Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку
Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку
(план-конспект элективного занятия)
Автор: Лебедева Людмила Болеславовна
Цель: систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом.
Задачи:
- Предметные: совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, навыков выразительного чтения текста и его пересказа.
- Метапредметные: развитие эмоциональной, познавательной сфер, формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге; обогащение словарного запаса.
- Личностные: воспитание чувства ответственности по отношению к слову.
Оборудование: мультимедийное оборудование и электронная презентация, тексты, фотографии.
«То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем,- бесконечно».
П. Лаплас
Ход занятия
I. Мотивация к УД. Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Я хотела бы всем пожелать, чтобы наше сегодняшнее занятие запомнилось вам надолго и стало полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации.
II. Разминка. Сначала нам нужно размяться, а для этого мы проведем блиц-опрос. Отвечаем на вопросы быстро, но правильно. Готовы? Тогда начнем:
1. Речь одного лица? (монолог)
2. Воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной речи? (пересказ)
3. Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)
4. Вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста? (чтение)
Итак, ребята, чем мы сегодня будем заниматься? Где все эти понятия встречаются? (монолог, пересказ, диалог, чтение).
Ответы детей: встречаются в заданиях ОГЭ; в устной части итогового собеседования.
III. Формулировка темы и определение целей урока.
Перед нами поставлена цель: подготовиться к итоговому собеседованию.
Ребята, из этого списка выберите те пункты, которые считаете важными, над которыми вы сегодня будете работать:
- подготовиться к устному описанию фотографии;
- обобщить теоретические знания по созданию текста (описания, повествования, рассуждения);
- научиться выражать свои мысли четко, грамотно, в меру эмоционально;
- продемонстрировать свои ораторские таланты в монологе;
- научиться вести равноправный диалог;
- научиться грамотно применять интонационную окраску при донесении информации до собеседника.
IV. Самоконструкция.
Есть у вас лист оценивания, поэтому вы будете оценивать свои работы, выступления ваших коллег-одноклассников (будете ставить баллы). В конце занятия проверим, сколько баллов вы набрали. Подпишите листочки. Также на столе вы видите «Опору – помощницу для сдачи устной части ОГЭ», не забывайте об этой папке, так как там очень много полезной информации.
Класс наш разделен на две группы, в каждой группе есть консультант. Если группа не справляется с поставленной задачей, значит, спасать будут консультанты.
Учитель: Из чего, из каких заданий состоит устное собеседование? (ответы детей)
Первое, с чего мы начнём работу – это выразительное чтение. Консультанты, какие советы для успешного выполнения первого задания вы дадите? (советы консультантов).
Учитель дополняет: паузы между предложениями больше, чем паузы между однородными членами. Паузы между абзацами больше, чем паузы между предложениями. Помните: вы должны читать в среднем темпе. От вас не требуется актерского чтения.
Задание 1. Чтение текста. Читает один консультант, а второй пересказывает (вариант: из банка ФИПИ дать послушать чтение диктора текст о дружбе).
СМИ — это средства массовой информации: печатные и сетевые издания, телевидение, радио. В современном мире их роль невозможно переоценить. Они являются одним из ключевых факторов развития общества. Термин «средства массовой информации» появился в русском языке в 1970-х годах. Сегодня он прочно вошёл в активный лексический запас людей.
СМИ играют ведущую роль в освещении деятельности органов власти, в создании системы обратной связи, мониторинге общественного мнения и общественных настроений. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической, политической и культурной жизни общества.
Одной из важнейших функций СМИ сегодня является формирование общественного мнения по той или иной проблеме. Также СМИ играют рекреативную, то есть развлекательную роль. Особенно это проявляется в деятельности телевидения и радио, разнообразные шоу-программы в которых стали привычным явлением и занимают более 50 % эфирного времени.
«Четвёртой властью» называют СМИ, поэтому необходимо, чтобы общество требовательно относилось к ним, не допуская негативных явлений.(154 слова)
Взаимопроверка: Как прочитан текст? Если есть замечания (при чтении ученика), то для этого есть критерии, ставим балл за чтение.
Задание 2. Пересказ. Не просто пересказ, а пересказ прочитанного текста с введением цитаты.
Ученик знакомит о способах цитирования.
Один ученик делает пересказ, далее коллективное обсуждение (справился или нет с заданием) - ставим баллы.
Музыкальная пауза. Монолог участницы республиканского этапа конкурса «Живая классика» - «О чем думает твоя голова?».
Задание 3. Переходим к выполнению 3 задания. Как известно, в этом задании предлагается выбрать тему монологического высказывания и тип речи, в соответствии с которым оно должно быть построено. На экзамене выбираете самую доступную для вас тему. Обязательно читаем все 4 опорных пункта, которые написаны под темой и нужно подумать, как вы свяжете все предложения. Требуется связный, целостный монолог.
А сегодня я предлагаю выполнить эту работу в группах:
1 группа получит задание на тему «Поход» и построит текст-описание фотографии.
Не забудьте описать:
· время и место действия;
· занятие ребят;
· их внешний вид;
· общую атмосферу события и настроение участников.
2 группа построит текст-повествование на тему «Школьный проект».
3 группа рассуждает на тему «Нужна ли современному человеку дружба?»
Напоминаю вам правила работы в группе: времени для подготовки задания будут даны больше, чем на экзамене, так как мы пока только учимся. Далее группы будут предъявлять результат своей работы. На защиту выходит весь состав, так как этот этап работы мы назовём беседой (пусть не с экзаменатором, как на экзамене), а с аудиторией. Желательно, чтобы члены группы распределили между собой: кто озвучивает выполненное учебное задание, кто ответит на первый, кто на второй, кто на третий вопрос. Итак, приступайте к выполнению учебной задачи в группе.
Задание 4. Диалог. Время для выполнения учебного задания закончилось. Предлагаю перейти к следующему этапу. Каждая группа сейчас получит вопросы для собеседования и критерии оценки выполнения заданий (монолог и диалог), а также критерии оценки речевой культуры. Распределите, пожалуйста, роли. Кто будет задавать вопросы, кто будет оценивать монологическое высказывание, кто оценит диалог, а кто речевое оформление. Во время выступления группы прошу внимательно слушать, лишних вопросов не задавать, чётко и слаженно выполнять задания в группе.
Итак, приглашаем первую группу на беседу, группа № 2 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №3 внимательно слушает и следит за работой экспертов из второй группы.
Приглашаем вторую группу, группа № 3 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа № 1следит за процессом.
Приглашаем третью группу, группа № 1 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа № 2 внимательно слушает и следит за работой.
Спасибо! Вы успешно справились с задачей, попрошу секретарей каждой группы разнести результаты оценивания групп. Дорогие друзья! Пока мы просто готовимся, предлагаю результат работы всей группы записать и в свой личный зачёт. Заполните маршрутные листы.
V. Итог. Пришло время подвести итоги. Посмотрите ещё раз на задачи, которые мы ставили перед собой в начале занятия. Удалось ли нам решить все поставленные задачи? Подведите общий итог своей работы, посчитав количество набранных вами баллов. Если вы набрали 19 баллов, вы отлично потрудились сегодня. Если вы набрали 10 баллов и более за все 4 задания устной части предстоящего экзамена, вы получили зачёт.
Отметьте, пожалуйста, произошли ли с вами какие - то изменения, продвинувшие вас в понимании того, что предстоит сделать на итоговом собеседовании.
VI. Рефлексия. А теперь предлагаю сказать несколько слов вслух:
Сегодня я узнал...
Я понял, что…
Я научился…
Мне захотелось
Приду домой ...
Учитель делает вывод, используя эпиграф урока.
VII. Домашнее задание: 15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба» (раздать текст, по которой будут писать сочинение).