Методические рекомендации для организации и проведения мониторинга «Уровня воспитанности воспитанника»
Методические рекомендации для организации и проведения мониторинга «Уровня воспитанности воспитанника»
Авторы: Белецкая Л.И., Бурян Т.А.
ГКУ Ямало-Ненецкого АО «Детский дом «Сияние Севера»
п.Кировский, Исетский район, Тюменская область
Научный руководитель: Гибадуллин Н.В., кандидат педагогических наук
Методические рекомендации для организации и проведения мониторинга «Уровня воспитанности воспитанника» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера (далее - методические рекомендации) разработаны с целью оказания методической помощи педагогам в определении уровня воспитанности воспитанника.
Мониторинг «Уровня воспитанности воспитанника» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее – мониторинг) является педагогическим инструментом внутренней системы оценки качества воспитания.
Мониторинг - это система оценивания уровня воспитанности на основе педагогического наблюдения и оценивания (коллективное согласование оценок по каждому воспитаннику на основе педагогического наблюдения).
Мониторинг проводится ежегодно, два раза в год: ноябрь, май. Участниками мониторинга являются воспитанники детского дома.
Мониторинг проводится в целях определения результатов уровня воспитанности воспитанника и принятия решений по повышению качества воспитания.
Задачи:
1) изучить состояние уровня воспитанности воспитанника;
2) выявить тенденции в воспитании воспитанника;
3) определить мероприятия для повышения качества воспитания
4) обеспечить информационно-методическое сопровождение мониторинга.
Для проведения мониторинга уровня воспитанности воспитанника применяется методика Н.П. Капустиной. Для оценки уровня воспитанности воспитанника используется следующие критерии:
1) любознательность и эрудиция;
2) человек и общество;
3) отношение к природе;
4) отношение к своему здоровью;
5) трудовая деятельность.
Для оценивания критерия результатов мониторинга используется пятибалльная шкала: проявляется всегда - 5 баллов; часто проявляется - 4 балла; периодически проявляется - 3 балла; очень редко проявляется - 2 балла; никогда не проявляется - 1 балл.
Результат критерия определяется на основании шкалы баллов и соответствующих уровней:
1) высокий уровень: 4,5- 5 баллов (полностью сформирован);
2) хороший уровень: 4 - 4, 4 баллов (практически сформирован);
3) средний уровень: 2,5 - 3, 9 баллов (частично сформирован);
4) низкий уровень:1 - 2, 4 баллов (почти не сформирован).
При проведении повторного мониторинга, проводится анализ динамики показателей критерия, делается вывод об уровне воспитанности воспитанника.
Данные мониторинга обобщаются в четырех кластерах:
1) персонализированный результат воспитанника по мониторингу «Уровень воспитанности воспитанника»;
2) общий результат в возрастной группе по мониторингу «Уровень воспитанности воспитанника»;
3) обобщенный результат по мониторингу «Уровень воспитанности воспитанника» по возрастным группам;
4) сводный результат по мониторингу «Уровень воспитанности воспитанника».
Содержание мониторинга
Для определения результатов уровня воспитанности воспитанника используются критерии по возрастным группам. Каждый критерий содержат ряд показателей
Дошкольный возраст
Критерий 1. Любознательность и эрудиция
1.1. проявляет интерес к игровой деятельности;
1.2. проявляет интерес к книге, умеет слушать;
1.3. умеет создавать устные сообщения совместно с наставником;
1.4. проявляет осознанное внимание к предметам, явлениям природы;
1.5. старается получить поощрение за интеллектуальный труд;
Критерий 2. Человек и общество
2.1. употребляет в своей речи «волшебные слова»;
2.2. уважительно относится к старшим;
2.3. проявляет дисциплинированность в своих действиях и поступках;
2.4. соблюдает правила поведения за столом;
2.5. умеет общаться со сверстниками, договариваться;
Критерий 3. Отношение к природе
3.1. бережно относится к земле;
3.2. бережно относится к растениям;
3.3. бережно относится к животным и насекомым;
3.4. бережно относится к энергетическим ресурсам и воде;
3.5 знает и соблюдает правила экологической культуры;
Критерий 4. Отношение к своему здоровью
4.1. самостоятельно умывается;
4.2. владеет навыками туалетного этикета;
4.3. умеет самостоятельно одеваться, раздеваться;
4.4. следит за своим внешним видом;
4.5. занимается физической зарядкой;
Критерий 5. Трудовая деятельность
5.1. оказывает посильную помощь в уборке семьи;
5.2. следит за порядком своих личных вещей и игрушек;
5.3. выполняет трудовые поручения наставников;
5.4. занимается ручным трудом (работа с тканью, бумагой, природным материалом);
5.5. умеет оценивать результат своей работы.
Младший школьный возраст
Критерий 1. Любознательность и эрудиция
1.1. проявляет интерес к учебной и познавательной деятельности;
1.2. слушает и читает книгу, понимает прочитанное;
1.3. объясняет содержание текста и делает его пересказ с помощью наставника;
1.4. самостоятельно выполняет домашнее задание;
1.5. стремится получать хорошие отметки;
Критерий 2. Человек и общество
2.1. старается учиться;
2.2. знает и соблюдает правила поведения в школе и дома;
2.3. проявляет внимательность и заботу к окружающим;
2.4. оказывает помощь другим в делах и сам обращается за помощью;
2.5. владеет навыками культурной речи;
Критерий 3. Отношение к природе
3.1. бережно относится к земле;
3.2. бережно относится к растениям;
3.3. бережно относится к живым объектам фауны;
3.4. владеет навыками экологически безопасного поведения в природе;
3.5. бережно относится к энергетическим ресурсам и воде;
Критерий 4. Отношение к своему здоровью
4.1. владеет санитарно-гигиеническими навыками;
4.2. соблюдает режимные моменты;
4.3. умеет правильно распределять время учебы и отдыха;
4.4. следит за своим внешним видом, одевается по сезону;
4.5. занимается физической культурой;
Критерий 5. Отношение к труду
5.1. добросовестно и старательно выполняет трудовые поручения;
5.2. владеет навыками самообслуживания;
5.3. систематически посещает кружки;
5.4. осознает общественную значимость труда;
5.5. участвует в трудовых коллективных делах.
Подростковый возраст
Критерий 1. Любознательность и эрудиция
1.1. понимает цель чтения, участвует в беседе о прочитанной книге;
1.2. имеет прочные и глубокие знания;
1.3. умеет доказывать и высказывать свою точку зрения;
1.4. использует дополнительные источники;
1.5. осознает личную и общественную значимость знаний;
Критерий 2. Человек и общество
2.1. следует нормам и правилам человеческого общежития;
2.2. терпим к чужим мнениям, поведению;
2.3. оказывает помощь другим в делах и сам обращается за помощью;
2.4. стремится к знаниям в сфере избранной профессии;
2.5. владеет навыками культурной речи;
Критерий 3. Отношение к природе
3.1. имеет личное представление об экологической картине своей страны, мира;
3.2. участвует в творческой эколого-созидательной деятельности;
3.3. бережно относится к живым объектам фауны;
3.4. владеет навыками экологически безопасного поведения в природе;
3.5. бережно относится к энергетическим ресурсам и воде;
Критерий 4. Отношение к своему здоровью
4.1. знает и соблюдает правила личной гигиены;
4.2. знает и соблюдает нормы здорового образа жизни;
4.3. умеет правильно распределять время учебы и отдыха;
4.4. следит за своим внешним видом, одевается по сезону;
4.5. занимается физической культурой;
Критерий 5. Отношение к труду
5.1. добросовестно и старательно выполняет трудовые поручения;
5.2. владеет навыками самообслуживания;
5.3. систематически посещает кружки;
5.4. осознает связь между благополучием человека и его трудом;
5.5. участвует в трудовых коллективных делах.
Старший школьный возраст
Критерий 1. Любознательность и эрудиция
1.1. умеет обрабатывать, систематизировать и передавать информацию;
1.2. создает свои собственные устные и письменные сообщения;
1.3. владеет информационными компьютерными технологиями;
1.4. имеет устойчивый интерес к познавательной деятельности,
1.5. умеет решать задачи творческого и поискового характера;
Критерий 2. Человек и общество
2.1. знает и соблюдает основные правила и нормы поведения гражданина;
2.2. выполняет общественные поручения и свои обязанности;
2.3. ответственно относится к учебе;
2.4. проявляет инициативу и самостоятельность;
2.5. владеет навыками культурной речи;
Критерий 3. Отношение к природе
3.1. имеет личное представление об экологической картине своей страны, мира;
3.2. участвует в творческой эколого-созидательной деятельности;
3.3. бережно относится к живым объектам фауны;
3.4. владеет навыками экологически безопасного поведения в природе;
3.5. бережно относится к энергетическим ресурсам и воде;
Критерий 4. Отношение к своему здоровью
4.1. имеет положительное отношение к идее ведения ЗОЖ;
4.2. владеет культурными нормами в сфере здоровья;
4.3. умеет правильно распределять время учебы и отдыха;
4.4. участвует в мероприятиях здоровьесберегающей направленности;
4.5. следит за своим внешним видом, одевается по сезону;
Критерий 5. Отношение к труду
5.1. осознает связь между благополучием человека и его трудом;
5.2. участвует в трудовых коллективных делах;
5.3. умеет планировать свою трудовую деятельность;
5.4. имеет представление о своем личностном и профессиональном самоопределении;
5.5. обладает трудовой дисциплинированностью и выдержкой.
Организация проведения мониторинга
Мониторинг проводится в два этапа:
1)этап педагогической оценки;
2) этап аналитической оценки результатов мониторинга.
1 этап реализации мониторинга
Педагогическая оценка осуществляется старшим воспитателем и воспитателями воспитательной группы и включает в себя следующие действия:
кластер 1. Персонализированный результат воспитанника по мониторингу.
1) Оценивание индивидуальных результатов воспитанника согласно установленной шкале баллов, заполнение таблицы - карты «Индивидуальные результаты уровня воспитанности» (приложение №1 А, Б, В, Г): установление общего количества баллов по показателям в каждом критерии у воспитанника (сумма баллов индивидуальных оценок по показателям критерия); установление среднего балла по каждому критерию у воспитанника (соотношение общего балла и количества показателей для критерия);
кластер 2. Общий результат в возрастной группе по мониторингу.
2) Заполнение по возрастным группам таблицы «Данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанников»: установление общего количества баллов для каждого критерия в возрастной группе (сумма баллов индивидуальных оценок по критерию); установление среднего балла для каждого критерия в возрастной группе (соотношение общего балла и количества воспитанников в возрастной группе); установление уровня для критериев в возрастной группе на основании среднего балла (соотношение среднего балла с установленными шкалой и соответствующим уровнем); установление общего балла по критериям у воспитанника (сумма баллов индивидуальных оценок по критериям); установление среднего балла индивидуальных результатов по критериям у воспитанника(соотношение общего количества баллов по критериям и количества критериев); определение значения уровня индивидуальных результатов по критериям у воспитанника (соотношение среднего балла с установленными шкалой и соответствующим уровнем);
кластер 3. Обобщенный результат реализации мониторинга по возрастным группам.
3) обобщение данных в таблице «Данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанников».
На основании данных разрабатывается аналитическая информация о результатах мониторинга для каждой возрастной группы и общей информации о результатах уровня воспитанности по возрастным группам воспитательной группы по семейному принципу.
Структура текста аналитической информации состоит из следующих разделов:
1) сведения о сроках проведения и общем количестве участников мониторинга (ФИО, должность, квалификационная категория руководителя, старшего воспитателя и воспитателей воспитательной группы; общее количество воспитанников, список с указанием возраста (лет), уровня образовательной программы);
2) данные о результатах мониторинга воспитанников в возрастной группе (таблица, приложение № 2);
3) анализ данных оценки критериев индивидуальных результатов воспитанника (назвать самые высокие результаты, минимальные результаты с указанием баллов и динамики);
4) анализ данных уровня критериев индивидуальных результатов воспитанника (дать характеристику уровней индивидуальных результатов);
5) анализ данных оценки каждого критерия в возрастной группе (назвать самые высокие результаты, минимальные результаты с указанием баллов и динамики);
6) анализ данных уровня каждого критерия в возрастной группе (дать характеристику уровней по каждому критерию в долевом соотношении);
7) определение проблемных критериев в возрастной группе (отрицательная динамика, в целом, по каким критериям с подтверждением данными в процентном соотношении, не менее трех);
8) данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» по возрастным группам (таблица, приложение № 3);
9) анализ данных оценки критериев мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» (назвать самые высокие результаты, минимальные результаты с указанием баллов и динамики);
10) описать уровни каждого критерия мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» (дать характеристику уровней по каждому критерию в долевом соотношении);
11) причинно - следственный анализ (что повлияло на положительный динамику и причины отрицательной динамики).
2 этап реализации мониторинга
Оценка уровня воспитанности воспитанника предполагает аналитическую оценку результатов мониторинга, обобщение данных мониторинга всех воспитательных групп в детском доме и включает в себя следующие действия:
кластер 4. Сводный результат по реализации мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника».
1) сбор и обработка данных о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» за 2020-2021 учебный год, заполнение таблицы «Данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» воспитательных групп по семейному принципу ГКУ ЯНАО «Детский дом «Сияние Севера» за 2020-2021 учебный год (приложение №4): установление общего количества баллов для каждого критерия (сумма общих баллов оценок по каждому критерию мониторинга); установление среднего балла для каждого критерия (соотношение общего балла и количества воспитательных групп по семейному принципу); установление уровня для каждого критерия на основании среднего балла (соотношение среднего балла с установленными шкалой и соответствующим уровнем); установление общего количества баллов по критериям мониторинга (сумма общих баллов оценок по критериям); установление среднего балла по критериям мониторинга (соотношение общего количества баллов и количества критериев); определение значения уровня по критериям мониторинга (соотношение среднего балла с установленными шкалой и соответствующим уровнем); разработка на основании данных аналитического отчета оценки результатов мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника».
Структура текста аналитического отчета состоит из следующих разделов:
1) сведения о сроках проведения и общем количестве участников мониторинга (общие сведения о общее количество воспитанников, список с указанием возраста (лет), уровня образовательной программы).
2) Данные таблицы «Данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» воспитательных групп по семейному принципу ГКУ ЯНАО «Детский дом «Сияние Севера».
3) анализ данных «Данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» воспитательных групп по семейному принципу ГКУ ЯНАО «Детский дом «Сияние Севера».
4) пределение основных положительных результатов воспитанников детского дома (стабильная, положительная динамика, в целом, по каким критериям с подтверждением данных в процентном соотношении);
5) определение основных проблемных результатов воспитанников детского дома (отрицательная динамика, в целом, по каким критериям с подтверждением данных в процентном соотношении);
6) определение основных положительных результатов воспитанников детского дома (стабильная, положительная динамика, в целом, по каким критериям мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» с подтверждением данных в процентном соотношении);
7) определение основных проблемных результатов воспитанников детского дома (стабильная, положительная динамика, в целом, по каким критериям мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» с подтверждением данных в процентном соотношении).