместной деятельности между школой и садами № 6, № 14.План работы имеет такие формы как,
1. Экскурсия подготовительной группы с целью знакомства со школой, школьным музеем.
2. Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе.
3. Педагогические и психологические наблюдения.
4. Проведение диагностики по определению готовности детей к школе, через анкетирование родителей.
5. Родительские собрания с целью ознакомления родителей с программами, реализуемыми в школе, требованиями предъявляемыми к будущим первоклассникам.
При составлении плана работы ставим цели и задачи.
Цели:
- Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
- Способствование укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
- Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
- Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
В этом учебном году сформировано три первых класса. Контингент детей из различных детских образовательных учреждений города.
При окончании детского сада каждое образовательное учреждение получает информационную карту, где учитель может ознакомиться с особенностями развития ребёнка, в том числе и с уровнем готовности к обучению в школе.
По итогам 1 четверти провели сравнительный анализ результатов уровня развития и обученности детей. Ожидаемые результаты подтвердили 62 человека, 8 детей улучшили свои показатели. Это очень радует. Выражаем благодарность воспитателям за объективную оценку дошкольников и грамотное составление карт.
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности является формирование умения учиться, что включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т.д.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя приемы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Что мы сегодня и увидели на уроках.
Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Детский сад на этапе дошкольного возраста должен осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формировать предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Формы осуществления преемственности:
Работа с педагогами:
· совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
· семинары, мастер-классы;
· круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
· проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
· взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
· открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
· педагогические и психологические наблюдения.
Работа с детьми:
· экскурсии в школу;
· посещение школьного музея;
· знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
· участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
· выставки рисунков и поделок;
· встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
· совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
· участие в театрализованной деятельности;
· посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Работа с родителями:
· совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
· круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
· консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
· дни открытых дверей;
· анкетирование, тестирование родителей;
· образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей;
· визуальные средства общения;
· заседания родительских клубов.
Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т.к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.
На базе ДОУ № 6 и ДОУ № 14 провели анкетирование для родителей «Готов ли Ваш ребёнок идти в школу?»
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.
С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».
Анкета содержала 24 вопроса.
1. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?______
2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое » положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?_____
3. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?_____
4. Общителен ли ваш ребенок, как с детьми, так и с взрослыми?_____
5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?________
6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?__________
7. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?
8. Умеет ли считать до 20 и обратно?_______
9. Может ли сравнивать числа и предметы?______
10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?______
11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?______
12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?_____
13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?______
14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» — «холодно»)?_____
15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?______
16. 3нает ли буквы и умеет ли читать по слогам?______
17. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)______
18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?_____
19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?______
20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?______
21. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?_____
22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?______
23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево — ветки», «книга — страницы»)? ______
24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?______
Опрошено 36 человек. Каковы же результаты?
Если набрали 20—24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний. Таких 22 человека.
Если 15—19 баллов — вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе. Таких 11 человек.
Если 14 баллов и менее — лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным. Таких 3 человека.
Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова – М: Просвещение, 2014г.
2. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер,А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г.
3. Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru
4. Л.Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения".
5. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.