Дополнительная общеразвивающая программа «ИЗО и художественный труд»

Дата публикации: 2020-12-12 13:12:04
Статью разместил(а):
Левашова Елена Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа «ИЗО и художественный труд»

Автор: Левашова Елена Викторовна

МБОУ «Гимназия № 1», г. Усолье-Сибирское

 

Направленность: художественная.

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст учащихся: 7-11 лет.

Срок реализации: 4 года.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «ИЗО и художественный труд» является программой художественной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству: авторской программы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская (УМК «Школа 2100) «Изобразительное искусство и художественный труд 1 – 9 классы» (под руководством и редакцией Б.М.Неменского). М., «Просвещение», 2017. - 141с. и других типовых программ по изобразительному искусству.

Дополнительная общеразвивающая программа «ИЗО и художественный труд» обусловлена расширением возможностей учащихся 7-11 лет реализовать свои творческие способности в изобразительно-декоративно-прикладном искусстве в дальнейшем, продолжив обучение в выбранном направлении (мастерской, в художественной школе и др.), а также сделать сознательный профессиональный выбор.

Актуальность программы.

В современном обществе оценка культурных ценностей претерпевает существенные изменения. Такая тенденция в развитии духовной культуры обедняет личность каждого человека, снижает его эстетический и художественный потенциал, замыкает интересы только на узком круге вещей, потребностей и желаний. Художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое систематически на всех этапах развития личности, позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в дальнейшем - оптимальными средствами формировать личность учащихся.

Творческая деятельность школьников, во время которой происходит передача эмоционально-ценностных отношений, тесно связана с гуманизацией образования.

В этом контексте гуманизация рассматривается как поворот школы к ребенку, уважение его личности, его достоинства. Принятие его личных интересов, запросов, целей, т.е. создание максимальных благоприятных условий для раскрытия его способностей, для его самоопределения. С этой целью в МБОУ «Гимназия №1» создан кружок «Радуга», который работает по программе дополнительного образования «ИЗО и художественный труд»

Дополнительная общеразвивающая программа «ИЗО и художественный труд» акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с воспитанниками.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, предлагает комплекс различных видов изобразительной деятельности (изобразительное искусство, аппликация, конструирование из бумаги), что способствует развитию разных граней детского творчества.

Классификация программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «ИЗО и художественный труд» предполагает освоение практических навыков, по функциональному предназначению – познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Основная цель программы: развитие гармоничной творческой личности через формирование эстетического отношения к окружающему миру.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • приобщить детей к эстетическому восприятию «прекрасного» в окружающем мире; к истокам русской культуры, национальным традициям
  • изучить произведения искусства других стран
  • развить художественно-образное мышление как основу формирования творческой личности
  • развить интерес и любви к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, как средству выражения своих чувств и замыслов;
  • воспитать деятельную, уверенную в себе личность через процесс творческой самореализации; чувство доброты, высоких нравственных качеств, способности сопереживать.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Приоритетная цель художественного образования – духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
  • Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
  • В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры» Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
  • Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.
  • Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
  • Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека. Способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
  • Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в действительной форме, в форме личного творческого опыта.
  • Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий.

Срок освоения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

 Уровень освоения: ознакомительный. Форма обучения – очная. Занятия проводятся по 40 минут, перерыв 10 минут.

1 год обучения-7-8 лет (2 часа в неделю)

2 год обучения- 8-9 лет (2 часа в неделю)

  • год обучения 9-10 лет (2 часа в неделю)
  • год обучения -10-11 лет (2 часа в неделю)

Отличительные особенности данной общеразвивающей программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов творческой работы, при которой в процессе усвоения законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Формирование эстетического отношения к окружающему миру через развитие гармоничной творческой личности. Критерием оценки обучающегося является - не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, овладеть всеми секретами изобразительного искусства.

Отслеживание результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки творческих работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей; участие в выставках. Основными показателями оценки являются: оригинальность, способность в овладении материалом в творческой работе, аккуратность, точность в передаче замысла.

Одним из способов увлечь детей в коллективе - является участие в конкурсах - как школьных, так и более высокого уровня. Подготовка и участие в них, а затем итоговая оценка работ самими детьми и педагогами, жюри и зрителями, являются мощным стимулом в дальнейшей деятельности и повышают самооценку детей.

В программе планируется взаимодействие с другими творческими объединениями (ИЗО–  студиями, театром, музыкальными студиями), что заключается во взаимном посещении занятий, совместных творческих проектах, в подготовке к конкурсам и выставкам. Поощрением воспитанников являются благодарственные письма, грамоты, дипломы, памятные подарки.

Обучающиеся первого года обучения:

Узнают:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, художник, линия,
  • названия инструментов, приспособлений.

Научатся:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

Обучающиеся второго года обучения:

Узнают:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • понимать значение терминов: композиция, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, основы графики;
  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Научатся:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, пастелью, белой и цветной бумагой;
  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • проявлять творчество в создании работ.

Обучающиеся второго-третьего года обучения:

Узнают:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • понимать значение терминов: композиция, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана основы графики;
  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Научатся:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, пастелью, белой и цветной бумагой;
  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • проявлять творчество в создании работ.

Обучающиеся четвёртого года обучения

Узнают:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
  • различные виды декоративного творчества
  • основы дизайна;
  • творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Научатся:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
  • передавать движение фигур человека и животных;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Результаты освоения программы.

После изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотокамера, видеозапись);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративный (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетельство нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Способы проверки результатов: тестирование

Формы проведения итогов: выставки, конкурсы.

 

Содержание тематического плана

1 класс- «Я вижу мир» 72ч.

Название темы

Содержание

кол. часов

I

Краски осени

18ч.

1

«Знакомство с королевой Кисточкой». Основные цвета.

Теория (1ч) Кто такой художник? Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер.

Практика (1ч) Рисунок солнца на небе.

2

2

«Что могут краски?» Смешение цветов. Летом

Теория (1ч) Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Получение первого представления о живописи. Дополнительные цвета.

Практика (1ч) Рисунок лета.

2

3

Осенние листья (Форма, цвет)

Теория (1ч). Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях. Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг). Практика (1ч) Рисунок осенних листьев.

2

4

Красивое дерево. Линии

Теория (1ч). Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Практика (1ч) Рисунок дерева

2

5

Кляксография Смешные зверята

Теория (1ч). Знакомство с кляксографией. Анималистические изображения.

Практика (1ч) Рисунок смешных зверят.

 

2

6

 Золотая осень. «Листопад» Смешение теплых цветов

Теория (1ч). Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Смешивание гуашевых красок. Картины о жизни людей.

Практика (1ч) Рисунок золотой осени

2

7

«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель

Теория (1ч). Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками.

Практика (1ч) Рисунок дождя.

2

8

Тёплая палитра. Рисунки на противопожарную тему. «Огнеборец», «Спасение на пожаре»

Теория (1ч). Тёплая палитра. Учимся рисовать огонь. Пропорции людей.

Практика (1ч) «Огнеборец», «Спасение на пожаре»

2

9

Осенний урожай

Теория (1ч). Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон) Практика (1ч) Рисунок груши (яблока).

 

II

Поёт зима - аукает

16 ч.

1

Цветы для мамы. (Рисунок ко Дню Матери)

Теория (1ч). Декоративное рисование.

Практика (1ч) Рисунок ко Дню Матери

2

2

«Красивое рядом».

Первый снег. Монотипия.

Теория (1ч). Понятие о монотипии

Практика (1ч) Рисунок зимы в технике монотипии.

2

3

«Танец снежинок». Ритм. Гуашь. Смешение цвета с белилами.

Теория (1ч). Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Практика (1ч) Рисунок узора из снежинок

2

4

Зимний лес. Характер деревьев. Изобразительные свойства гуаши

Теория (1ч). Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте. Графические иллюстрации. Практика (1ч) Рисунок зимнего леса

2

5

Зимние забавы (деревня)

Теория (1ч). Первичное представление о композиции. Демонстрация различных деревенских пейзажей под соответствующую музыку. Практика (1ч) Нарисовать зимние забавы.

2

6

Портрет Снегурочки и Деда Мороза». Контраст тёплых и холодных цветов.

Теория (1ч). Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств тёплых и холодных цветов. Практика (1ч) Рисунок Деда Мороза и Снегурочки.

2

7

Ёлочка – красавица. Впечатления о празднике. Творческая работа.

Теория (1ч). Понятие об аппликации. Получение на основе наблюдений представления о симметрии,

симметричных фигурах, и оси симметрии. Практика (1ч) Аппликация елочки.

2

8.

«Рождество- волшебный праздник»

Теория (1ч). Получение первичных знаний о рождестве. Композиция.

Практика (1ч) Рисунок на рождественскую тему. (Ангелы, ёлка)

2

III

В мире друзей

22ч.

 

1

Зимой в деревне. Холодные и тёплые цвета.

Теория (1ч). Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств холодных и тёплых цветов. Практика 1 (ч) Рисунок зимней деревни.

2

2

«Подводное царство». Гуашь. Волнистые линии, примакивание кистью

Теория (1ч). Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Первичное понятие о примакивании кистью. Практика (1ч) Рисунок красивых рыб.

2

3

Дом Бабы Яги

Теория (1ч). Понятие иллюстрирование. Знакомство с изображением дома. Практика (1ч) Рисунок избушки Бабы Яги

2

4

 

 

 

«Там чудеса, там Леший ходит «Гуашь.

Теория (1ч). Развитие представлений о живописи и некоторых её законах. Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов Практика (1ч) Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина

2

 

 

 

5

«Ещё в полях белеет снег».

Теория (1ч). Понятие о композиции. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов.

Практика (1ч) Рисунок наступающей весны.

 

6

Воин-защитник.

Теория (1ч). Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Практика (1ч) Рисунок воина-защитника.

2

7

«Чудо-букет» (коллективная работа) Поздравляем женщин

Теория (1ч). Понятие об аппликации. Получение на основе наблюдений представления о симметрии,

симметричных фигурах, и оси симметрии. Практика 1 (ч) Аппликация из цветов. (Чудо-букет)

2

8

Мамина улыбка. (С Днём 8го Марта!) Творческая работа

Теория (1ч). Понятие о портрете. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Практика (1ч) Рисунок к 8му Марта. Мамин портрет.

2

9

Ранняя весна (Капель, ручьи, лужи)

Теория (1ч). Первичное понятие о композиции. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Практика (1ч) Рисунок ранней весны.

2

10

Прилет птиц.

Теория (1ч). Анималистические изображения. Понятие о ритме. Практика (1ч) Рисунок птиц

2

11

Домики для птиц.

Теория (1ч). Получение представления о форме, размере, цвете, характере, деталях. Понятие о геометрических фигурах. Практика (1ч) Рисунок домиков для птиц.

2

IV

Утро года

16 ч.

1

Весна – красна. (Весеннее небо с облаками)

Теория (1ч). Развитие представлений о живописи и некоторых её законах. Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Практика (1ч) Рисунок весны

2

2

Полет в космос. День космонавтики (Космические корабли, Планеты, звезды)

Теория (1ч). Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Практика (1ч) Рисунок ко Дню космонавтики.

2

3

Деревья весной Тампование.

 

Теория (1ч). Понятие о ритме. Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях. Тампование. Практика (1ч) Рисунок деревьев весной

2

4

Весенние цветы. Первоцветы.

Теория (1ч). Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств тёплых и холодных цветов. Практика (1ч) Рисунок весенних цветов

2

5

Праздник Победы. Праздничный салют

 

Теория 1(ч.) Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Практика (1ч) Рисунок ко Дню Победы.

2

6

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге.

Теория (1ч) Понятие о цветочном орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Практика (1ч) Композиция в круге.

2

7

Лето, лето к нам пришло!».

Теория (1ч) Представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. Практика (1ч) Рисунок лета

2

8

Песенка лето. (Бабочки, цветы, речка, лес)

Теория (1ч) Представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. Практика (1ч) Рисунок бабочек, цветов; речки, леса

2

 

(2 год обучения) Мир искусства

Название темы

Содержание

кол.часов

I

Красочное многоцветие мира

18ч.

1

Лето красное. Многоцветие мира

Теория (1ч) Кто такой художник? Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Дополнительные цвета. Практика (1ч) Рисунок  цветочной поляны

2

2

«Есть в осени первоначальной...»

Теория (1ч) Получение первичного представления о работе с пастелью, цветными мелками, акварелью

Практика (1ч) Рисунок ранней осени.

2

3.

«Листья жёлтые» (Форма) Тоновая растяжка цвета.

Теория (1ч). Получение представления о форме, размере, цвете, характере, деталях. Знакомство с тоновой растяжкой цвета, акварель. Практика (1ч) Рисунок осенних листьев.

 

4

«Осень. Сказочный чертог». Цветовые контрасты

Теория (1ч). Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Практика (1ч) Рисунок золотой осени

2

5

Отговорила осень золотая» Линия, штрих, тон

Теория (1ч). Знакомство с цветовыми контрастами.

Практика (1ч). Рисунок поздней осени.

2

6.

Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина

Теория (1ч). Знакомство с иллюстрацией. Детство А.С.Пушкина. Обсуждение сказок поэта.

Практика (1ч) Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина

 

7

Буря. Закат. (Стихии) Цветовая тональность

Теория (1ч). Тон и цвет. Изучение их некоторых свойств. Смешивание гуашевых красок.

Практика (1ч) Рисунок пейзажа с закатом солнца.

2

8

Рисунки на противопожарную тему. «Огнеборец», «Спасение на пожаре» «Пожар в деревне»

Теория (1ч). Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств холодных и тёплых цветов. Практика 1 (ч) Рисунок. «Огнеборец», «Спасение на пожаре» «Пожар в деревне»

2

9

«Мой папа- самый лучший!»

Теория (1ч). Смешивание гуашевых красок. Практика (1 ч) Рисунок портрета папы.

2

II

Чудесные превращения

16 ч.

1

Мамин портрет (Ко Дню Матери)

Теория (1ч). Понятие о портрете. Умение всматриваться, быть наблюдательным.

Практика (1ч) Мамин портрет

2

2

Сказочная птица.

Теория (1ч). Рассказ о сказочной птице. Роль фантазии в жизни людей. Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств тёплых цветов. Практика (1ч) Рисунок сказочной птицы

2

3

Паутинки в росе.

Теория (1ч). Понятие о геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Неброская и «неожиданная» красота в природе. Практика (1ч) Рисунок узора из паучков в паутинке

2

4

Обитатели подводного царства. Холодные цвета.

Теория (1ч). Знакомство с композицией. Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств холодных цветов. Любование красотой подводного мира.

Практика (1ч) Рисунок подводного царства

2

5

Стихия- огонь. Теплые цвета. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

Теория (1ч) Упражнения на поиск свободных ассоциаций. Свойства акварели. Изучение основных свойств тёплых цветов. Практика (1ч) Рисунок огня.

2

6

Настроение в искусстве. «Радость» и «Грусть»

Теория (1ч). Передача настроения в искусстве. Первичное представление о композиции. Практика (1ч) Создание творческой работы по теме «Грусть» («Щенок под дождём») или «Радость». («Лето пришло!»)

2

7

Иллюстрации к русским народным сказкам. «По щучьему велению»

Теория (1ч). Иллюстрирование русских народных сказок. Роль фантазии в жизни людей. Смешивание гуашевых красок. Практика (1ч) Иллюстрация сказки «По щучьему велению».

2

8

Новогодняя ёлка. Портрет Снегурочки.

Теория (1ч). Рассказ о новогодних персонажах. Образ Снегурочки в сказках. Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств холодных цветов.

Практика (1ч) Портрет Снегурочки.

2

III

Изображение характера

22ч.

 

1

Добрый или злой сказочные персонажи.

Морозко, Леший,

Иван царевич - Кощей Бессмертный

Теория (1ч). Умение почувствовать и выразить характер сказочных героев. Смешивание гуашевых красок. Практика (1ч) Изображение Ивана царевича  или Кощея Бессмертного.

2

2

Образ доброй или злой сказочной героини.

Снегурочка или Снежная королева

Теория (1ч). Возможности создания добрых и злых образов, выражение своего отношения к нему. Рассказ о доброй и злой сказочной героини. Практика (1ч) Рисунок Снежной королевы.

2

3

Буран, вьюга, снегопад. (Изображение природы)

Теория (1ч). Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам. Первичное понятие о примакивании кистью. Практика (1ч) Изображение бурана, вьюги.

2

4

 

 

 

Натюрморт. Основные и дополнительные цвета.

Теория (1ч). Развитие представлений о натюрморте и некоторых законах его построения. Основные и дополнительные цвета. Практика 1 (ч) Натюрморт с яблоками.

2

 

 

 

5

Вчера был бой…»

(Танки, самолёты, корабли)

Теория (1ч). Рассказ о событиях Великой Отечественной войны. (1ч). Практика 1 (ч) Композиция на тему Великой Отечественной войны. (Сцена боя)

2

6

Воин-защитник.

(Рисунок ко Дню Защитника)

Теория (1ч). Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, например, смелый воин-защитник или агрессор.

Практика (1ч) Изображение воина-защитника.

2

7

Корзина цветов (коллективная работа) Поздравляем женщин

Теория (1ч). Понятие об аппликации. Получение на основе наблюдений представления о симметрии,

симметричных фигурах, и оси симметрии. Украшение корзинки. Практика (1ч) Аппликация к 8му Марта. Вырезание цветов для корзинки. (Коллективная работа)

2

8

«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели

Теория (1ч). Изобразительные свойства акварели. Практика (1ч) Рисунок весенних цветов.

2

9

Мамин портрет.

(С Днём 8го Марта!)

Теория (1ч). Понятие о портрете. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Практика (1ч) Рисунок к 8му Марта. Мамин портрет.

2

10

«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении.

Теория (1ч) Представление о пейзаже и композиции. Демонстрация весенних пейзажей под соответствующую музыку. Практика 1 (ч) Композиция на тему: «В весеннем саду». (С фигурами в движении)

2

11

Весна пришла. Образ весны.

(Лужи, капель, сосульки, ручьи)

Теория (1ч). Образ весны в стихах и прозе поэтов и прозаиков. Практика (1ч) Создание образа весны в красках.

2

IV

Средство выражения искусства

16 ч.

1

Ясный весенний день. Весенний вечер. Тёплые и холодные цвета.

Теория (1ч). Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Развитие представлений о живописи и некоторых её законах. Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Практика (1ч) Пейзаж на тему «Ясный весенний день» или «Весенний вечер».

2

2

Космическое пространство. Тихие и звонкие цвета.

Теория (1ч). Основы работы гуашевыми красками. Смешивание различных цветов с чёрной, серой, белой красками – получение мрачных и нежных оттенков. Практика (1ч) Изображение космического пространства.

2

3

День космонавтики

Теория (1ч). Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Практика (1ч) Рисунок ко Дню космонавтики.

2

4

«Журчат ручьи». Ритм линий. Монотипия.

Теория (1ч). Понятие о ритме. Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях. Эмоциональное звучание линии. Рассказ о весенних ручьях, задумчивых, тихих и стремительных. Практика (1ч) Весенний пейзаж.

2

5

Пропорции выражают характер

Праздник Победы

Теория (1ч.) Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Рассказы, посвященные Дню Победы. Практика (1ч) Рисунок с Днём Победы.

2

6

Праздничный салют

Теория (1ч) Рассказы, посвященные Дню Победы. Практика (1ч) Рисунок праздничного салюта

2

7

Ритм пятен как средство выражения

Полет птиц.

Теория (1ч) Элементарные знания о композиции. От изменения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция. (Быстрый, медленный, тяжёлый, легкий полёт). Практика (1ч) Рисунок летящих птиц.

2

8

Скоро лето. Линия, пятно, цвет, пропорции – средства выражения.

Теория (1ч) Представление о пейзаже. Лето – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Практика (1ч) Рисунок лета.

2

 

(3 год обучения) Азбука рисования 72ч.

Название темы

Содержание

кол.часов

I

В осеннем саду

18ч.

1

Прощаемся с летом

Теория (1ч) Беседа. Как я провёл лето? Где побывал? Что узнал нового? Чему научился? Мазки и тычки кисти.

Практика (1ч) Рисунок лета.

2

2

Красота букетов из Жостово.

Теория (1ч) Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная, детская или взрослая). Практика (1ч) Эскиз цветов жостовской росписи.

2

3

«Листья и веточки». Рисование с натуры.

Теория (1ч). Получение представления о форме, размере, цвете, характере, деталях. Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях. Практика (1ч) Рисунок осенних веточек.

2

4

«В осеннем саду»

Теория (1ч). Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Практика (1ч) Создание пейзажа «В осеннем саду»

2

5

Пейзаж. Перспектива в пейзаже.

Теория Представление о пейзаже и перспективе. Демонстрация осенних пейзажей под соответствующую музыку. (1ч). Практика (1ч) Осенний пейзаж.

 

2

6

Осенний колорит. Яркие краски осени.

Теория (1ч). Понятие о колорите. Тёплые и холодные цвета. Смешивание гуашевых красок.

Практика (1ч) Рисунок золотой осени

2

7

Рисунки на противопожарную тему: «Герой пожарный», «Спасение на пожаре» «Пожар в деревне»

Теория (1ч). Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств холодных и тёплых цветов. Практика 1 (ч) Рисунки на противопожарную тему. «Огнеборец», «Спасение на пожаре» «Пожар в деревне»

2

8

Иллюстрации сказок

Теория (1ч). Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Практика 1 (ч) Иллюстрация к сказке.

2

9

Иллюстрирование русских народных потешек. (Кота)

Теория (1ч). Потешки. Иллюстрация русских народных потешек. Художники детской книги. Практика (1ч) Создание образа кота в русских народных потешках.

 

II

Волшебница зима

16 ч.

1

Мамин портрет (Ко Дню Матери)

Теория (1ч). Понятие о портрете. Умение всматриваться, быть наблюдательным.

Практика (1ч) Мамин портрет

2

2

Деревня зимой

Теория (1ч). Знакомство с древней. Художник – архитектор придумывает дома, определяет какими им быть. Лучшие произведения архитектуры - это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.

Практика (1ч) Рисунок дома.

2

3

«В старом парке»

Теория (1ч). Архитектура садов и парков. Художник – архитектор придумывает парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Практика (1ч) Изображение парка. (часть)

2

4

Зимние забавы.

Теория (1ч). Знакомство с композицией. Беседа о зимних забавах. Смешивание гуашевых красок. Практика (1ч) Создание композиции на тему «Зимние забавы».

2

5

Зимний пейзаж. Монотипия

Теория (1ч). Представление о пейзаже. Демонстрация зимних пейзажей под соответствующую музыку. Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте. Графические иллюстрации. Практика (1ч) Рисунок зимнего пейзажа

2

6

Дед Мороз и Снегурочка

Теория (1ч). Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств тёплых и холодных цветов. Практика (1ч) Рисунок Деда Мороза и Снегурочки.

2

7

Символ Нового года

Теория (1ч). Беседа о символе Нового года.

Практика (1ч). Рисунок символа Нового года

2

8

«Рождество – это тоже волшебство»

Теория (1ч). Создание библейских образов: ангелов, Марии с младенцем, пастухов. Практика (1ч) Нарисовать рисунок на рождественскую тему.

 

III

Русские праздники

22ч.

1

Крещенский сочельник

Теория (1ч). Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Православные отмечают его 19 января. Люди в честь праздника крещения окунаются в прорубь, не обращая внимания на сильные морозы. Считается, что вода в этот день очищает и позволяет быть ближе к Богу. Практика (1ч) Рисунок

2

2

Путешествие в мир сказок

Теория (1ч). Многообразие сказочного мира

Образы сказочных героев. Практика (1ч) Создание сказочных образов.

2

3

Народные гуляния

Теория (1ч). Русские праздники всегда были яркими, зрелищными и многолюдными. Испокон веков на Руси умели праздновать. Массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров. Практика 1 (ч) Рисунок народного гуляния.

2

4

 

 

 

Праздник в городе

Теория (1ч). Роль художника в создании праздничного облика в городе. Элементы праздничного украшения: декоративно-праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги. Практика (1ч) Рисунок украшения или иллюминации к празднику.

2

 

 

 

5

«Февраль, достать чернил и плакать»

Теория (1ч). Февраль – предшественник марта. Предчувствие весны. Как изображали февраль художники, какие стихи посвятили февралю поэты. Практика (1ч) Пейзаж на тему «Февраль»

2

6

Воин-защитник.

(Рисунок ко Дню Защитника)

Теория (1ч). Беседа о защитниках Родины.

Практика (1ч) Изображение воина-защитника.

2

7

Масленица пришла

(Блины, солнце, сжигание чучела)

Теория (1ч). Масленица - народный праздник, обычаи, традиции. Смешивание основных цветов. Практика (1ч). Композиция на тему «Масленица»

2

8

Веселый хоровод

(коллективная работа) Поздравляем  женщин

Теория (1ч). Основы композиции. Смешивание цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Практика (1ч) Композиция на тему «Веселый хоровод».

2

9

Весна пришла

(Лужи, капель, сосульки, ручьи)

Теория (1ч). Представление о пейзаже и композиции. Демонстрация весенних пейзажей под соответствующую музыку. Развитие представлений о живописи и некоторых её законах. Практика (1ч) Весенний пейзаж

2

10

Светлая Пасха

Теория (1ч). Светлое Христово Воскресение — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою Христовой, то есть Днем, в который совершилось перерождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Практика (1ч) Рисунок на пасхальную тему

 

11

Образ весны. Красная горка

Теория (1ч). Образ весны в стихах и прозе поэтов и прозаиков. Практика (1ч) Создание образа весны в красках.

2

IV

Жанры искусства

16 ч.

1

«Март» Левитан  Пейзаж

Теория (1ч). Ознакомление с пейзажем. Картины Левитана —сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, — тихая, милая, скромная. русская природа. Практика (1ч) Рисунок ранней весны.

2

2

Космические миры

Теория (1ч). Космические миры. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Практика (1ч) Рисунок ко Дню космонавтики.

2

3

Весенний пейзаж. Монотипия

Теория (1ч). Пейзаж. Чистое голубое небо и синие тени деревьев. Смотрим знаменитые пейзажи А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Гога, К.Коро. Практика (1ч) Весенний пейзаж. «Апрель, апрель, звенит капель»

2

4

Портрет бойца ко Дню Победы

Теория (1ч). Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств тёплых и холодных цветов. Практика (1ч) Портрет бойца ко Дню Победы.

2

5

Праздничный салют. (Исторический жанр)

Теория 1(ч.) Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Практика (1ч) Рисунок, посвящённый Дню Победы.Салют.

2

6

Яблони цветут

 

Теория (1ч) Май - апофеоз весны. Призывно щебечут пернатые. В березняках новорожденная тень и легкая прохлада. На влажных лугах - шикарное разноцветье. Практика (1ч). Рисунок цветущих яблонь. Весёлый май.

2

8

Здравствуй, лето!

Теория (1ч) Деревья пышно убраны в яркие зеленые одежды. Под ними всюду густо растет трава, усеянная цветастыми огоньками летних цветов – маков, колокольчиков, клевера, пижмы, ромашки, ноготков…А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки. Практика 1 (ч) Рисунок лета.

2

 

(4 год обучения) Как быть художником

Название темы

Содержание

 

кол.

часов

I

Родного неба милый свет

18ч.

1

Летний пейзаж. Впечатление о лете.

Теория (1ч) Красота природы в произведениях русской живописи. Характерные черты, красота родного пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня. Красота разных времён года. Земля – это не только природа, земля сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Практика (1ч) Летний пейзаж.

2

2

Деревья осенью. Воздушная перспектива.

Теория (1ч) Разнообразие природной среды среднерусской полосы. Роль искусства в понимании красоты природы. Разнообразие пейзажных сюжетов. Практика (1ч) Осенний пейзаж.

2

3

«Деревня моя, деревянная дальняя». Красота и мудрость русской избы

Теория (1ч). Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль дерева.

Образ традиционного русского дома – избы. Украшение избы и их значение. Практика (1ч) Изображение русской избы (деревни)

2

4

«Унылая пора! Очей очарованье!»

Теория (1ч). Восхищение красотой и точностью описания увядающей природы, навевает грустные мысли о прощании с роскошью природы. Практика (1ч) Рисунок поздней осени.

2

5

Небо в искусстве. Использование цвета в живописи

Теория (1ч) Небо на картинах выглядит необычайно разнообразно, ведь трудно найти что-то более переменчивое. Небеса могут быть нежно-розовыми, бесконечно-синими, беспросветно-серыми или мрачно-грозовыми. С их помощью можно передать любые эмоции. Цвет в живописи. Смешивание гуашевых красок.

Практика (1ч) Небо с облаками.

2

6

Отражение в воде. Монотипия.

Теория (1ч). Рисуя воду необходимо остановиться и понаблюдать. Вы обнаружите, что начнете видеть в воде то, что там есть на самом деле, а не только то, что вы думали увидеть: вода не всегда синяя. Понятие о монотипии. Смешивание гуашевых красок.

Практика (1ч) Пейзаж с отражением в воде в технике монотипии.

2

7

Осенний листопад.

Теория (1ч). Листья спокойно кружат в воздухе, как - будто сходятся в осеннем вальсе, празднуют последние теплые осенние деньки. Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Практика (1ч) Осенний листопад. Графика.

2

8

«У лукоморья дуб зелёный»

Теория (1ч). В сказках всегда побеждает добро и торжествует справедливость, можно встретиться с удивительными сказочными героями, с чудесами и волшебством! Развитие композиционных навыков. Практика (1ч) Композиция на тему: «Сказки Пушкина»

2

9

Рисунки на противопожарную тему: «Спасая жизни»

Теория (1ч). Работа пожарных сложная и опасная. Стать пожарным может только отважный и смелый человек. Человек, который жертвует своей жизнью ради спасения других людей. Развитие композиционных навыков. Практика (1ч) Композиция на противопожарную тему: «Спасая жизни»

 

II

В ожидании чуда

16 ч.

1

«Мама -первое слово» (Ко Дню Матери)

Теория (1ч). Воспевание материнства – матери, дающей жизнь. Произведения искусства на эту тему. Понятие о портрете. Практика 1 (ч) Портрет мамы (Рисунок ко Дню Матери)

2

2

«Зимняя картина». Монотипия

Теория (1ч). Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.

Практика (1ч) Изображение зимнего пейзажа

2

3

«Белая берёза». Примакивание.

Теория (1ч). Зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище. Образ берёзы - образ родины, матери и возлюбленной — всё самое светлое, чем живет человек в этом мире. Берёза - символ русской природы и женской красоты. (1ч) Изображение берёзы зимой.

2

4

Зимние забавы. Пропорции.

Теория (1ч). Зима открывает множество новых игр и забав для детей всех возрастов. Коньки, санки, лыжи, да и просто катание. Практика (1ч). Композиция на тему: «Зимние забавы»

2

5

«Новогодние чудеса»

Теория (1ч). Новый год– это самый любимый праздник большинства взрослых и детей, ведь в ночь с 31 декабря на 1 января, случаются самые настоящие чудеса! Практика 1 (ч) Композиция на тему. «Новогодние чудеса»

2

6

«Символ года»

Теория (1ч). Нас ждет необычный, яркий и стремительный год. Практика 1 (ч)Рисунок символа года.

 

7

Новогодняя ёлка

Теория (1ч). Подготовка к празднику начинается заранее, и к концу декабря уже вовсю сверкают огнями улицы городов, а в каждом доме стоит наряженная ёлка. Практика (1ч) Композиция на тему. «Новогодняя ёлка»

2

8

Композиция «Таинственный мир Рождества»

Теория (1ч). Таинственный мир Рождества. Смешивание гуашевых красок. Практика (1ч) Композиция на рождественскую тему.

2

III

Искусство народов

22ч.

 

1

Страна восходящего солнца.

Теория (1ч). Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. Цветение сакуры. Практика (1ч) Изображение природы через детали

(Цветок с бабочкой, бамбуковая роща, птичка на ветке)

2

2

Искусство Монголии

Теория (1ч). Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его вязь с разнотравным ковром степи. Практика (1ч) Изображение жизни в степи.

2

3

Художественная культура Средней Азии

Теория (1ч). Города в пустыни. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины. Присутствие крепостных стен. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход – портал. Минареты. Купольные сооружения – мавзолеи. Облицовка стен лазурными узорчатыми изразцами. Шумный пёстрый восточный базар – самое многолюдное место. Площадь окружают лавки ремесленников, создающих серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, ткани, яркие ковры, украшенное оружие. Практика (1ч) Работа над образом древнего среднеазиатского города. (аппликация)

2

4

 

 

 

Зимние забавы в России. Движение в композиции.

Теория (1ч). Первичное представление о композиции. Понятие о ритме. Смешивание гуашевых красок. Практика (1ч) Нарисовать зимние забавы.

2

 

 

 

5

Древнегреческие праздники.

Теория (1ч). Особое значение искусству Древней Греции. Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Красота построения человеческого тела, воспетого греками. Древнегреческая скульптура. Восхищение гармоничным человеком. Практика (1ч) Образ древнегреческого человека (фигура в движении).

2

6

Образ русского человека

Портрет богатыря

Теория (1ч). Образ русского человека воспет и во многом сохранён для нас в произведениях художников. Образ мужчины неотделим от его труда. В нём соединены представления о единстве могучей силы и доброты – «добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Образ такого человека – во многих произведениях искусства, посвященных нашей истории.

Практика (1ч) Портрет богатыря

2

7

Народные гуляния. (Масленица)

Теория (1ч). Масленица - народный праздник, обычаи, традиции. Представление о композиции. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Практика (1ч) Композиция на тему «Масленица»

2

8

Образ русской красавицы (С Днём 8го Марта!)

Теория (1ч). «Русская красавица» - сложившееся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица. А главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины в произведениях отечественных художников. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. В образе женщины и в её праздничном костюме присутствует способность людей мечтать, стремление выразить надежду на прекрасную жизнь, желание сберечь, сохранить счастье. Женский праздничный костюм концентрирует в себе народные представления об устройстве мира. Практика (1ч) Образ русской красавицы

2

9

«Мне сегодня приснилась весна»

(Лужи, капель, сосульки, ручьи)

Теория (1ч). Образ весны в стихах и прозе поэтов и прозаиков. Понятие о ритме. Практика (1ч) Создание образа весны в красках.

2

10

Готическая архитектура средневековой Европы

Теория (1ч). Получение представления о форме, размере, цвете, характере, деталях. Понятие о геометрических фигурах. Практика (1ч)

2

11

Прилет птиц.

Теория (1ч). Анималистические изображения. Понятие о ритме. Практика (1ч) Рисунок птиц

 

IV

В мире искусства

16 ч.

1

Светлая Пасха (Православная)

Теория (1ч). Беседа о Светлой Пасхе. Развитие представлений о живописи и некоторых её законах. Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Практика (1ч) Рисунки, посвящённые Светлой Пасхе

2

2

Космическое пространство.

День космонавтики

Теория (1ч). Беседа о космосе. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Практика (1ч) Рисунок ко Дню космонавтики.

2

3

Весенний пейзаж

Теория (1ч). Образ весны в стихах и прозе поэтов и прозаиков. Практика (1ч) Весенний пейзаж (Цветение)

2

4

Герои, борцы и защитники.

Теория (1ч). Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств тёплых и холодных цветов. Практика (1ч) Изображение героев, борцов и защитников.

2

5

Праздник Победы

Теория 1(ч.) Беседа о событиях Великой Отечественной войны и Великом празднике Победы. Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Практика (1ч) Рисунок ко Дню Победы.

2

6

Весёлый май

Теория (1ч). Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов

Юный месяц май, в цветенье белом,

По земле оттаявшей идет.

Зеленеют первые пригорки,

Первый гром грохочет, как салют.

 Практика (1ч) Изображение цветущей весны

2

7

Юность и надежды

Теория (1ч) Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствует мечта, надежды на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Практика (1ч) Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

2

8

Бабочки, цветы

Теория (1ч) Представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. Практика (1ч) Рисунок бабочек, цветов; речки, леса

2

9.

«Опять смеется лето»

Теория (1ч) Беседа о лете. Представление о пейзаже. Практика (1ч) Рисунок лета

 

 

Оценочные материалы

Диагностическая программа по выявлению эффективности реализации программы дополнительного образования

  1. Развитие воображения
  2. Устойчивость внимания
  3. Мотивация
  4. Успешность обучения.

Развитие воображения.

Для развития воображения на занятиях ИЗО «Радуга» можно применить методику «Рисунка». В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся по следующим признакам:

  1. Скорость процессов воображения.
  2. Необычность, оригинальность образов.
  3. Богатство фантазии.
  4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
  5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рисунок оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рисунке практически отсутствует. 1 балл – получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2балла рисунок зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 минуты ребенок так и не придумал сюжет рисунка, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рисунка к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Если же ребенку удалось придумать сюжет рисунка очень быстро, в течение первых 30 сек. отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом. Если ребенок просто нарисовал то, что он где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если он нарисовал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в один балл. Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, в нарисованной ребенком композиции. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает оценку в 2балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если предметов на рисунке мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рисунке представлены детали, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету), занимающему центральное место в рисунке. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рисунка изображен схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если детализация рисунка умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рисунка прорисован достаточно подробно, со множеством разнообразных деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у зрителя. Если образы нарисованные ребенком банальны, не вызывают интерес у зрителя, то по данному признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы рисунка вызывают интерес со стороны зрителя и некоторую эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание зрителя к которым, раз возникнув, уже затем не угасло и даже усиливалось к концу, сопровождалось эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха, то впечатлительность рассказа ребенка

Оценивается по высшему баллу – 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно10, а минимальное -0.

Для того чтобы легче проанализировать и оценить картину, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице. Ее надо готовить до начала проведения обследования.

Обследовалось 200 учеников за 2020г. 

Оцениваемые параметры воображения ребенка

Оценка этих параметров в баллах

1.     Скорость процессов воображения.

35

135

30

2.     Необычность, оригинальность образов.

 20

 140

 40

3.     Богатство фантазии.

15

147

38

4.Глубина и проработанность (детализированность) образов.

10

140

50

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

15

125

60

 Оценки фантазии ребенка в баллах отмечаются в нужной графе этой таблицы крестиком.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов -  высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

1 балл - очень низкий

Из 200 обучающихся:

10 баллов:

Скорость процессов воображения – у 30 детей.

Необычность, оригинальность образов – у 40 детей.

Богатство фантазии -  у 38 детей.

Глубина и проработанность (детализированность) образов – у 50 детей.

Впечатлительность, эмоциональность образов – у 60 детей.

8-9 баллов - высокий уровень.

Скорость процессов воображения – у 135 детей.

Необычность, оригинальность образов – у 140 детей.

Богатство фантазии -  у 147 детей.

Глубина и проработанность (детализированность) образов – у 140 детей.

Впечатлительность, эмоциональность образов у 125 детей.

4-7 баллов – средний уровень.

Скорость процессов воображения – у 35 детей.

Необычность, оригинальность образов – у   20 детей.

Богатство фантазии -  у 15 детей.

Глубина и проработанность (детализированность) образов – у 10 детей.

Впечатлительность, эмоциональность образов - у 15 детей.

2-3 балла – низкий - нет.

1 балл - очень низкий – нет.

Таким образом, у обучающихся, занимающихся в кружке выявлен высокий уровень перечисленных выше психологических процессов.

Устойчивость внимания.

В качестве основного методического, стимульного материала для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания младших школьников выбраны кольца Ландольта, и это сделано потому, что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разного возраста, получая сравнимые и преемственные показатели.

Детям раздаются листы с изображениями колец Ландольта. Справа на этом листе должны указываться фамилия, имя ребенка, его возраст, класс, а также дата проведения обследования.

Инструкция к применению колец Ландольта:

«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата добился ты в соревновании с ними.

Внимательно рассмотри кольца по рядам, найди среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, твоя задача - зачеркнуть их.  На всю работу отводится 5 минут. Через каждую минуту я буду произносить слово «черта», в этот момент ты должен будешь поставить черту. После команды «стоп» работа прекращается, ты ставишь двойную вертикальную черту, в том месте, где застала тебя команда. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

При обработке результатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все 5 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент; а также подсчитывается количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все 5 минут.

По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.

Оценка распределения внимания.

В данном случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах (сверху и слева), причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания. (Эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость.)

Оценка переключения внимания.

«В течение первой минуты вы должны будете находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты – кольца другого типа (с иной ориентацией места разрыва и.т.д. в течение всех 5 минут»

Определение объема внимания.

Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Средний объем внимания у 5-8 летних детей – 5-6 единиц. У 9-11 летних -3-7 единицы (как у взрослых).

10 баллов - объем внимания, равный 6 ед. и выше.

8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 ед.

4-7 балла - объем внимания, равный 2-3 ед.

0-3 балла - объем внимания, меньше 2 ед.

Дети, получившие 10 баллов, считаются по уровню внимания превосходящими своих сверстников.

Дети, получившие 8-9 баллов, обладают вниманием несколько ниже нормы.

Дети, получившие 4-7 баллов, обладают недостаточно высоким вниманием.

Дети, получившие 0-3 балла, слишком низким вниманием.

Из 200 исследуемых:

50 детей, получили 10 баллов, они считаются по уровню внимания превосходящими своих сверстников.

130 детей, получили 8-9 баллов, обладают вниманием чуть ниже нормы.

15 - детей, получили 4-7 баллов, обладают недостаточно высоким вниманием.

5 детей, получили 0-3 балла, обладают слишком низким вниманием.

Вывод: 50 детей обладают высоким уровнем внимания, 130 детей обладают вниманием немного ниже нормы.

Методика изучения учебной мотивации обучающихся начальных классов.

Для оценки уровня учебной мотивации на уроках ИЗО применяется модификационная методика Н.Г.Лускановой для обучающихся начальных классов. Методика состоит из 10 вопросов, которые оцениваются от 0-3.

0 – отрицательный ответ

1 – нейтральный ответ

3 – положительный ответ

25-30 баллов характеризуются высоким уровнем учебной мотивации.

20-24 балла характерны для среднего уровня учебной мотивации.

15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию.

10-14 баллов характеризуются низкой учебной мотивацией.

10 баллов говорят о негативном отношении к рисованию.

Опрошено 200 обучающихся в 2020г.

25-30 баллов высокий уровнь учебной мотивации – у 60 учеников.

20-24 балла средний уровень учебной мотивации - у 130 учеников

15-19 баллов внешняя мотивация – у 10 учеников

10-14 баллов низкой учебная мотивация – не выявлена

10 баллов негативное отношение к рисованию – не выявлено

Таким образом, у обучающихся в кружке выявлен средний и высокий уровни мотивации.

 

Условия реализации программы

Помещения.

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи.

Оборудование.

В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.)

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов).

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.

Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:

1. Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).

2. Предметы декоративно-прикладного искусства (сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

3. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).

4. Муляжи (фрукты, овощи).

5. Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).

 

Список литературы:

1. Асеева В.В. Изобразительное искусство.4класс. Поурочные планы по учебнику Е.И.Короптеевой (под редакцией Неменского Б.М.) «Искусство и ты». / – Волгоград: ИТД «Корифей», 2017г.

2. Александрова А.Г.,Капустина Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе:система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Неменского Б.М./– Волгоград: Учитель, 2017г.

3. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры (пособие для учителя), Москва, «Просвещение»,2018г.

4. С.Б. Дроздова. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. Волгоград «Учитель».

5. Е.И.Коротеева Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник/ Под редакцией Н.Б.Неменского – М.: «Просвещение», 2018.

6. Е.И.Коротеева Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник/ Под редакцией Н.Б.Неменского – М.: «Просвещение», 2017.

7. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., ШпикаловаТ.Я Изобразительное искусство в 1-4 классах (пособие для учителя), Москва, «Просвещение», 2016 г.

8. Кузин В.С 8. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. 1 класс, Искусство и ты: Учебник для 1 класса 4-летней нач. школы /Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019г.

9. Кузин В.С. Наброски и зарисовки (пособие для учителя), Москва, «Просвещение», 2017г.

10. Неменский Б.М Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие / (Б.М Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Короптеева и др.) под редакцией Неменского Б.М. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018 г.