Рабочая программа "Если хочешь быть здоров"
Рабочая программа «Если хочешь быть здоров!»
для дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового возраста, старшего школьного возраста
Авторы: Алексеев Н.С., Алексеева С.Л., Аникин В.В.
ГКУ Ямало-Ненецкого АО «Детский дом «Сияние Севера»
п.Кировский, Исетский район, Тюменская область
Пояснительная записка
Рабочая программа «Если хочешь быть здоров!» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее - Рабочая программа) разработана как модуль учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обновления содержания учебно - воспитательного процесса на основе компетентностного подхода для успешной социализации воспитанника в современном социуме и относится к физкультурно-оздоровительной направленности.
Рабочая программа предназначена для дошкольного возраста (5-7 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), подросткового возраста (10-15 лет), старшего школьного возраста (15-18 лет и старше), составлена на основе Образовательной программы дополнительного образования детей, автор Евсюков В.Ю.
В процессе обучения воспитанник узнает о роли двигательной активности в повышении работоспособности, о влиянии физкультуры и спорта на состояние здоровья, получит возможность повысить уровень физической и эмоциональной устойчивости, что позволит ускорить процесс адаптации в новых условиях жизни и деятельности.
Приоритетные направления деятельности - стимулирование физической активности воспитанника, развитие индивидуальных способностей, создание условий для их реализации.
Цель Рабочей программы: сохранение и укрепление здоровья воспитанника как условие успешной социализации и жизнеустройства.
Задачи:
1) формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;
2) обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
3) способствовать приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
4) воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
5) содействовать формированию критического мышления, коммуникации, креативности, кооперации.
Планируемые результаты
2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих
а) личностных результатов:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
б) метапредметных результатов:
- работать в группе, в коллективе;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками, старшими и младшими;
- организовывать совместную деятельность со сверстниками.
2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться»
Дошкольный возраст
Воспитанник научится:
- владеть основами двигательных действий и комплексом физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры;
- использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности развивающие упражнения;
«воспитанник получит возможность научиться»:
- выполнять общеразвивающие, оздоровительные и корригирующие упражнения под руководством наставника;
-проводить поиск необходимой информации под руководством наставника;
- бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявлять доброжелательность и отзывчивость к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья.
Младший школьный возраст
Воспитанник научится:
- владеть основами двигательных действий и комплексом физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры;
- использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности развивающие упражнения;
Воспитанник получит возможность научиться:
- выполнять общеразвивающие, оздоровительные и корригирующие упражнения под руководством наставника;
-проводить поиск необходимой информации под руководством наставника;
- бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявлять доброжелательность и отзывчивость к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья.
Подростковый возраст
Воспитанник научится:
- применять индивидуальный комплекс физических упражнений;
Воспитанник получит возможность научиться:
- приобретать опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой;
- бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявлять доброжелательность и отзывчивость к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья.
Старший школьный возраст
Воспитанник научится: применять индивидуальный комплекс физических упражнений;
Воспитанник получит возможность научиться»:
- приобретать опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой;
- самостоятельно разрабатывать и применять индивидуальный комплекс физических упражнений;
- бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявлять доброжелательность и отзывчивость к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья.
Содержание Рабочей программы
Рабочая программа составлена из расчета 40 часов в год, в том числе по 10 учебных часов в каждой возрастной группе. Объем теоретических занятий составляет 3 часа (10%), практических занятий - 27часа (90%).
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены в основном практические занятия.
Содержание программы структурировано в виде двух разделов-модулей: «Подвижные игры» и «Быстрее, выше, сильнее».
Раздел 1. Подвижные игры (16 часов , дошкольный возраст – 4 часа, младший школьный возраст - 4 часа, подростковый возраст - 4 часа, старший школьный возраст - 4 часа.
Дошкольный возраст
Правила подвижных игр. Техника безопасности при проведении подвижных игр. Основные упражнения и движения, используемые в игре.
Практическая работа № 1. Подвижная игра «Салки».
Практическая работа № 2. Подвижная игра «Жмурки».
Практическая работа № 3. Подвижная игра «Боулинг».
Младший школьный возраст
Правила подвижных игр. Техника безопасности при проведении подвижных игр. Основные упражнения и движения, используемые в игре.
Практическая работа № 1. «Попрыгунчики-воробушки».
Практическая работа № 2. «Мяч соседу».
Практическая работа № 3. «Два мороза».
Подростковый возраст
Правила подвижных игр. Техника безопасности при проведении подвижных игр. Основные упражнения и движения, используемые в игре.
Практическая работа № 1.«Метко в цель».
Практическая работа № 2. «Кто быстрее».
Практическая работа № 3. «Перестрелка».
Старший школьный возраст
Правила подвижных игр. Техника безопасности при проведении подвижных игр. Основные упражнения и движения, используемые в игре.
Практическая работа № 1. Игра «Перемена мест».
Практическая работа № 2. Игра «Хитрая лиса».
Практическая работа № 3. Игра «Найди мяч».
Раздел 2. Быстрее, выше, сильнее (18 часов, младший школьный возраст - 6 часов, подростковый возраст - 6 часов, старший школьный возраст - 6 часов)
Практическая работа № 4 «Весёлая эстафета»
Практическая работа № 5. Личный турнир по дартсу «Робин Гуд».
Практическая работа № 6. «Чудо-шашки».
Практическая работа № 7. Турнир по метанию мяча «Меткий стрелок».
Практическая работа № 8. Легкоатлетическая эстафета к Дню победы.
Практическая работа № 9. «Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Младший школьный возраст
Практическая работа № 4. Первенство по лыжным гонкам «На лыжи!».
Практическая работа № 5. Личный турнир по дартсу «Робин Гуд».
Практическая работа № 6. «Чудо - шашки».
Практическая работа № 7. Турнир по настольному теннису «Звонкий мяч».
Практическая работа № 8. Первенство по ОФП «Богатыри».
Практическая работа № 9. «Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Подростковый возраст
Практическая работа № 4. Первенство по лыжным гонкам «На лыжи!».
Практическая работа № 5. Стрельба «Ворошиловский стрелок».
Практическая работа № 6. «Чудо - шашки».
Практическая работа № 7. Парный турнир по настольному теннису «Звонкий мяч».
Практическая работа № 8. Первенство по ОФП «Богатыри».
Практическая работа № 9. «Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Старший школьный возраст
Практическая работа № 4. Первенство по лыжным гонкам «На лыжи!».
Практическая работа № 5. Стрельба «Ворошиловский стрелок».
Практическая работа № 6. «Чудо - шашки».
Практическая работа № 7. Парный турнир по настольному теннису «Звонкий мяч».
Практическая работа № 8. Первенство по ОФП «Богатыри».
Практическая работа № 9. «Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Календарно-тематическое планирование
Дошкольный возраст
№ занятия |
Тема занятия (форма проведения) |
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР) |
Раздел 1. «Подвижные игры» (4 часа) |
||
1 |
Вводное занятие. Входной контроль. Техника безопасности при занятии физической культурой. |
Учиться выполнять упражнения для разминки. Знать правила безопасности на занятии по физической культуре. Выучить комплекс упражнений для подвижной игры. КР: формирование навыков здорового образа жизни. |
2 |
Подвижная игра «Салки». |
Учиться выполнять комплекс основных общефизических упражнений, соблюдать технику безопасности, научиться играть по правилам. ПР № 1.«Салки». КР: формирование навыка выполнять условия игры по инструкции. |
3 |
Подвижная игра «Жмурки». |
Знать правила игры, учиться выполнять упражнения по инструкции, выполнять общеразвивающие, оздоровительные и корригирующие упражнения под руководством наставника. ПР №2. «Жмурки». КР: развитие способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе игровой и соревновательной деятельности. |
4 |
Подвижная игра «Боулинг». |
Знать правила игры, учиться выполнять упражнения по инструкции, использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности развивающие упражнения. ПР № 3. «Боулинг». КР: формирование умений организовывать совместную деятельность со сверстниками. |
Раздел 2.«Быстрее, выше, сильнее» (6часов) |
||
5 |
Весёлая эстафета. |
Выполнять общеразвивающие, оздоровительные и корригирующие упражнения под руководством наставника. ПР №4. «Весёлая эстафета» КР: формирование основами двигательных действий и комплексом физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры. |
6 |
Личный турнир по дартсу «Робин Гуд». |
Использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности развивающие упражнения. ПР № 5. Личный турнир по дартсу «Робин Гуд». КР: формирование навыков самооценки, развития умения анализировать, аргументировать индивидуальные достижения. |
7 |
Турнир «Чудо - шашки». |
Знать правила игры, играть в паре, выполнять требования техники безопасности. ПР № 6. «Чудо - шашки». КР: формирование критического мышления, развитие творческих способностей. |
8 |
Турнир по метанию мяча «Меткий стрелок». |
Работать в группе, в коллективе, организовывать совместную деятельность со сверстниками. Знать и выполнять правила турнира. ПР № 7. Турнир по метанию мяча «Меткий стрелок». КР: формирование способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности. |
9 |
Эстафета к Дню победы |
Работать в команде, знать и выполнять правила соревнований, соблюдать технику безопасности. ПР № 8. Легкоатлетическая эстафета к Дню победы. |
10 |
«Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа. |
Работать в команде, знать и выполнять правила игр, соблюдать технику безопасности. ПР № 9. «Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа. КР: формирование навыка работать в группе, в коллективе. |
Календарно-тематическое планирование
Младший школьный возраст
№ занятия |
Тема занятия (форма проведения) |
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР) |
Раздел 1. «Подвижные игры» (4 часа) |
||
1 |
Вводное занятие. Входной контроль. Техника безопасности при занятии физической культурой. |
Учиться выполнять упражнения для разминки. Знать правила безопасности на занятии по физической культуре. Выучить комплекс упражнений для подвижной игры. КР: формирование навыков здорового образа жизни. |
2 |
Подвижная игра «Попрыгунчики-воробушки». |
Учиться выполнять комплекс основных общефизических упражнений, соблюдать технику безопасности, научиться играть по правилам. ПР № 1.«Попрыгунчики-воробушки». КР: формирование навыка выполнять условия игры по инструкции. |
3 |
Подвижная игра «Мяч соседу». |
Знать правила игры, учиться выполнять упражнения по инструкции, выполнять общеразвивающие, оздоровительные и корригирующие упражнения под руководством наставника. ПР № 2. «Мяч соседу». КР: развитие способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе игровой и соревновательной деятельности. |
4 |
Подвижная игра «Два мороза». |
Знать правила игры, учиться выполнять упражнения по инструкции, использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности развивающие упражнения. ПР № 3. «Два мороза». КР: формирование умений организовывать совместную деятельность со сверстниками. |
Раздел 2.«Быстрее, выше, сильнее» (6часов) |
||
5 |
Первенство по лыжным гонкам «На лыжи!». |
Выполнять общеразвивающие, оздоровительные и корригирующие упражнения под руководством наставника. ПР № 4. Первенство по лыжным гонкам «На лыжи!» КР: формирование основами двигательных действий и комплексом физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры. |
6 |
Личный турнир по дартсу «Робин Гуд». |
Использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности развивающие упражнения. ПР № 5. Личный турнир по дартсу «Робин Гуд». КР: формирование навыков самооценки, развития умения анализировать, аргументировать индивидуальные достижения. |
7 |
Турнир «Чудо - шашки». |
Знать правила игры, играть в паре, выполнять требования техники безопасности. ПР № 6. «Чудо - шашки». КР: формирование критического мышления, развитие творческих способностей. |
8 |
Турнир по настольному теннису «Звонкий мяч». |
Работать в группе, в коллективе, организовывать совместную деятельность со сверстниками. Знать и выполнять правила турнира. ПР № 7. Турнир по настольному теннису «Звонкий мяч». КР: формирование способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности. |
9 |
Первенство по ОФП «Богатыри». |
Учиться владеть основами двигательных действий и комплексом физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры. ПР № 8. Первенство по ОФП «Богатыри». КР: формирование навыка работать в группе, в коллективе. |
10 |
«Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа. |
Работать в команде, знать и выполнять правила игр, соблюдать технику безопасности. ПР № 9. «Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа. КР: формирование навыка работать в группе, в коллективе. |
Календарно-тематическое планирование
Подростковый возраст
№ занятия |
Тема занятия (форма проведения) |
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР) |
1. «Подвижные игры» (4 часа) |
||
1 |
Вводное занятие. Входной контроль. Техника безопасности при занятии физкультурой. |
Учиться выполнять упражнения для разминки. Знать правила безопасности на занятии по физической культуре. Выучить комплекс упражнений для подвижной игры. КР: формирование навыков здорового образа жизни. |
2 |
Игра «Метко в цель». |
Знать правила игры, уметь выполнять упражнения для разминки. ПР № 1. «Метко в цель» КР: формирование способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой. |
3 |
Игра «Кто быстрее». |
Работать в группе, в коллективе, организовывать совместную деятельность со сверстниками. Знать и выполнять правила игры. ПР № 2. «Кто быстрее» КР: развитие способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе игровой деятельности. |
4 |
Игра «Перестрелка». |
Знать правила игры, учиться выполнять упражнения по инструкции, использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности развивающие упражнения. ПР № 3. «Перестрелка». КР: формирование умений самостоятельно организовывать совместную деятельность со сверстниками. |
2. «Быстрее, выше, сильнее» (6 часов) |
||
5 |
Первенство по лыжным гонкам «На лыжи!» |
Выполнять общеразвивающие, оздоровительные и корригирующие упражнения самостоятельно. ПР № 4. Первенство по лыжным гонкам «На лыжи!» КР: формирование основами двигательных действий и комплексом физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры. |
6 |
Стрельба «Ворошиловский стрелок». |
Использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности развивающие упражнения. ПР № 5.Стрельба «Ворошиловский стрелок». КР: формирование навыков самооценки, развития умения анализировать, аргументировать индивидуальные достижения. |
7 |
Турнир «Чудо - шашки». |
Знать правила игры, играть в паре, выполнять требования техники безопасности, приобретать опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой. ПР № 6. «Чудо – шашки». КР: формирование критического мышления, развитие творческих способностей. |
8 |
Парный турнир по настольному теннису «Звонкий мяч». |
Работать в группе, в коллективе, организовывать совместную деятельность со сверстниками. Знать и выполнять правила турнира. ПР № 7. Парный турнир по настольному теннису «Звонкий мяч». КР: формирование способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности. |
9 |
Первенство по ОФП «Богатыри». |
Учиться владеть основами двигательных действий и комплексом физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры. ПР № 8. Первенство по ОФП «Богатыри». КР: формирование навыка работать в группе, в коллективе. |
10 |
«Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа. |
Работать в команде, знать и выполнять правила игр, соблюдать технику безопасности. ПР № 9. «Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа. КР: формирование навыка работать в группе, в коллективе. |
Календарно-тематическое планирование
Старший школьный возраст
№ занятия |
Тема занятия (форма проведения) |
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР) |
1. «Подвижные игры» (4 часа) |
||
1 |
Вводное занятие. Входной контроль. Техника безопасности при занятии физкультурой. |
Учиться выполнять упражнения для разминки. Знать правила безопасности на занятии по физической культуре. Выучить комплекс упражнений для подвижной игры. КР: формирование навыков здорового образа жизни. |
2 |
Игра «Перемена мест». |
Знать правила игры, уметь выполнять упражнения для разминки, уметь сохранять выдержку, учиться упражняться в быстром беге. ПР № 1. «Перемена мест». КР: формирование способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой. |
3 |
Игра «Хитрая лиса». |
Работать в группе, в коллективе, организовывать совместную деятельность со сверстниками, развивать наблюдательность. Знать и выполнять правила игры. ПР № 2. «Хитрая лиса». КР: развитие способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе игровой деятельности, самостоятельно систематически заниматься физической культурой. |
4 |
Игра «Найди мяч» |
Знать правила игры, учиться выполнять упражнения по инструкции, использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности развивающие упражнения. ПР № 3. «Найди мяч». КР: формирование умений самостоятельно организовывать совместную деятельность со сверстниками, самостоятельно систематически заниматься физической культурой. |
2.«Быстрее, выше, сильнее» (6 часов) |
||
5 |
Первенство по лыжным гонкам «На лыжи!». |
Выполнять общеразвивающие, оздоровительные и корригирующие упражнения самостоятельно. ПР № 4. Первенство по лыжным гонкам «На лыжи!» КР: формирование основами двигательных действий и комплексом физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры. |
6 |
Стрельба «Ворошиловский стрелок». |
Использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности развивающие упражнения. ПР № 5. Стрельба «Ворошиловский стрелок». КР: формирование навыков самооценки, развития умения анализировать, аргументировать индивидуальные достижения. |
7 |
Турнир «Чудо - шашки». |
Знать правила игры, играть в паре, выполнять требования техники безопасности, приобретать опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой. ПР № 6. «Чудо – шашки». КР: формирование критического мышления, развитие творческих способностей. |
8 |
Парный турнир по настольному теннису «Звонкий мяч». |
Работать в группе, в коллективе, организовывать совместную деятельность со сверстниками. Знать и выполнять правила турнира. ПР №7. Парный турнир по настольному теннису «Звонкий мяч». КР: формирование способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности. |
9 |
Первенство по ОФП «Богатыри». |
Учиться владеть основами двигательных действий и комплексом физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, самостоятельно систематически заниматься физической культурой. ПР №8. Первенство по ОФП «Богатыри». КР: формирование навыка работать в группе, в коллективе. |
10 |
«Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа. |
Работать в команде, знать и выполнять правила игр, соблюдать технику безопасности. ПР № 9. «Олимпийские игры» по летним видам спорта среди детских домов юга Тюменской области и детских домов Ямало-Ненецкого автономного округа. КР: формирование навыка работать в группе, в коллективе. |
Оценка результатов реализации Рабочей программы
Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках балльно-накопительной системы.