Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методические рекомендации для организации и проведения мониторинга «Уровня воспитанности воспитанника»

Дата публикации: 2020-11-15 13:40:41
Статью разместил(а):
Бурян Татьяна Анатольевна

Методические рекомендации для организации и проведения мониторинга «Уровня воспитанности воспитанника»

Авторы: Белецкая Л.И., Бурян Т.А.

ГКУ Ямало-Ненецкого АО «Детский дом «Сияние Севера» 

п.Кировский, Исетский район, Тюменская область

Научный руководитель: Гибадуллин Н.В., кандидат педагогических наук

 

Методические рекомендации для организации и проведения мониторинга «Уровня воспитанности воспитанника» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера (далее - методические рекомендации) разработаны с целью оказания методической помощи педагогам в определении уровня воспитанности воспитанника.

Мониторинг «Уровня воспитанности воспитанника» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее – мониторинг) является педагогическим инструментом внутренней системы оценки качества воспитания.

Мониторинг - это система оценивания уровня воспитанности на основе педагогического наблюдения и оценивания (коллективное согласование оценок по каждому воспитаннику на основе педагогического наблюдения).

Мониторинг проводится ежегодно, два раза в год: ноябрь, май. Участниками мониторинга являются воспитанники детского дома.

Мониторинг проводится в целях определения результатов уровня воспитанности воспитанника и принятия решений по повышению качества воспитания.

Задачи:

1) изучить состояние уровня воспитанности воспитанника;

2) выявить тенденции в воспитании воспитанника;

3) определить мероприятия для повышения качества воспитания

4) обеспечить информационно-методическое сопровождение мониторинга.

Для проведения мониторинга уровня воспитанности воспитанника применяется методика Н.П. Капустиной. Для оценки уровня воспитанности воспитанника используется   следующие критерии:

1) любознательность и эрудиция;

2) человек и общество;

3) отношение к природе;

4) отношение к своему здоровью;

5) трудовая деятельность.

Для оценивания критерия результатов мониторинга используется пятибалльная шкала: проявляется всегда - 5 баллов; часто проявляется - 4 балла; периодически проявляется - 3 балла; очень редко проявляется - 2 балла; никогда не проявляется - 1 балл.

Результат критерия определяется на основании шкалы баллов и соответствующих уровней:

1) высокий уровень: 4,5- 5 баллов (полностью сформирован);

2) хороший уровень: 4 - 4, 4 баллов (практически сформирован);

3) средний уровень: 2,5 - 3, 9 баллов (частично сформирован);

4) низкий уровень:1 - 2, 4 баллов (почти не сформирован).

При проведении повторного мониторинга, проводится анализ динамики показателей критерия, делается вывод об уровне воспитанности воспитанника.

Данные мониторинга обобщаются в четырех кластерах:

1) персонализированный результат воспитанника по мониторингу «Уровень воспитанности воспитанника»;

2) общий результат в возрастной группе по мониторингу «Уровень воспитанности воспитанника»;

3) обобщенный результат по мониторингу «Уровень воспитанности воспитанника» по возрастным группам;

4) сводный результат по мониторингу «Уровень воспитанности воспитанника».

Содержание мониторинга  

Для определения результатов уровня воспитанности воспитанника используются критерии по возрастным группам. Каждый критерий содержат ряд показателей

Дошкольный возраст

Критерий 1. Любознательность и эрудиция 

1.1. проявляет интерес к игровой деятельности;

1.2. проявляет интерес к книге, умеет слушать;

1.3. умеет создавать устные сообщения совместно с наставником; 

1.4. проявляет осознанное внимание к предметам, явлениям природы;

1.5. старается получить поощрение за интеллектуальный труд;

Критерий 2. Человек и общество

2.1. употребляет в своей речи «волшебные слова»;

2.2. уважительно относится к старшим;

2.3. проявляет дисциплинированность в своих действиях и поступках;

2.4. соблюдает правила поведения за столом;

2.5. умеет общаться со сверстниками, договариваться;

Критерий 3. Отношение к природе

3.1. бережно относится к земле;

3.2. бережно относится к растениям;

3.3. бережно относится к животным и насекомым;

3.4. бережно относится к энергетическим ресурсам и воде;

3.5 знает и соблюдает правила экологической культуры;

Критерий 4. Отношение к своему здоровью

4.1. самостоятельно умывается;

4.2. владеет навыками туалетного этикета;

4.3. умеет самостоятельно одеваться, раздеваться;

4.4. следит за своим внешним видом;

4.5. занимается физической зарядкой;

Критерий 5. Трудовая деятельность

5.1. оказывает посильную помощь в уборке семьи;

5.2. следит за порядком своих личных вещей и игрушек;

5.3. выполняет трудовые поручения наставников;

5.4. занимается ручным трудом (работа с тканью, бумагой, природным материалом);

5.5. умеет оценивать результат своей работы.

Младший школьный возраст

Критерий 1. Любознательность и эрудиция

1.1. проявляет интерес к учебной и познавательной деятельности;

1.2. слушает и читает книгу, понимает прочитанное; 

1.3. объясняет содержание текста и делает его пересказ с помощью наставника; 

1.4. самостоятельно выполняет домашнее задание;

1.5. стремится получать хорошие отметки;

Критерий 2. Человек и общество

2.1. старается учиться;

2.2. знает и соблюдает правила поведения в школе и дома;

2.3. проявляет внимательность и заботу к окружающим;

2.4. оказывает помощь другим в делах и сам обращается за помощью;

2.5. владеет навыками культурной речи;

Критерий 3. Отношение к природе

3.1. бережно относится к земле;

3.2. бережно относится к растениям;

3.3. бережно относится к живым объектам фауны;

3.4. владеет навыками экологически безопасного поведения в природе;

3.5. бережно относится к энергетическим ресурсам и воде;

Критерий 4. Отношение к своему здоровью

4.1. владеет санитарно-гигиеническими навыками;

4.2. соблюдает режимные моменты;

4.3. умеет правильно распределять время учебы и отдыха; 

4.4. следит за своим внешним видом, одевается по сезону;

4.5. занимается физической культурой;

Критерий 5. Отношение к труду

5.1. добросовестно и старательно выполняет трудовые поручения;

5.2. владеет навыками самообслуживания;

5.3. систематически посещает кружки;

5.4. осознает общественную значимость труда;

5.5. участвует в трудовых коллективных делах.

Подростковый возраст

Критерий 1. Любознательность и эрудиция 

1.1. понимает цель чтения, участвует в беседе о прочитанной книге;                

1.2. имеет прочные и глубокие знания;

1.3. умеет доказывать и высказывать свою точку зрения;   

1.4. использует дополнительные источники;

1.5. осознает личную и общественную значимость знаний; 

Критерий 2. Человек и общество

2.1. следует нормам и правилам человеческого общежития;  

2.2. терпим к чужим мнениям, поведению; 

2.3. оказывает помощь другим в делах и сам обращается за помощью;

2.4. стремится к знаниям в сфере избранной профессии; 

2.5. владеет навыками культурной речи;

Критерий 3. Отношение к природе

3.1. имеет личное представление об экологической картине своей страны, мира;

3.2. участвует в творческой эколого-созидательной деятельности;

3.3. бережно относится к живым объектам фауны;

3.4. владеет навыками экологически безопасного поведения в природе;

3.5. бережно относится к энергетическим ресурсам и воде;

Критерий 4. Отношение к своему здоровью

4.1. знает и соблюдает правила личной гигиены;

4.2. знает и соблюдает нормы здорового образа жизни;

4.3. умеет правильно распределять время учебы и отдыха;

4.4. следит за своим внешним видом, одевается по сезону;

4.5. занимается физической культурой;

Критерий 5. Отношение к труду

5.1. добросовестно и старательно выполняет трудовые поручения;

5.2. владеет навыками самообслуживания;

5.3. систематически посещает кружки;

5.4. осознает связь между благополучием человека и его трудом;

5.5. участвует в трудовых коллективных делах.

Старший школьный возраст

Критерий 1. Любознательность и эрудиция 

1.1. умеет обрабатывать, систематизировать и передавать информацию; 

1.2. создает свои собственные устные и письменные сообщения;

1.3. владеет информационными компьютерными технологиями;

1.4. имеет устойчивый интерес к познавательной деятельности,

1.5. умеет решать задачи творческого и поискового характера;

Критерий 2. Человек и общество

2.1. знает и соблюдает основные правила и нормы поведения гражданина;

2.2. выполняет общественные поручения и свои обязанности;

2.3. ответственно относится к учебе;

2.4. проявляет инициативу и самостоятельность;

2.5. владеет навыками культурной речи;

Критерий 3. Отношение к природе

3.1. имеет личное представление об экологической картине своей страны, мира;

3.2. участвует в творческой эколого-созидательной деятельности;

3.3. бережно относится к живым объектам фауны;

3.4. владеет навыками экологически безопасного поведения в природе;

3.5. бережно относится к энергетическим ресурсам и воде;

Критерий 4. Отношение к своему здоровью

4.1. имеет положительное отношение к идее ведения ЗОЖ;

4.2. владеет культурными нормами в сфере здоровья;

4.3. умеет правильно распределять время учебы и отдыха;

4.4. участвует в мероприятиях здоровьесберегающей направленности;

4.5. следит за своим внешним видом, одевается по сезону;

Критерий 5. Отношение к труду

5.1. осознает связь между благополучием человека и его трудом;

5.2. участвует в трудовых коллективных делах;

5.3. умеет планировать свою трудовую деятельность;

5.4. имеет представление о своем личностном и профессиональном самоопределении;

5.5. обладает трудовой дисциплинированностью и выдержкой.

Организация проведения мониторинга

Мониторинг проводится в два этапа:

1)этап педагогической оценки;

2) этап аналитической оценки результатов мониторинга.

1 этап реализации мониторинга

Педагогическая оценка осуществляется старшим воспитателем и воспитателями воспитательной группы и включает в себя следующие действия:

кластер 1. Персонализированный результат воспитанника по мониторингу.

1) Оценивание индивидуальных результатов воспитанника согласно установленной шкале баллов, заполнение таблицы - карты «Индивидуальные результаты уровня воспитанности» (приложение №1 А, Б, В, Г): установление общего количества баллов по показателям в каждом критерии у воспитанника (сумма баллов индивидуальных оценок по показателям критерия); установление среднего балла по каждому критерию у воспитанника (соотношение общего балла и количества показателей для критерия);

кластер 2. Общий результат в возрастной группе по мониторингу.

2) Заполнение по возрастным группам таблицы «Данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанников»: установление общего количества баллов для каждого критерия в возрастной группе (сумма баллов индивидуальных оценок по критерию); установление среднего балла для каждого критерия в возрастной группе (соотношение общего балла и количества воспитанников в возрастной группе); установление уровня для критериев в возрастной группе на основании среднего балла (соотношение среднего балла с установленными шкалой и соответствующим уровнем); установление общего балла по критериям у воспитанника (сумма баллов индивидуальных оценок по критериям); установление среднего балла индивидуальных результатов по критериям у воспитанника(соотношение общего количества баллов по критериям и  количества критериев); определение значения уровня индивидуальных результатов по критериям у воспитанника (соотношение среднего балла с установленными шкалой и соответствующим уровнем);

кластер 3. Обобщенный результат реализации мониторинга по возрастным группам.

3) обобщение данных в таблице «Данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанников».

На основании данных разрабатывается аналитическая информация о результатах мониторинга для каждой возрастной группы и общей информации о результатах уровня воспитанности по возрастным группам воспитательной группы по семейному принципу.

Структура текста аналитической информации состоит из следующих разделов:

1) сведения о сроках проведения и общем количестве участников мониторинга (ФИО, должность, квалификационная категория руководителя, старшего воспитателя и воспитателей воспитательной группы; общее количество воспитанников, список с указанием возраста (лет), уровня образовательной программы);

2) данные о результатах мониторинга воспитанников в возрастной группе (таблица, приложение № 2);

3) анализ данных оценки критериев индивидуальных результатов воспитанника (назвать самые высокие результаты, минимальные результаты с указанием баллов и динамики);

4) анализ данных уровня критериев индивидуальных результатов воспитанника (дать характеристику уровней индивидуальных результатов);

5) анализ данных оценки каждого критерия в возрастной группе (назвать самые высокие результаты, минимальные результаты с указанием баллов и динамики);

6) анализ данных уровня каждого критерия в возрастной группе (дать характеристику уровней по каждому критерию в долевом соотношении);

7) определение проблемных критериев в возрастной группе (отрицательная динамика, в целом, по каким критериям с подтверждением данными в процентном соотношении, не менее трех);

8) данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» по возрастным группам (таблица, приложение № 3);

9) анализ данных оценки критериев мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» (назвать самые высокие результаты, минимальные результаты с указанием баллов и динамики);

10) описать уровни каждого критерия мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» (дать характеристику уровней по каждому критерию в долевом соотношении);

11) причинно - следственный анализ (что повлияло на положительный динамику и причины отрицательной динамики).

2 этап реализации мониторинга

Оценка уровня воспитанности воспитанника предполагает аналитическую оценку результатов мониторинга, обобщение данных мониторинга всех воспитательных групп в детском доме и включает в себя следующие действия: 

кластер 4. Сводный результат по реализации мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника».

1) сбор и обработка данных о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» за 2020-2021 учебный год, заполнение таблицы «Данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» воспитательных групп по семейному принципу ГКУ ЯНАО «Детский дом «Сияние Севера» за 2020-2021 учебный год (приложение №4): установление общего количества баллов для каждого критерия (сумма общих баллов оценок по каждому критерию мониторинга); установление среднего балла для каждого критерия (соотношение общего балла и количества воспитательных групп по семейному принципу); установление уровня для каждого критерия на основании среднего балла (соотношение среднего балла с установленными шкалой и соответствующим уровнем); установление общего количества баллов по критериям мониторинга (сумма общих баллов оценок по критериям); установление среднего балла по критериям мониторинга (соотношение общего количества баллов и  количества критериев); определение значения уровня по критериям мониторинга (соотношение среднего балла с установленными шкалой и соответствующим уровнем); разработка на основании данных аналитического отчета оценки результатов мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника». 

Структура текста аналитического отчета состоит из следующих разделов:

1) сведения о сроках проведения и общем количестве участников мониторинга (общие сведения о общее количество воспитанников, список с указанием возраста (лет), уровня образовательной программы).

2) Данные таблицы «Данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» воспитательных групп по семейному принципу ГКУ ЯНАО «Детский дом «Сияние Севера».

3) анализ данных «Данные о результатах мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» воспитательных групп по семейному принципу ГКУ ЯНАО «Детский дом «Сияние Севера».

4) пределение основных положительных результатов воспитанников детского дома (стабильная, положительная динамика, в целом, по каким критериям с подтверждением данных в процентном соотношении);

5) определение основных проблемных результатов воспитанников детского дома (отрицательная динамика, в целом, по каким критериям с подтверждением данных в процентном соотношении);

6) определение основных положительных результатов воспитанников детского дома (стабильная, положительная динамика, в целом, по каким критериям мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» с подтверждением данных в процентном соотношении);

7) определение основных проблемных результатов воспитанников детского дома (стабильная, положительная динамика, в целом, по каким критериям мониторинга «Уровень воспитанности воспитанника» с подтверждением данных в процентном соотношении).

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь