Рабочая программа «Мир книги»

Дата публикации: 2020-11-15 13:48:10
Статью разместил(а):
Бурян Татьяна Анатольевна

Рабочая программа «Мир книги»

для младшего школьного возраста, подросткового возраста, старшего школьного возраста

Автор: Бурян Татьяна Анатольевна

ГКУ Ямало-Ненецкого АО «Детский дом «Сияние Севера» 

п.Кировский, Исетский район, Тюменская область

 

Данная Рабочая программа «Мир книги» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» на2020-2021 учебный год (для младшего школьного возраста, подросткового возраста, старшего школьного возраста) рассмотрена на заседаниях профессионального объединения воспитателей (протокол № от 2020), Научно-методическом совете Учреждения (протокол № от 2020) 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Мир книги» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее - Рабочая программа) на 2020-2021 учебный год разработана как модуль учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» в целях обновления содержания на основе компетентностного подхода учебно-воспитательного процесса для  успешной социализации  воспитанника и относится к духовно-нравственной направленности. 

Рабочая программа предназначена для младшего школьного возраста (7-10 лет), подросткового возраста (11-15 лет) и старшего школьного возраста (15-18 лет).

Читательская грамотность являются условием успешной социализации воспитанника. Для этого важно обладать способностью понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы участвовать в социальной жизни.

Одним из педагогических инструментов повышения уровня читательской культуры и грамотности воспитанника является работа над развитием основ читательской компетентности, самостоятельности читателя, его познавательной мотивации, умений и навыков работы с текстами разных видов и жанров.   

Содержание Рабочей программы способствует овладению основами   читательской грамотности, содействует формированию коммуникаций, креативности, кооперации и развитию критического мышления. 

Цель Рабочей программы: формирование основ читательской грамотности воспитанника для успешного саморазвития и жизнеустройства.

Задачи:

1) развивать навыки осознанного чтения;

2) формировать коммуникативную культуру (умение обобщать свои знания, выражать свои мысли, аргументировать своё мнение, работать в группе);

3) формировать понимание значимости чтения для достижения своих целей, расширения возможностей и знаний, участия в социальной жизни;

4) способствовать формированию коммуникаций, креативности, кооперации развитию критического мышления.

Планируемые результаты

2.1. Реализация Рабочей программы даёт возможность достичь следующих результатов:

а) личностных результатов:

- формирование читательской грамотности;

- понимание ценности книги в жизни человека.

б) метапредметных результатов:

- овладение составляющими проектной деятельности;

- формирование навыков публичных выступлений; 

- умение работать в группе сотрудничества детей и наставников;

2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться»

Младший школьный возраст

Воспитанник научится:

- работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; 

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное; 

- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; 

Воспитанник получит возможность научиться:

- публично представлять информацию с помощью наставника;

- создавать свои собственные устные сообщения о прочитанном тексте;

- объяснять содержание текста и его пересказ.

Подростковый возраст

Воспитанник научится:

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; 

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; 

Воспитанник получит возможность научиться:

- создавать свои собственные устные и письменные сообщения о прочитанных произведениях;

- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- публично представлять информацию о книге;

Старший школьный возраст

Воспитанник научится:

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

- разрабатывать авторский проект; 

Воспитанник получит возможность научиться:

- воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации; 

 - представлять публично собственный проект.

Содержание Рабочей программы

Рабочая программа составле­на из расчёта 32 часа в учебный год, в том числе для младшего школьного возраста - 9 часов (теоретические занятия -2 (22%), практические занятия - 7 (78%), для подросткового возраста - 9 часов (теоретические занятия - 2 (22%), практические занятия - 7 (78%)), для старшего школьного возраста - 14 часов (теоретические занятия - 2 (14%), практические занятия - 12 (86%)). Объём теоретических занятий составляет 6 часов (19 %), объём практических занятий - 26 часов (81%).

Рабочая программа стро­ится с учётом следующих содержательных линий: стихи и рассказы о детях и для детей, устное народное творчество, сказки зарубежных писателей, рассказы о животных, знакомство с текстами разных жанров, произведения патриотической и нравственной тематики. 

Методы педагогической деятельности с воспитанниками: исследовательский, проектный, словесный, наглядный, практический, метод игры, социально-творческая работа и др. 

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены практические занятия.  

Младший школьный возраст

«Стихи и рассказы о детях и для детей» (3 часа)

Практическое занятие № 1. Стихи А. Барто. Заучивание наизусть стихотворений, рисование любимых героев произведений.

Практическое занятие № 2.  В.А. Осеева «Волшебное слово», создание «Дерева волшебных слов».

Практическое занятие № 3.  Г. Сутеев «Кто сказал мяу? «Цыпленок и утенок», рисование сюжетов, героев сказки.

Устное народное творчество (3 часа) 

Практическое занятие № 4. В.И. Даль. Загадка-сказка «Старик - годовик», рисование сюжета сказки «Взяли кисти, взяли краски…».

Русская народная сказка «Самое дорогое», пересказ сказки от лица героя.

Сказка «Про Ленивую и Радивую», чтение по ролям. Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка».

Сказки зарубежных писателей (3 часа) 

Практическое занятие № 5.  Ш. Перро. «Подарок феи», деление текста на части, составление плана, пересказ по плану.

Практическое занятие № 6.  Г.Х. Андерсен «Ромашка», Братья Гримм «Сладкая каша», творческое задание на тему: «Я люблю сказки…».

Практическое занятие № 7. Братья Гримм сказка «Чудо-птица».

Акция «Сэлфи с любимой книгой».

 

Подростковый возраст

«Книжкино царство» (3 часа) 

Практическое занятие № 1. «В гости в библиотеку», «Экскурсия по книжным полкам».

Практическое занятие № 2. «Книги всякие нужны».  Обзор детских журналов «Познайка», «Миша», «Колобок», «Веселые картинки». Детские энциклопедии.

Практическое занятие№ 3. Виды словарей, правила работы со словарем. 

«Зимушка-зима» (3 часа) 

Практическое занятие № 4. В. Бианки. «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз», пересказ по плану.

Практическое занятие № 5. С. Есенин «Зима», заучивание наизусть.

Практическое занятие № 6. Н. Сладков «Еловая каша», сюжетное рисование по теме. Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка».

«Ребятам о зверятах» (3 часа) 

Практическое занятие № 7.  Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича», творческое задание «Сочини свою сказку».

Практическое занятие №8. Русская народная сказка «Белые перышки», моделирование обложки.

Решение тестовых и комплексных практических задач (методика Щербаковой Е.А., Адамовича К.Т). Структура тестовых и комплексных заданий. Инструкция выполнения практических заданий.

Акция «Сэлфи с любимой книгой".

Старший школьный возраст 

Письма о добром и прекрасном» (3 часа)

Д.С. Лихачев «Учитесь учиться», работа с текстом.

Практическое занятие № 1. Д.С. Лихачев «Человек должен быть интеллигентен», работа с тестом.

Практическое занятие № 2. Д.С. Лихачев «Путями добра», творческое задание «Сочинение-этюд о добре».

«Наши помощники» (3 часа) 

Практическое занятие № 3. Знакомство со справочной литературой; виды словарей (структура и принципы работы с ними), работа со словарями.

Практическое занятие № 4. Знакомство со справочной литературой. Виды энциклопедий (принципы использования справочного аппарата энциклопедий). Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка».

Организационно-деятельностная игра по станциям «Весь мир в алфавитном порядке».

«Поклонимся великим тем годам» (8 часов) 

Практическое занятие № 5. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», творческое задание «Отзыв о книге».

Практическое занятие № 6-10. Презентация на тему «Дети-герои Великой Отечественной войны». Подготовительный этап. Исследовательская работа, сбор информации.

Презентация на тему «Дети-герои Великой Отечественной войны».

Акция «Сэлфи с любимой книгой".

 

Календарно-тематическое планирование

Младший школьный возраст

№ занятия

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности воспитанннка, компетентностное развитие  

 Стихи и рассказы о детях и для детей

1

Практическое занятие № 1. Стихи А. Барто.

Заучивание наизусть стихотворений, рисование любимых героев произведений А.Барто.

Читать выразительно стихотворения, объяснять смысл названия, придумывать свои заголовки, находить слова, которые отражают настроение героев, толковать незнакомые слова.

КР: формирование навыка осознанного чтения, развитие навыка выразительного чтения, логического мышления, умения слушать собеседника и вести диалог, творчески оформлять собственную идею.

2

Практическое занятие № 2.

В. А. Осеева «Волшебное слово».

Создание

«Дерева волшебных слов».

Учиться слушать, понимать и эмоционально воспринимать содержание рассказа, отвечать на вопросы по содержанию; расширять понятия о культуре поведения.

КР: развитие навыка выразительного чтения и умения вести диалог, обогащение словарного запаса.

3

Практическое занятие № 3.

В. Г. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыпленок и утенок».

 Рисование сюжетов, героев сказки.

Самостоятельно читать или слушать текст, рассматривать иллюстрации и соотносить их с содержанием, обогащать словарь прилагательными и словами-действиями.

КР: формирование навыков сотрудничества и взаимодействия; развивать диалогическую речь, память, критическое мышление.

 Устное народное творчество

4

Практическое занятие № 4.

В.И. Даль. Загадка - сказка «Старик -годовик». Рисование сюжета сказки «Взяли кисти, взяли краски …»

Выразительно читать сказку, учиться выделять главную мысль, ее мораль, рисовать сюжет сказки, пояснять информацию о временах года, отвечать на вопросы.

КР: формирование навыков осознанного чтения, умений отвечать развернуто, обосновывая свой ответ, аккуратно оформлять работу с помощью наставника, работать в группе, слушать и понимать речь других. 

5

Русская народная сказка «Самое дорогое».

Пересказ сказки от лица героя.

Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка».

Самостоятельно читать сказки, определять жанр, главную мысль; характеризовать героев, давать оценку поступкам, ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, пересказывать текст от лица героя.

КР: формирование умения извлекать информацию из текста, развитие познавательной, творческой инициативы, развитие навыка публичного выступления.

6

Сказка «Про Ленивую и Радивую»

Чтение по ролям.

Читать по ролям сказку, характеризовать героев, определять главную мысль, работать со словарем, работать по плану.

КР: формирование навыка осознанного и беглого чтения, развивать умения высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом, умение работать в группе, слушать и понимать речь других, выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 

  Сказки зарубежных писателей.

7

Практическое занятие № 5.

Ш. Перро. «Подарок феи».

 Деление текста на части, составление плана, пересказ по плану.

Слушать сказку, выявлять сходства сказок отечественных и зарубежных, определять главную мысль, комментировать заглавия, характеризовать героев, делить текст на части, составлять план, пересказывать по плану.

КР: формирование навыков сравнения и сопоставления, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 

8

Практическое занятие  № 6.

Г.Х. Андерсен «Ромашка», Братья Гримм «Сладкая каша».

Творческое задание на тему: «Я люблю сказки…».

Слушать сказки, самостоятельно читать, определять главную мысль, характеризовать героев, работать со словарем, выполнять творческую работу.

словарная работа.

КР: формирование навыка создавать собственный текст, оформлять свои мысли в устной или письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста), развитие умений слушать и понимать других, развитие творческих способностей.  

9

Практическое занятие №7. Братья Гримм сказка «Чудо-птица».

Итоговое занятие.

Акция «Сэлфи с любимой книгой".

Отвечать на вопросы, называть основную мысль текста, создавать собственный текст, характеризовать героев. Проверочная работа по формированию читательских умений и навыков.

КР: формирование творческих навыков, навыков коммуницирования в группе, работать по инструкции.

Календарно-тематическое планирование

(подростковый возраст) 

№ занятия

Тема занятия

 

Характеристика основных видов деятельности воспитанннка, компетентностное развитие

«Книжкино царство» 

1

Практическое занятие № 1.

«В гости в

библиотеку».

«Экскурсия по книжным полкам» 

Познакомить с базовыми понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал, «абонемент, вызвать интерес к книгам, учить ориентироваться в библиотечном пространстве.

КР: формировать и закреплять навыки

самообслуживания в условиях библиотеки; развитие познавательной деятельности.

2

Практическое занятие № 2.

«Книги всякие нужны».

Обзор детских журналов «Познайка», «Миша», «Колобок», «Веселые картинки». Детские энциклопедии.

Воспитывать бережное отношение к книгам; расширять знания о необходимости использования книг и книжных изданий в повседневной жизни, привитие интереса к книгам.

КР: аргументированно высказывать свою точку зрения, анализировать информацию; развитие внимательности, памяти; расширение интеллектуального пространства.

3

Практическое занятие № 3.

Виды словарей. Правила работы со словарем.

Расширять знания о необходимости использования книг и книжных изданий в повседневной жизни, привитие интереса к книгам, обучение умению работы с различными справочниками и энциклопедиями.

КР: вежливо общаться и сотрудничать друг с другом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; извлекать информацию из текстов» уметь ею пользоваться.

  «Зимушка - зима»

4

Практическое занятие № 4.

В. Бианки. «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз».

Пересказ по плану.

Формирование сознательного, выразительного орфоэпически правильного чтения; укреплять речевой аппарат, определять главную мысль; способствовать воспитанию любви к природе.

КР: развивать речь, память, логическое мышление; уметь выделять и анализировать части сказки.

5

Практическое занятие № 5.

С. Есенин «Зима».

Заучивание наизусть. Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка».

Развивать навык выразительного чтения, как средства

 выражения своего понимания произведения.

КР: развивать образное мышление, память, умение связно рассказывать о своих впечатлениях; научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи  сверстникам.

6

Практическое занятие № 6.

Н Сладков «Еловая каша».

Сюжетное рисование по теме.

Учить понимать и чувствовать окружающую природу, воспитывать стремление к успеху в учебе; совершенствовать навык правильного, сознательного чтения.

КР: уметь обмениваться мнениями, слушать другого; осуществлять поиск необходимой информации; развитие творческой активности.

  «Ребятам о зверятах»

7

Практическое занятие № 7.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Творческое задание

 «Сочини свою сказку»

 

Формировать сознательное, выразительное орфоэпически правильное чтение; укреплять речевой аппарат, определять главную мысль; понятия «положительные» и «отрицательные герои»; словарная работа.

КР: развитие доброжелательности, отзывчивости4 владение коммуникативными умениями с целью реализации возможного сотрудничества со сверстниками; движение от интерпретации чужих текстов к построению своих.

8

Практическое занятие № 8.

Русская народная сказка «Белые перышки».

 Моделирование обложки.

 

Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, реальное и выдуманное в сказке; вырабатывать навык сравнительного анализа; воспитывать слушателя, читателя и творца путем обогащения читательского опыта.

КР: расширение словарного запаса; умение правильно выражать свои мысли; развивать память, навыки выразительного чтения; умение рассуждать. 

 9

Итоговое занятие.

Решение тестовых и комплексных практических задач (методика Щербаковой Е.А., Адамовича К.Т).

Акция «Сэлфи с любимой книгой".

Ознакомиться с структурой тестовых и комплексных заданий, читать и понимать содержание заданий, выполнять задания по инструкции.

КР: формирование читательского интереса, развитие навыков работы по инструкции, развитие творческих умений в интерпретации собственных достижений.

 

Календарно-тематическое планирование

Старший школьный возраст

№ занятия

Тема занятия

 (форма проведения)

Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие

  «Письма о добром и прекрасном»

1

Д.С. Лихачев «Учитесь учиться».

Работа с текстом.

Самостоятельно осознанно читать текст. Определять главную мысль. Извлекать из текста ответы на поставленные вопросы. Характеризовать особенности публицистического текста.  Отвечать на поставленные вопросы. Толковать выражение «Учитесь любить учиться».

КР: формирование навыков анализа текста, развитие умений аргументировать, сотрудничать в группе.

2

Практическое занятие № 1.

Д. С. Лихачев «Человек должен быть интеллигентен».

Работа с текстом.

 Анализировать текст, приводить примеры аргументов из собственного опыта, оценивать рефлексивно результат работы, обобщать информацию; развивать навыки смыслового беглого чтения; умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; формировать эстетический вкус и идейно-нравственную позицию.

КР: формирование умения вести дискуссию, навыки творческой   интерпретации, развитие  навыков работы в паре, группе.

3

Практическое занятие № 2.

Д.С. Лихачев «Путями добра».

Творческое задание.

«Сочинение-этюд о добре»

 Учиться выражать идейно-нравственную позицию; учиться читать «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

КР: формирование навыков аргументировать свою точку зрения и давать оценку событию; развитие умений анализировать и излагать свои знания в письменном виде.

  «Наши помощники»

4

Практическое занятие. № 3.

Знакомство со справочной литературой.

Виды словарей, структура и принципы работы с ними.

Работа со словарями.

Работать с разными видами словарей. Изучить информацию о «справочной литературе», расширить понятие о многообразии справочной литературы, находить информацию, факты. Знать структуру словарной статьи. Использовать в работе словарь.

КР: формирование навыки составлять устные сообщения и публично представлять информацию, развитие умения поиска и выделения необходимой информации. 

5

Практическое занятие. № 4.

Знакомство со справочной литературой. Виды энциклопедий (принципы использования справочного аппарата энциклопедий). Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Рождественская сказка».

Познакомиться с понятием «аппарат энциклопедий», пояснять алгоритм работы со справочной литературой. Использовать энциклопедии в практической деятельности. Составлять текст на основе справочной литературы.

КР: формирование навыка анализа, оценки результата собственного достижения, развитие умения сравнивать, сопоставлять,  умения творчески создавать собственный текст.

6

Организационно-деятельностная игра по станциям «Весь мир в алфавитном порядке»

Пользоваться разными видами справочников.  Познакомиться с историей появления первых словарей, с особенностями справочной литературы (краткость информации, находить информацию в различных источниках, составлять аргументированный ответ;

КР: развитие навыков сотрудничества, распределение ролей в команде, формирование умений анализировать и делать выводы, творчески представлять результат работы команды.

  «Поклонимся великим тем годам»

7

Практическое занятие № 5.

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

Творческое задание

«Отзыв о книге».

Самостоятельно читать текст, определять основную мысль, анализировать содержание текста, оценивать поступки главного героя, толковать выражение «руки рабочие, натруженные», описывать внешность, речь главного героя, его взаимоотношения с односельчанами.

КР: развитие умений анализировать, сопоставлять события и отдельные эпизоды произведения, формирование культуры речи.

8-12

Практическое занятие. № 6 -10.

Презентация на тему «Дети-герои Великой Отечественной войны».

Подготовительный этап. Исследовательская работа, сбор информации. Индивидуальные и групповые консультации.

Разрабатывать презентацию. Планировать идею, содержание, алгоритм работы. Анализировать и отбирать материал для презентации.

КР: формирование навыков исследовательской  деятельности, развитие познавательной и творческой инициативы, умения работать в группе. 

13-14

Итоговое практическое занятие. Презентация на тему «Дети-герои Великой Отечественной войны».

Акция «Сэлфи с любимой книгой".

Представлять публично презентацию.  Вести диалог, отвечать обоснованно на вопросы, аргументировать собственную позицию

КР: формирование навыков культуры речи, креативного решения проблем, развитие умений работать в команде. 

 

Оценка результатов реализации Рабочей программы

Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках балльно-накопительной системы.

 

Литература:

1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006.

2. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. - М.: Ковчег, 2005г.

3. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006.

4. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008.

5. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. - Тверь, 2007.

6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008.

7. Сборник программ внеурочной деятельности. Редактор М.В. Киселёва «Вентана Граф», 2011.

8. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006.

9. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - Москва, «ВАКО», 2006.

10. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/ - Издательство АСТ, 2018 г.