Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект урока истории "Общественное движение в 1880-первой половине 1890-х гг."

Дата публикации: 2021-02-01 22:03:31
Статью разместил(а):
Бертышев Олег Александрович

Конспект урока истории "Общественное движение в 1880-первой половине 1890-х гг."

Автор: Бертышев Олег Александрович

МОАУ «Лицей № 7», Оренбург

 

Тип урока комбинированный.

План урока: 1. Революционное народничество. 2. Русский марксизм. 3. Либеральное движение.

Цель урока: Рассмотреть развитие настроений в обществе после убийства императора Александра II и реакция императора Александра III.

Проблемный вопрос: Каково влияние на общественные настроения оказало убийство народовольцами императора Александра II? Какие важнейшие изменения произошли в общественном движении в период правления Александра III?

Основные понятия, изучаемые на уроке: Марксистское движение, всероссийский представительный орган, либеральные народники.  

Формы и методы обучения: Беседа. Работа с текстом учебника.

Планируемые результаты: Предметные: знать особенности развития общественного движения в России во время царствования Александра III, влияние марксизма на общественные идеи в русском обществе. Появление первых партий.

Метапредметные: Познавательные УУД: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное. 

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Личностные: ставят учебную задачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

В российском общественном движении в период правления Александра III происходят ряд изменений. Это касается народнического, либерального и появлением марксистского учения. С их особенностями мы сегодня и познакомимся.  

Тема урока: «Общественное движение в 1880-первой половине 1890-х гг». О чем мы будем говорить? На какие вопросы ответим? Если мы вспомним идеи народничества, то они утверждали следующее:

- поднять крестьян на борьбу с государством для этого надо проводить агитацию среди них;

- начать террор против властей.

К чему привело убийство Александра II, как это сказалась на народничестве. прочитайте пункт 1 и ответьте на эти вопросы.

Ответы учащихся: Изменения в народничестве:

- потеряло свои идейные ориентиры, так как они испробовали все что было им предложены теоретиками, это не привело к социальному государству, а усилило самодержавие.

- пересмотр идей, некоторые перешли к иным социалистическим учениям, некоторые переметнулся в либеральный лагерь.

Запишем в тетрадь: Марксистки кружки в России.

Новым явлением в общественной жизни стало появления марксизма. В своем учении Маркс и Энгельс доказывали что социалистические  отношения возникают после становления капитализма. Его становление ведет к росту пролетариата и усилении борьбы между пролетариями и буржуазией, что естественно приведет к победе пролетариата и установление социализма.  С 1880 – е годы многие представители общества были уверены что Россия идет по пути становления капитализма и в то же время наблюдался рост рабочего движения.

Все это шло в разрез с идей что Россия перейдёт к социализму минуя капитализм, что привело к убеждению о необходимости пересмотра  идеи. Так возникла группа «Освобождение труда» куда входили Г.К. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельроде, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов, лидером стал Плеханов. (Запишем в тетрадь: «Освобождение труда» - Г.К. Плеханов)  Группа пришла к выводам: Россия движется по пути капитализма с отмены крепостного права в 1861 г., что приводит к росту рабочих и неминуемой распаду крестьянской общины. Надежда на крестьянскую общину не имеют основания. Рабочий класс будет расти и крепнуть и приведет к социализму и установлению диктатуры пролетариата. Задача членов кружка состояла в том, что бы придать рабочему движению сознательность, внести в него разработанную теорию, вооружить программой действий. Для этого они переводили на русский язык труды Маркса и Энгельса.  В это время возникают марксистские кружки в Петербурге и в Казани. Они стремились овладеть марксистским учением и наладить связь с рабочими  и принять участие в организации забастовок. (запишем в тетрадь: Россия движется по пути капитализма, пролетариат растет и усиливается. Задача состоит в том что бы вооружить пролетариат идеями и программой действия. Для этого члены кружка переводили книги на русский язык и распространяли из в России.) 

В 1895 году кружки петербургских марксистов сложилась в единый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с В.И. Лениным.  Это была организация нового типа: многочисленная, дисциплинированная. Она стала организатором стачки текстильщиков в Петербурге в 1896 г. И тогда же разгромлен полицией, многие были отправлены в ссылку. (запишем в тетрадь: «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» лидер В.И. Ленин. Организация нового типа: массовая и дисциплинированная) 

Либеральное движение.

Рассмотрим вопрос о либеральном движении. Работа с п.3. параграфа 27. Выпишите направления движения в либеральном течении и их представителей.

Проверка работы, опрос класса.

Ответы учащихся:

Направления течений:

- Усиление роли земств. Считали необходимым достроить систему органов местного самоуправления – уездные земства, губернские земства уже существовали, дополнить органом всероссийского представительства, который должен будет участвовать в обсуждении законов.

- Идея нелегальной деятельности земств, направленной на их сближение. Особенно эти идеи были поддержаны после голода 1891-1892 гг., когда правительство частично передало в руки земств помощь голодающим. К этой идеи относились братья Петр и Павел Долгоруковы, Д.И. Шаховской, Ф.А. Головин.

- Сторонники введения конституционного правления: П.Н. Милюков, В.И. Вернадский, А.А. Корнилов.

- Политические реформы играют второстепенную роль, необходимы преобразования в области экономики и общественных отношений. К их числу относятся: Н.К. Михайловский, В.Г. Короленко, Я.В. Абрамов. 

Таким образом, в 1880-наале 1890-х гг. российское общество было занято пересмотром своих взглядов и идей. старые идеи не работали, новые постепенно захватывали умы людей.

Итоги урока. Рефлексия:

Каково влияние на общественные настроения оказало убийство народовольцами императора Александра II? Какие важнейшие изменения произошли в общественном движении в период правления Александра III?

Продолжите фразы: изучив тему урока, я … считаю, что могу себя похвалить, за … хочу поблагодарить …, считаю, что мне удалось …, хочу больше узнать о …

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь