Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Интеграция образовательного процесса: опыт использования

Дата публикации: 2020-12-08 13:05:18
Статью разместил(а):
Кислякова Татьяна Васильевна

Интеграция образовательного процесса: опыт использования

Авторы: Кислякова Татьяна Васильевна

и Спиридонова Надежда Михайловна

Филиал МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д. Кармацкого» Русаковская СОШ

 

Актуальность интеграции продиктована требованиями, которые предъявляет жизнь к выпускнику. Цель образования - формирование ЛИЧНОСТИ С ЦЕЛОСТНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ КАРТИНЫ МИРА.

Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения школьников. В таких условиях в обучении возникает ряд серьезных проблем: 

· у обучающихся формируется клочкообразное представление о мире и его законах;

· они не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее,  использовать на уроках знания по другим предметам;

· узкая специализация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека.

В образовании термин «интеграция» рассматривается как проявление и отражение реальных связей.

Основными целями интеграции школьных предметов являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, обмен этими знаниями в ходе общения.

Какие формы организации обучения мы используем для интеграции знаний?

Интегрированный курс, интегрированный проект, интегрированный урок. 

1) Интегрированный курс – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне. Интегрированными являются элективные курсы по выбору, например: «Биосфера и человек»,  «Политическая карта мира», «Решение расчётных  задач по неорганической химии», «Индивидуальный проект».  

2) Интегрированный проект (учебный, воспитательный) – по ФГОС все обучающиеся должны овладеть навыками проектной деятельности, при создании проектов невозможно остаться в рамках одного предмета. Например, при создании проекта: «Особенности национальной культуры в современном обществе» привлекались материалы истории, философии, социологии, обществознания, искусства, литературы, математики; проект «Байкал – жемчужина России» потребовал знаний не только по географии, но и по биологии, ботанике, истории, обществознанию, математике, ИКТ. Интеграция наук требуется практически каждому проекту.

3) Интегрированный урок.  В нашей школе проведение интегрированных уроков – это традиция, все учителя используют в практике преподавания интегрированные уроки.

Интегрирование материала происходит на разных уровнях.

Выделяются три уровня интеграции содержания учебного материала: внутрипредметный, межпредметный, транспредметный. 

Уровень внутрипредметной интеграции: на уроках русского языка, литературы, физическая культура, ОБЖ, физика, информатика, химия, история. Например, понятие «Государство» в ходе изучения истории встречается во всех классах, происходит наращивание знаний за счет усложнения материала. Характерным является спиральная структура, подразумевающая под собой, что форма уроков состоит в том, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с данной проблемой знаний.

В нашей практике широко применяется уровень межпредметной интеграции: математика – химия, математика – физика, информатика – ИЗО, музыка – ИЗО, информатика – математика, биология – физика,  физическая культура – физика, литература – русский язык, история – обществознание, английский язык – история, химия – география, ИЗО – история  и т.д. Например, тема «Лексика, ограниченная в употреблении» рассматривается на анализе текстов художественной литературы, изучаемых в данном классе, для урока по лексике было выбрано произведение «Отцы и дети» И.С. Тургенева, текст позволяет найти историзмы, архаизмы, неологизмы, определить их роль в тексте, расширить словарный запас, связать с исторической обстановкой, понять развитие слова во времени.

На интегрированном уроке в 5 классе ИЗО – история по теме «Возникновение искусства и религиозных верований. Древние образы в народном искусстве». Темы для интеграции были выбраны, так как взаимно дополняют друг друга, дают более полную картину изучаемого материала, позволяют развивать навыки сравнения, анализа, дают возможность  на творческом уровне  организовать практическую работу для закрепления материала. Значение искусства в развитии общества проходит красной нитью через весь урок от древнейшего человека к народному искусству. Предметом интеграции было изображение животных и человека, которые превращались в образы, объясняющие как устроен мир: от сцены с раненым бизоном и охотником до условных знаков на предметах быта, от древней могилы с остатками керамики до орнаментов и символов – обрядов.

Интеграция двух предметов показала детям как из таинственного и непонятного рождается вера в добрые и злые силы природы  и как при помощи искусства человек пытается с одними дружить, а от других защищаться. Итогом урока стало создание в символической форме реального образа птицы: символа света и солнца. Транспредметный уровень наиболее часто применяется во внеурочной работе по предмету: предметные недели (естественно-математических наук, гуманитарных наук, неделя искусства и др.), творческие и исследовательские проекты («Прокуратура дает добро», «Символы региона», сочинения на героико-патриотическую тему «Героями не рождаются», «О войне написано не всё», «Мы победили в той войне»,   исследовательские проекты 8 кл. и т.д.). При проведении  кружковых занятий применяется материал разных учебных дисциплин, например: на занятиях кружка «Основы духовно-нравственной культуры народов России» используются знания, полученные на уроках ИЗО, музыки, истории, литературы.

В организации и проведении интегрированных занятий  важно учитывать следующие факторы:

а) систематичность проведения;

б) заинтересованность учителя в организации уроков данного типа;

в) использование технического оборудования, современных средств обучения;

г) обсуждение с детьми темы, целей и результатов данного занятия.

Процесс интеграции требует выполнения определённых условий: объекты исследования совпадают, либо достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Однако не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока. 

Положительный  результат  интегрированных уроках может заключаться в следующем:

1. В повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий.

2. В изменении уровня интеллектуальной деятельности.

3. В эмоциональном развитии учащихся.

4. В росте познавательного интереса учащихся.

5. Во включении учащихся в творческую деятельность.

К отрицательным сторонам можно отнести:

1. Увеличение плотности урока, отсутствие детализации;

2. Большие временные затраты при подготовке к уроку;

3. Отсутствие параллелизма тем в рабочих программах разных предметов для одного года обучения, что приводит к сокращению возможности интеграции.

Перечислив положительные и отрицательные аспекты интегрированного обучения можно сделать вывод: интеграции в обучении — это способ формирования личности, которая целостно воспринимает мир.

Для преодоления отрицательных аспектов необходимо сотрудничество педагогов и работа в системе, разнообразие форм, создание копилки интегрированных уроков для сокращения временных затрат на подготовку. Педагогам  необходимо изучить возможности интеграции тем в рамках существующих программ и предметов, чтобы   выстроить  систему интегрированных уроков с учетом  тематического  планирования других предметов, современных средств обучения и  возможностей  педагогического потенциала школы.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь