Рабочая программа «Мир книги»
Рабочая программа «Мир книги»
для младшего школьного возраста, подросткового возраста, старшего школьного возраста
Автор: Бурян Татьяна Анатольевна
ГКУ Ямало-Ненецкого АО «Детский дом «Сияние Севера»
п.Кировский, Исетский район, Тюменская область
Данная Рабочая программа «Мир книги» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» на2020-2021 учебный год (для младшего школьного возраста, подросткового возраста, старшего школьного возраста) рассмотрена на заседаниях профессионального объединения воспитателей (протокол № от 2020), Научно-методическом совете Учреждения (протокол № от 2020)
Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир книги» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее - Рабочая программа) на 2020-2021 учебный год разработана как модуль учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» в целях обновления содержания на основе компетентностного подхода учебно-воспитательного процесса для успешной социализации воспитанника и относится к духовно-нравственной направленности.
Рабочая программа предназначена для младшего школьного возраста (7-10 лет), подросткового возраста (11-15 лет) и старшего школьного возраста (15-18 лет).
Читательская грамотность являются условием успешной социализации воспитанника. Для этого важно обладать способностью понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы участвовать в социальной жизни.
Одним из педагогических инструментов повышения уровня читательской культуры и грамотности воспитанника является работа над развитием основ читательской компетентности, самостоятельности читателя, его познавательной мотивации, умений и навыков работы с текстами разных видов и жанров.
Содержание Рабочей программы способствует овладению основами читательской грамотности, содействует формированию коммуникаций, креативности, кооперации и развитию критического мышления.
Цель Рабочей программы: формирование основ читательской грамотности воспитанника для успешного саморазвития и жизнеустройства.
Задачи:
1) развивать навыки осознанного чтения;
2) формировать коммуникативную культуру (умение обобщать свои знания, выражать свои мысли, аргументировать своё мнение, работать в группе);
3) формировать понимание значимости чтения для достижения своих целей, расширения возможностей и знаний, участия в социальной жизни;
4) способствовать формированию коммуникаций, креативности, кооперации развитию критического мышления.
Планируемые результаты
2.1. Реализация Рабочей программы даёт возможность достичь следующих результатов:
а) личностных результатов:
- формирование читательской грамотности;
- понимание ценности книги в жизни человека.
б) метапредметных результатов:
- овладение составляющими проектной деятельности;
- формирование навыков публичных выступлений;
- умение работать в группе сотрудничества детей и наставников;
2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться»
Младший школьный возраст
Воспитанник научится:
- работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Воспитанник получит возможность научиться:
- публично представлять информацию с помощью наставника;
- создавать свои собственные устные сообщения о прочитанном тексте;
- объяснять содержание текста и его пересказ.
Подростковый возраст
Воспитанник научится:
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Воспитанник получит возможность научиться:
- создавать свои собственные устные и письменные сообщения о прочитанных произведениях;
- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- публично представлять информацию о книге;
Старший школьный возраст
Воспитанник научится:
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
- разрабатывать авторский проект;
Воспитанник получит возможность научиться:
- воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- представлять публично собственный проект.
Содержание Рабочей программы
Рабочая программа составлена из расчёта 32 часа в учебный год, в том числе для младшего школьного возраста - 9 часов (теоретические занятия -2 (22%), практические занятия - 7 (78%), для подросткового возраста - 9 часов (теоретические занятия - 2 (22%), практические занятия - 7 (78%)), для старшего школьного возраста - 14 часов (теоретические занятия - 2 (14%), практические занятия - 12 (86%)). Объём теоретических занятий составляет 6 часов (19 %), объём практических занятий - 26 часов (81%).
Рабочая программа строится с учётом следующих содержательных линий: стихи и рассказы о детях и для детей, устное народное творчество, сказки зарубежных писателей, рассказы о животных, знакомство с текстами разных жанров, произведения патриотической и нравственной тематики.
Методы педагогической деятельности с воспитанниками: исследовательский, проектный, словесный, наглядный, практический, метод игры, социально-творческая работа и др.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены практические занятия.
Младший школьный возраст
«Стихи и рассказы о детях и для детей» (3 часа)
Практическое занятие № 1. Стихи А. Барто. Заучивание наизусть стихотворений, рисование любимых героев произведений.
Практическое занятие № 2. В.А. Осеева «Волшебное слово», создание «Дерева волшебных слов».
Практическое занятие № 3. Г. Сутеев «Кто сказал мяу? «Цыпленок и утенок», рисование сюжетов, героев сказки.
Устное народное творчество (3 часа)
Практическое занятие № 4. В.И. Даль. Загадка-сказка «Старик - годовик», рисование сюжета сказки «Взяли кисти, взяли краски…».
Русская народная сказка «Самое дорогое», пересказ сказки от лица героя.
Сказка «Про Ленивую и Радивую», чтение по ролям. Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка».
Сказки зарубежных писателей (3 часа)
Практическое занятие № 5. Ш. Перро. «Подарок феи», деление текста на части, составление плана, пересказ по плану.
Практическое занятие № 6. Г.Х. Андерсен «Ромашка», Братья Гримм «Сладкая каша», творческое задание на тему: «Я люблю сказки…».
Практическое занятие № 7. Братья Гримм сказка «Чудо-птица».
Акция «Сэлфи с любимой книгой».
Подростковый возраст
«Книжкино царство» (3 часа)
Практическое занятие № 1. «В гости в библиотеку», «Экскурсия по книжным полкам».
Практическое занятие № 2. «Книги всякие нужны». Обзор детских журналов «Познайка», «Миша», «Колобок», «Веселые картинки». Детские энциклопедии.
Практическое занятие№ 3. Виды словарей, правила работы со словарем.
«Зимушка-зима» (3 часа)
Практическое занятие № 4. В. Бианки. «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз», пересказ по плану.
Практическое занятие № 5. С. Есенин «Зима», заучивание наизусть.
Практическое занятие № 6. Н. Сладков «Еловая каша», сюжетное рисование по теме. Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка».
«Ребятам о зверятах» (3 часа)
Практическое занятие № 7. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича», творческое задание «Сочини свою сказку».
Практическое занятие №8. Русская народная сказка «Белые перышки», моделирование обложки.
Решение тестовых и комплексных практических задач (методика Щербаковой Е.А., Адамовича К.Т). Структура тестовых и комплексных заданий. Инструкция выполнения практических заданий.
Акция «Сэлфи с любимой книгой".
Старший школьный возраст
Письма о добром и прекрасном» (3 часа)
Д.С. Лихачев «Учитесь учиться», работа с текстом.
Практическое занятие № 1. Д.С. Лихачев «Человек должен быть интеллигентен», работа с тестом.
Практическое занятие № 2. Д.С. Лихачев «Путями добра», творческое задание «Сочинение-этюд о добре».
«Наши помощники» (3 часа)
Практическое занятие № 3. Знакомство со справочной литературой; виды словарей (структура и принципы работы с ними), работа со словарями.
Практическое занятие № 4. Знакомство со справочной литературой. Виды энциклопедий (принципы использования справочного аппарата энциклопедий). Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка».
Организационно-деятельностная игра по станциям «Весь мир в алфавитном порядке».
«Поклонимся великим тем годам» (8 часов)
Практическое занятие № 5. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», творческое задание «Отзыв о книге».
Практическое занятие № 6-10. Презентация на тему «Дети-герои Великой Отечественной войны». Подготовительный этап. Исследовательская работа, сбор информации.
Презентация на тему «Дети-герои Великой Отечественной войны».
Акция «Сэлфи с любимой книгой".
Календарно-тематическое планирование
Младший школьный возраст
№ занятия |
Тема занятия |
Характеристика основных видов деятельности воспитанннка, компетентностное развитие |
||
Стихи и рассказы о детях и для детей |
||||
1 |
Практическое занятие № 1. Стихи А. Барто. Заучивание наизусть стихотворений, рисование любимых героев произведений А.Барто. |
Читать выразительно стихотворения, объяснять смысл названия, придумывать свои заголовки, находить слова, которые отражают настроение героев, толковать незнакомые слова. КР: формирование навыка осознанного чтения, развитие навыка выразительного чтения, логического мышления, умения слушать собеседника и вести диалог, творчески оформлять собственную идею. |
||
2 |
Практическое занятие № 2. В. А. Осеева «Волшебное слово». Создание «Дерева волшебных слов». |
Учиться слушать, понимать и эмоционально воспринимать содержание рассказа, отвечать на вопросы по содержанию; расширять понятия о культуре поведения. КР: развитие навыка выразительного чтения и умения вести диалог, обогащение словарного запаса. |
||
3 |
Практическое занятие № 3. В. Г. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыпленок и утенок». Рисование сюжетов, героев сказки. |
Самостоятельно читать или слушать текст, рассматривать иллюстрации и соотносить их с содержанием, обогащать словарь прилагательными и словами-действиями. КР: формирование навыков сотрудничества и взаимодействия; развивать диалогическую речь, память, критическое мышление. |
||
Устное народное творчество |
||||
4 |
Практическое занятие № 4. В.И. Даль. Загадка - сказка «Старик -годовик». Рисование сюжета сказки «Взяли кисти, взяли краски …» |
Выразительно читать сказку, учиться выделять главную мысль, ее мораль, рисовать сюжет сказки, пояснять информацию о временах года, отвечать на вопросы. КР: формирование навыков осознанного чтения, умений отвечать развернуто, обосновывая свой ответ, аккуратно оформлять работу с помощью наставника, работать в группе, слушать и понимать речь других. |
||
5 |
Русская народная сказка «Самое дорогое». Пересказ сказки от лица героя. Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка». |
Самостоятельно читать сказки, определять жанр, главную мысль; характеризовать героев, давать оценку поступкам, ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, пересказывать текст от лица героя. КР: формирование умения извлекать информацию из текста, развитие познавательной, творческой инициативы, развитие навыка публичного выступления. |
||
6 |
Сказка «Про Ленивую и Радивую» Чтение по ролям. |
Читать по ролям сказку, характеризовать героев, определять главную мысль, работать со словарем, работать по плану. КР: формирование навыка осознанного и беглого чтения, развивать умения высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом, умение работать в группе, слушать и понимать речь других, выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
||
Сказки зарубежных писателей. |
||||
7 |
Практическое занятие № 5. Ш. Перро. «Подарок феи». Деление текста на части, составление плана, пересказ по плану. |
Слушать сказку, выявлять сходства сказок отечественных и зарубежных, определять главную мысль, комментировать заглавия, характеризовать героев, делить текст на части, составлять план, пересказывать по плану. КР: формирование навыков сравнения и сопоставления, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
||
8 |
Практическое занятие № 6. Г.Х. Андерсен «Ромашка», Братья Гримм «Сладкая каша». Творческое задание на тему: «Я люблю сказки…». |
Слушать сказки, самостоятельно читать, определять главную мысль, характеризовать героев, работать со словарем, выполнять творческую работу. словарная работа. КР: формирование навыка создавать собственный текст, оформлять свои мысли в устной или письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста), развитие умений слушать и понимать других, развитие творческих способностей. |
||
9 |
Практическое занятие №7. Братья Гримм сказка «Чудо-птица». Итоговое занятие. Акция «Сэлфи с любимой книгой". |
Отвечать на вопросы, называть основную мысль текста, создавать собственный текст, характеризовать героев. Проверочная работа по формированию читательских умений и навыков. КР: формирование творческих навыков, навыков коммуницирования в группе, работать по инструкции. |
||
Календарно-тематическое планирование (подростковый возраст) |
||||
№ занятия |
Тема занятия
|
Характеристика основных видов деятельности воспитанннка, компетентностное развитие |
||
«Книжкино царство» |
||||
1 |
Практическое занятие № 1. «В гости в библиотеку». «Экскурсия по книжным полкам» |
Познакомить с базовыми понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал, «абонемент, вызвать интерес к книгам, учить ориентироваться в библиотечном пространстве. КР: формировать и закреплять навыки самообслуживания в условиях библиотеки; развитие познавательной деятельности. |
||
2 |
Практическое занятие № 2. «Книги всякие нужны». Обзор детских журналов «Познайка», «Миша», «Колобок», «Веселые картинки». Детские энциклопедии. |
Воспитывать бережное отношение к книгам; расширять знания о необходимости использования книг и книжных изданий в повседневной жизни, привитие интереса к книгам. КР: аргументированно высказывать свою точку зрения, анализировать информацию; развитие внимательности, памяти; расширение интеллектуального пространства. |
||
3 |
Практическое занятие № 3. Виды словарей. Правила работы со словарем. |
Расширять знания о необходимости использования книг и книжных изданий в повседневной жизни, привитие интереса к книгам, обучение умению работы с различными справочниками и энциклопедиями. КР: вежливо общаться и сотрудничать друг с другом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; извлекать информацию из текстов» уметь ею пользоваться. |
||
«Зимушка - зима» |
||||
4 |
Практическое занятие № 4. В. Бианки. «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз». Пересказ по плану. |
Формирование сознательного, выразительного орфоэпически правильного чтения; укреплять речевой аппарат, определять главную мысль; способствовать воспитанию любви к природе. КР: развивать речь, память, логическое мышление; уметь выделять и анализировать части сказки. |
||
5 |
Практическое занятие № 5. С. Есенин «Зима». Заучивание наизусть. Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка». |
Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения. КР: развивать образное мышление, память, умение связно рассказывать о своих впечатлениях; научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи сверстникам. |
||
6 |
Практическое занятие № 6. Н Сладков «Еловая каша». Сюжетное рисование по теме. |
Учить понимать и чувствовать окружающую природу, воспитывать стремление к успеху в учебе; совершенствовать навык правильного, сознательного чтения. КР: уметь обмениваться мнениями, слушать другого; осуществлять поиск необходимой информации; развитие творческой активности. |
||
«Ребятам о зверятах» |
||||
7 |
Практическое занятие № 7. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Творческое задание «Сочини свою сказку»
|
Формировать сознательное, выразительное орфоэпически правильное чтение; укреплять речевой аппарат, определять главную мысль; понятия «положительные» и «отрицательные герои»; словарная работа. КР: развитие доброжелательности, отзывчивости4 владение коммуникативными умениями с целью реализации возможного сотрудничества со сверстниками; движение от интерпретации чужих текстов к построению своих. |
||
8 |
Практическое занятие № 8. Русская народная сказка «Белые перышки». Моделирование обложки.
|
Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, реальное и выдуманное в сказке; вырабатывать навык сравнительного анализа; воспитывать слушателя, читателя и творца путем обогащения читательского опыта. КР: расширение словарного запаса; умение правильно выражать свои мысли; развивать память, навыки выразительного чтения; умение рассуждать. |
||
9 |
Итоговое занятие. Решение тестовых и комплексных практических задач (методика Щербаковой Е.А., Адамовича К.Т). Акция «Сэлфи с любимой книгой". |
Ознакомиться с структурой тестовых и комплексных заданий, читать и понимать содержание заданий, выполнять задания по инструкции. КР: формирование читательского интереса, развитие навыков работы по инструкции, развитие творческих умений в интерпретации собственных достижений. |
Календарно-тематическое планирование
Старший школьный возраст
№ занятия |
Тема занятия (форма проведения) |
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие |
«Письма о добром и прекрасном» |
||
1 |
Д.С. Лихачев «Учитесь учиться». Работа с текстом. |
Самостоятельно осознанно читать текст. Определять главную мысль. Извлекать из текста ответы на поставленные вопросы. Характеризовать особенности публицистического текста. Отвечать на поставленные вопросы. Толковать выражение «Учитесь любить учиться». КР: формирование навыков анализа текста, развитие умений аргументировать, сотрудничать в группе. |
2 |
Практическое занятие № 1. Д. С. Лихачев «Человек должен быть интеллигентен». Работа с текстом. |
Анализировать текст, приводить примеры аргументов из собственного опыта, оценивать рефлексивно результат работы, обобщать информацию; развивать навыки смыслового беглого чтения; умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; формировать эстетический вкус и идейно-нравственную позицию. КР: формирование умения вести дискуссию, навыки творческой интерпретации, развитие навыков работы в паре, группе. |
3 |
Практическое занятие № 2. Д.С. Лихачев «Путями добра». Творческое задание. «Сочинение-этюд о добре» |
Учиться выражать идейно-нравственную позицию; учиться читать «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста. КР: формирование навыков аргументировать свою точку зрения и давать оценку событию; развитие умений анализировать и излагать свои знания в письменном виде. |
«Наши помощники» |
||
4 |
Практическое занятие. № 3. Знакомство со справочной литературой. Виды словарей, структура и принципы работы с ними. Работа со словарями. |
Работать с разными видами словарей. Изучить информацию о «справочной литературе», расширить понятие о многообразии справочной литературы, находить информацию, факты. Знать структуру словарной статьи. Использовать в работе словарь. КР: формирование навыки составлять устные сообщения и публично представлять информацию, развитие умения поиска и выделения необходимой информации. |
5 |
Практическое занятие. № 4. Знакомство со справочной литературой. Виды энциклопедий (принципы использования справочного аппарата энциклопедий). Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка». |
Познакомиться с понятием «аппарат энциклопедий», пояснять алгоритм работы со справочной литературой. Использовать энциклопедии в практической деятельности. Составлять текст на основе справочной литературы. КР: формирование навыка анализа, оценки результата собственного достижения, развитие умения сравнивать, сопоставлять, умения творчески создавать собственный текст. |
6 |
Организационно-деятельностная игра по станциям «Весь мир в алфавитном порядке» |
Пользоваться разными видами справочников. Познакомиться с историей появления первых словарей, с особенностями справочной литературы (краткость информации, находить информацию в различных источниках, составлять аргументированный ответ; КР: развитие навыков сотрудничества, распределение ролей в команде, формирование умений анализировать и делать выводы, творчески представлять результат работы команды. |
«Поклонимся великим тем годам» |
||
7 |
Практическое занятие № 5. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Творческое задание «Отзыв о книге». |
Самостоятельно читать текст, определять основную мысль, анализировать содержание текста, оценивать поступки главного героя, толковать выражение «руки рабочие, натруженные», описывать внешность, речь главного героя, его взаимоотношения с односельчанами. КР: развитие умений анализировать, сопоставлять события и отдельные эпизоды произведения, формирование культуры речи. |
8-12 |
Практическое занятие. № 6 -10. Презентация на тему «Дети-герои Великой Отечественной войны». Подготовительный этап. Исследовательская работа, сбор информации. Индивидуальные и групповые консультации. |
Разрабатывать презентацию. Планировать идею, содержание, алгоритм работы. Анализировать и отбирать материал для презентации. КР: формирование навыков исследовательской деятельности, развитие познавательной и творческой инициативы, умения работать в группе. |
13-14 |
Итоговое практическое занятие. Презентация на тему «Дети-герои Великой Отечественной войны». Акция «Сэлфи с любимой книгой". |
Представлять публично презентацию. Вести диалог, отвечать обоснованно на вопросы, аргументировать собственную позицию КР: формирование навыков культуры речи, креативного решения проблем, развитие умений работать в команде. |
Оценка результатов реализации Рабочей программы
Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках балльно-накопительной системы.
Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006.
2. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. - М.: Ковчег, 2005г.
3. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006.
4. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008.
5. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. - Тверь, 2007.
6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008.
7. Сборник программ внеурочной деятельности. Редактор М.В. Киселёва «Вентана Граф», 2011.
8. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006.
9. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - Москва, «ВАКО», 2006.
10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/ - Издательство АСТ, 2018 г.