Конспект урока в 9 классе специальной коррекционной школы "Л.Н. Толстой. Бедные люди"

Дата публикации: 2021-01-19 19:01:36
Статью разместил(а):
Полякова Ольга Александровна

Конспект урока в 9 классе специальной коррекционной школы "Л.Н. Толстой. Бедные люди"

Автор: Полякова Ольга Александровна

ГОУ Ярославской области «Ярославская школа № 38»

 

Разделы: Чтение. Коррекционная педагогика.

Ключевые слова: интерактивные методы работы, дискуссия, мозговой штурм.

Категория учащихся: дети с ОВЗ (с лёгкой степенью умственной отсталости).

Тип урока: получение новых знаний, анализ художественного произведения.

Цель урока: помочь учащимся понять главный смысл рассказа и выяснить, что значит быть милосердным человеком.

Задачи:

-  выявить с помощью метода дискуссии знания и представления детей о проблеме милосердия;

- в ходе дискуссии помочь учащимся понять, что милосердие – очень важная составляющая жизни человека.

- стимулировать творческую активность с помощью метода мозгового штурма;

- обучать учащихся умению высказывать свою точку зрения, доказывать её;

- формировать у учащихся умение находить и анализировать различные пути решения проблемы;

- обучать навыкам совместного решения проблем.;

- формировать у учащихся умение уважать мнение другого.

Используемые методы на уроке: блиц-опрос, дискуссия, мозговой штурм.

Ход урока

Орг. момент.

 Учитель. Добрый день! Ребята! На прошлом уроке мы с вами прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Бедные люди». Ваше домашнее задание было прочитать рассказ еще раз и ответит на ряд вопросов.

Проверка д/з.

 Блиц-опрос

Чем занимается муж Жанны?

рыбачит

Где живёт семья?

на берегу моря

Сколько детей в семье?

пятеро

Чем в основном питается семья?

рыбой

Бедной или богатой была семья?

бедной

Какая погода описывается в рассказе?

буря

Кого пошла проведать Жанна?

больную соседку

Что случилось с соседкой?

умерла

Взяла ли Жанна детей к себе домой?

да

 

Учитель: Ребята, в рассказе «Бедные люди» Л.Н. Толстой затрагивает очень важную проблему, которая актуальна и в настоящее время. Это проблема милосердия.

Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

Главная героиня, Жанна, проявила милосердие к осиротевшим детям. Женщина взяла их в свою семью, несмотря на то что ее семья была настолько бедная, что очень часто в доме не было еды. Нужно ли быть  таким же милосердным человеком, как главная героиня рассказа? Ответить на этот вопрос можно по-разному. У каждого из нас есть свое мнение.

Формулирование темы дискуссии. Сейчас мы проведём с вами дискуссию на тему «Нужно ли быть милосердным человеком?»  Каждый из вас сможет высказать свое мнение. Но мы с вами должны придерживаться следующих правил:

Чтобы выступить, нужно поднять руку.

Не перебивать других участников.

Не повторяться.

Каждое мнение должно подкрепляться аргументом (примером).

Распределение ролей дискуссии.

В данной дискуссии ведущим является педагог.

Секретарь: учащийся (секретарю помогает формулировать основные положения учитель)

Участники: все остальные учащиеся класса

Проведение дискуссии. Каждому учащемуся выдаётся карточка, и учащийся, пользуясь ей, строит своё высказывание:

вариант высказывания

По моему мнению, 

каждый человек должен быть милосердным 

Мне кажется, что

Я не сомневаюсь, что

Почему? (приведи пример милосердного поступка, расскажи, о каких милосердных поступках ты слышал(а))

2-й вариант высказывания

Я думаю, 

быть милосердным необязательно в нашей жизни. 

Я считаю, что

Мне кажется, что

Почему? (объясни, почему ты так думаешь)

На вопрос «почему?» учащиеся отвечают с помощью учителя. Учителя задаёт наводящие вопросы учащимся в зависимости от того, какой точки зрения они придерживаются.

Примерные вопросы ведущего (учителя)

- Ребята, обратитесь еще раз к рассказу Л. Толстого и скажите, кого спасло милосердие Жанны?

- Сталкивались ли вы когда-нибудь с тем, как взрослый человек помогает знакомому или  незнакомому ребёнку?

- В чём можно помочь ребёнку?

- Видели ли вы различные рекламы о сборе денег больным детям?

- Как вы думаете, нужно ли помогать болеющим детям?

- Кто, кроме детей нуждается, в помощи? (в поддержке нуждаются беспомощные старики, у которых нет родственников, в помощи нуждаются животные, которые остались без хозяев)

- Как вы думаете, возвращается ли к нам добро, которое ы совершаем? (никто из нас не застрахован от несчастного случая (от потери жилья, потери близких, потери здоровья) добро, которое ты совершаешь,  обязательно к тебе возвращается)

- Обязательно ли нужны для совершения милосердных поступков деньги?

- Какие милосердные поступки можно совершить, не имея денег?

- Может ли человек, совершив, милосердный поступок, сам что-то потерять?

- Улучшается или ухудшается настроение, когда совершишь милосердный поступок?

- Могут ли появиться у человека, совершившего милосердный поступок, новые друзья?

- Бывают ли такие случаи,  когда совершать милосердный поступок опасно для собственной жизни?

Подведение итогов дискуссии.

Учитель: Таким образом, в нашей дискуссии на поднятую проблему о милосердии образовались 2 точки зрения: 1-я – милосердным быть должен каждый человек, 2-я – милосердным человеком быть необязательно, лучше всё сначала обдумать, прежде чем совершить милосердный поступок.

Уважаемые учащиеся, каждое ваше мнение очень ценно.  Сегодня я призываю вас быть милосердными людьми. Ваша доброта, отзывчивость сделает мир еще добрее, красивее. Теплота вашего сердца обязательно к вам вернется вдвойне. Читаешь рассказ Л.Н. Толстого «Бедные люди», а на душе горько, сердце сжимается от боли, когда читаешь моменты о нищете рыбачьей семьи, о гибели соседки. Но в конце рассказа чувствуешь теплоту и радость. Почему? А все потому, что все вокруг обогрело сердце Жанны , сердце очень доброе, очень отзывчивое.

Учитель. Ребята, только ли Жанна в рассказе милосердна? Кого еще можно назвать милосердным человеком? (кончено, это её муж). Перечитаем слова мужа Жанны:

— Ну, дела! — проговорил он, почесывая в затылке. — Ну, да что станешь делать! Придется взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся! Ступай же скорей!

Учитель. Ребята, подумайте, как по-другому он мог отреагировать. Предложите, как можно больше вариантов.

Как мог по-другому отреагировать муж Жанны на ее поступок:

-  отругал жену за то, что она  привела жить соседских детей, хотя самим есть нечего;

- ушел сам из дому;

- велел отвести детей обратно в свой домой;

- велел жене сдать детей в детский дом;

- сказал жене, что кормить соседских детей на будет сама, потому что своим есть нечего;

Учитель. Скажите, ребята, какие из перечисленных вами поступков нельзя назвать милосердными. Почему вы так думаете?

Мозговой штурм.

Учитель. Сейчас я предлагаю поиграть с вами в следующую игру.

Проблема. Представьте такую ситуацию: вы замечаете, что около вашего дома ежедневно гуляет собака, которая скулит, воет, и вы понимаете, что она, скорее всего потерялась (замерзла и хочет есть). Предложите различные  варианты, как можно в данной ситуации поступить.

Правила проведения мозгового штурма.

Я предлагаю вам разделиться на три группы. Каждая из групп обсуждает все возможные варианты и записывает на отдельный листочек.

Памятка.

Не перебивать выступающих.

Не комментировать ответы, пока не выступят все группы.

Выдвигаемые идеи должны быть краткими и понятными.

Каждая группа выдвигает как можно больше идей.

Возможные варианты, которые предложат учащиеся.   

Подать объявление о находке.

Прочитать различные объявления о пропаже. Может быть, хозяин сам написал объявление.

Сообщить специальной организации, которая занимается приютом беспризорных животных.

Взять животное к себе домой.

Поговорить с друзьями, родственниками, может, кто-то согласился бы приютить.

Каждый день подкармливать собаку.

Не обращать внимания.

Оценка идей. Примеры

+

-

Подать объявление о находке

Хозяин может прочитать объявление, и тогда собака будет возвращена.

Хозяин может и не прочитать

В настоящее время очень много источников информации. Каким в большей степени пользуется хозяин пропавшей собаки мы не знаем (и пользуется ли вообще)

Взять животное к себе домой

У собаки появится новый дом и новый хозяин.

Мама может не одобрить решение.

Собака может заскучать по прежнему дому.

За собакой придется ухаживать.

 

Выбор лучшей идеи

Учитель. Уважаемые учащиеся, предлагаю вам проголосовать за ту идею, которая, наш ваш взгляд, самая лучшая. Голосование осуществляется путём поднятой руки.

Подведение итога урока.

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, на какую тему мы сегодня рассуждали? Какое художественное произведение привело нас к этому разговору? Напишите, пожалуйста, в тетрадь по три слова, которые ассоциируются у вас со словом милосердие.

Рефлексия. Каждому из вас я даю по три прямоугольника (красный, жёлтый и зелёный). Если вы считаете, что каждый человек должен быть милосерден, то обведите и выстригите свою ладонь на зелёном прямоугольнике, если вы не определились для себя – на жёлтом, а если считаете, что милосердным быть не нужно – на красном.

Дети прикрепляют свои ладони (красные, жёлтые или зелёные) в соответствующие круги, нарисованные на доске.