Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Урок внеклассного чтения по лирике В.С. Шефнера

Дата публикации: 2021-02-07 13:21:45
Статью разместил(а):
Николаева Елена Васильевна

Урок внеклассного чтения по лирике В.С. Шефнера

«Память, минувшее унаследуй …»

Автор: Николаева Елена Васильевна

МКОУ «Перемышльская СОШ», Калужская область

 

Аннотация. Творчество В.С.Шефнера не изучается в школе, но стихотворения часто используются на уроках русского языка. Чтобы поближе познакомиться с творчеством поэта, я решила провести урок литературы в 9 классе, тем более понятие «Память сердца» встречается в задании 9.3 на ОГЭ по русскому языку.

Ключевые слова: творчество Вадима Шефнера, урок внеклассного чтения, урок литературы.

Тематическая рубрика: средняя школа.

  

 Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта Вадима Шефнера.

Задачи:

1. Образовательные: знакомство с творчеством поэта, с его гражданской позицией.

2. Развивающие: умение выразительно читать, совершенствование анализа стихотворения.

3. Воспитательные: уважение к творческому наследию соотечественников, любовь Родине, чувство патриотизма.

Оборудование урока: 

- презентация с аудиозаписью стихотворений поэта,

- подборка стихов В. Шефнера,

- книга «Сестра печали».

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Мотивация.

27 января – День снятия блокады, и сегодня у нас урок внеклассного чтения по творчеству поэта, пережившего блокаду.

Откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока: «Память, минувшее унаследуй …» Вадим Сергеевич Шефнер (1915-2002)

3. Целеполагание.

«Быть самим собой, быть верным себе».  Этот нравственный принцип Вадим Шефнер отстаивал и в жизни, и в творчестве. Примером служит стихотворение «Слова»:  слайд 1
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. 1956 г.

Какие слова В.Шефнер считает самыми важными?

Как вы понимаете эти строки?  (Словом можно творить и добро и зло, всё зависит только от человека.)

4. Сегодня нам предстоит узнать, а какое слово оставил своим потомкам российский поэт Вадим Шефнер.

Прежде чем начать разговор о стихотворениях Вадима Шефнера, давайте познакомимся с биографией поэта. Возможно, именно биография даст нам понимание его творчества.

Слово учителя:

Вадим Шефнер родился 12 января 1915 года. Биография началась в санях, по пути из Кронштадта в Петроград – мать везли в родильный дом, но не успели.
Дед Вадима Сергеевича, Алексей Карлович Шефнер, командовал военным транспортом «Манджур» на Тихом океане и был адмиралом флота и основателем порта во Владивостоке, в его честь назван дальневосточный мыс у города Находка и улица во Владивостоке.
Сергей Алексеевич Шефнер, отец, был офицером царской армии. Когда в стране грянула революция, Сергей Шефнер стал военным специалистом в Красной армии.
Дед по линии матери, Евгении Владимировны фон Линдстрем, был вице-адмиралом.
Вадим Сергеевич - внук двух адмиралов российского флота.

Детство Вадим провёл на Шестой линии Васильевского острова, одной из самых красивых улиц города.
Когда после революции в Петрограде начались перебои с продуктами, Евгения Владимировна увезла сына к няне, в деревню Тверской губернии.

В 1921 году мать с сыном уехали в Старую Руссу, где служил отец Вадима Шефнера, когда отец скончался от туберкулёза, мальчик какое-то время жил в детском доме – мать устроилась туда работать воспитательницей.
«На все мои ранние жизненные впечатления, - признавался Вадим Сергеевич, - и накладывалось ощущение озноба, тоски по теплу – не по душевному, а по самому обыкновенному, печному».
«Петроград».

Подворотен сырые своды
И травинки между камней,
Госпитальные пароходы –
Петроград моих детских дней.

Хитрой памятью упакован
Этот город в цветной туман,
В золотую фольгу былого,
В сказок  розовый целлофан.

Но припомню дни голодовки,
Холод, сгустки декабрьской мглы –
Из рождественской упаковки
Выпирают его углы.

Выпирают событий рёбра
Сквозь уюта тонкий жирок…
Петроград, ты был очень добрым,
Но счастливым ты быть не мог.

Как прослеживается тема памяти в стихотворении?

Назовите факты биографии, о которых говорит поэт?
«И кто знает, - говорил Вадим Сергеевич,-  проведи я свои детские годы в сытости, тепле, не получи я того жёсткого тренажа – смог ли бы я выдержать голод и холод ленинградской блокады?». В Ленинград семья вернулась только в 1924 году.
Мама Вадима много времени уделяла чтению, знала наизусть огромное количество стихов. Любовь к художественному слову поэт унаследовал от неё.
Когда началась война, Вадим Сергеевич написал на второй день стихотворение «Верим в победу!», и долгое время поэту было не до стихов:

«Верим в победу!»

Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!

Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!     23 июня 1941

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Какой приём использует автор, подчёркивая патриотический пафос? (антитеза)

Какие средства выразительности раскрывают тему стихотворения? (эпитеты «чёрную войну», метафора и лексический повтор «скоро даже дни, не только ночи, станут, станут для него черны»)

Какова основная мысль стихотворения? (враг, развязав­ший эту войну, будет справедливо наказан)

Вадим Шефнер нёс службу часовым в батальоне аэродромного обеспечения осаждённого Ленинграда, хотя до войны имел «белый билет» из-за слепоты на один глаз.
Рядовой Шефнер В.С. получал 300 граммов хлеба в сутки. Вспоминая тяжёлые первые дни войны Вадим Шефнер напишет стихотворение:

«Осенью сорок первого»

Память, минувшее унаследуй,
Помни сентябрь сорок первого года!
Друг мой, не веровавший в победу,
Жизнь за Отчизну бесстрашно отдал.

Это теперь незрячим и зрячим
Видно сквозь годы, что в отдаленье
Май сорок пятого нам замаячил
В дни самых горестных отступлений.

Ну а тогда не каждый, не всякий
Верил, что злую силу осилим, -
Но, не колеблясь, в час контратаки
Жизнь был готов отдать за Россию.

Память людская, всё унаследуй, -
Помни о тех, кто  давней порою
Просто за Родину, не за победу,
Пали смертью героев.

Какое ключевое слово в этом стихотворении?

Какие средства выразительности использует автор, раскрывая основную мысль?

Великую Отечественную войну Вадим Шефнер окончил в звании старшего лейтенанта.

В моменты духовного, нравственного напряжения люди часто обращаются к стихам. Попробуем почувствовать те переживания, которые звучат в стихотворениях Вадима Шефнера.  

Послушаем стихотворение «22 июня» (запись).

Каков мотив этого стихотворения?  

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюбленных,

Средь веселых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зеленых

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться —

Их берет этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их — напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед.

Что вы можете сказать об этом стихотворении?

22 июня - страшный день истории нашей страны, день, в нём звучит мотив скорби и памяти.

На стихи Вадима Шефнера создано немало песен. Больше всего, конечно, о войне.

Послушайте песню «Шиповник» (запись).

Шиповник
Здесь фундаментов камень в песок перемолот войной,
В каждой горсти земли затаился смертельный осколок.
Каждый шаг продвиженья оплачен кровавой ценой, —
Лишь девятой атакой был взят этот дачный поселок.

Ни домов, ни травы, ни заборов, ни улицы нет,
И кусты и деревья снарядами сбриты с размаху,
Но шиповника куст — не с того ль, что он крови под цвет,—
Уцелел — и цветет среди мусора, щебня и праха.

Стисни зубы и молча пройди по печальным местам,
Мсти за павших в бою, забывая и страх, и усталость.
А могил не ищи ... Предоставь это дело цветам, —
Всё видали они, и цвести им недолго осталось.

Лепестки опадают... Средь этих изрытых дорог
Раскидает, размечет их ветер, беспечный и шалый:
Но могилу героя отыщет любой лепесток.
Потому что и некуда больше здесь падать, пожалуй...

 Какую картину можно представить, слушая эту песню?

Война подарила ему очень важную встречу. В 1942 году Вадим Шефнер познакомился со своей будущей женой Екатериной, с которой прожил всю жизнь (она умерла в 2000, он ушёл из жизни через полтора года).

Нет, ночи с тобою мне даже не снятся

Нет, ночи с тобою мне даже не снятся,-
Мне б только с тобою на карточке сняться,
Мне б только пройти бы с тобою весною
Лазоревым лугом, тропою лесною.

С тобой не мечтаю я утром проснуться,-
Мне б только руки твоей тихо коснуться,
Спросить: "Дорогая! скажи мне на милость,
Спалось ли спокойно и снов ли не снилось?"

Спросить: "Дорогая! за окнами ели
Не слишком ли за полночь долго шумели,
Не слишком ли часто автомобили
На дальнем шоссе понапрасну трубили?..

Не слишком ли долго под вечер смеркалось,
Не слишком ли громко рыба плескалась,
Не слишком ли долго кукушка скучала,
Не слишком ли громко сердце стучало?"

Что вы можете сказать об этом стихотворении?  О чём оно? Каково его настроение? Каков лирический герой? Его отношение к возлюбленной?

Вы прочитали много стихотворений Шефнера. Какую роль отводит поэт памяти?

Запишите в тетради, что такое память. Работа со словарём С.Ожёгова.

Память помогает человеку не оскудеть душой, не стать бездушным и черствым. Память – это мерило человеческой духовности.

Память - это способность человека хранить в своей голове какие-либо события из прошлого, это умение воспроизводить их в своём подсознании.

Как раз об этом стихотворение «Спросил у памяти»

Назовите, какие еще стихи о памяти.

Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Всё равно - упавших не поднять,
Всё равно - ушедших не вернуть,

И сказала память: "Я могу
Всё забыть, но нищим станешь ты,
Я твои богатства стерегу,
Я тебя храню от слепоты".

В трудный час, на перепутьях Лет,
На подмогу совести своей
Мы зовём былое на совет,
Мы зовём из прошлого друзей.

И друзья, чьи отлетели дни,
Слышат зов - и покидают ночь.
Мы им не поможем, - но они
К нам приходят, чтобы нам помочь.(1963)

«Память о сорок первом»

О, рассвет после ночи бессонной,
И трава в оловянной росе,
И шлагбаум, как нож, занесённый
Над шершавою шеей шоссе!..

Мы шагаем – и головы клоним,
И знобит нас, и тянет ко сну.
В дачном поезде, в мирном вагоне
Лейтенант нас привёз на войну.

Нам исход этой битвы неведом,
Неприятель всё рвётся вперёд.
Мой товарищ не встретит Победу,
Он за Родину завтра умрёт.

…Я старею, живу в настоящем,
Я неспешно к закату иду, -
Так зачем же мне снится всё чаще
Будто я – в сорок первом году?

Будто снова я молод, как прежде,
И друзья мои ходят в живых,
И ещё не венки, а надежды
Возлагает Отчизна на них …

Слово учителя:

За свою долгую жизнь Вадим Шефнер получил заслуженно много премий и наград:
- два ордена Отечественной войны 2-ой степени: 1945, 1985 год.
- орден Трудового Красного Знамени – 1975 год.
- орден Дружбы народов - 1984 год.
- орден Красной  Звезды - 1944 год.

- орден Знак Почёта - 1967 год.
- медаль «За оборону Ленинграда».
- медаль «За победу над Германией».
- государственная премия РСФСР имени М.Горького-1985 год за книгу стихов «Годы и   миги» 1983 год.
- Пушкинская премия 1997 год.
- премия «Странник» в номинации «Паладин Фантастики» - 1999 год.
- премия «Аэлита» - 2000 год.

Знакомство с книгой «Сестра печали».
Под конец жизни Вадим Сергеевич практически потерял зрение и редко выходил из дома. Скончался Вадим Шефнер 5 января 2002 года в Санкт-Петербурге на 87 году жизни.
Похоронен на Кузьмоловском кладбище, рядом с женой. В память о Вадиме Сергеевиче Шефнере есть улица его имени.
Чем старше становился Вадим Шефнер, тем больше приобретал  жизненного опыта, тем больше он мог сказать своим читателям. В некоторых стихах звучит прямое наставление, особенно ценное молодому поколению. 

Какие стихотворения звучат как наставления, в которых ценно каждое слово?

(«Миг»,  «Три странника», «Умей»)

Умей, умей себе приказывать,
Муштруй себя, а не вынянчивай.
Умей, умей себе отказывать
В успехах верных, но обманчивых.

Умей отказываться начисто,
Не убоясь и одиночества,
От неподсудного ловкачества,
От сахарина легких почестей.

От ласки, платой озабоченной,
И от любви, достаток любящей,
И от ливреи позолоченной
Отказывайся — даже в рубище.

От чьей-то равнодушной помощи,
От чьей-то выморочной сущности…
Отказывайся — даже тонущий —
От недруга руки тянущейся!

Миг

Не привыкайте к чудесам —
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так — и всё не так
Через одно мгновенье.

 

А мне хотелось бы закончить урок словами В. Шефнера:

Бывает — жизнь поранит и обманет,

Но ты преодолей свою печаль.

Пусть светится окно твоё в тумане,

Назло судьбе ты свет не выключай.

Ты верь в свою удачу — недотрогу,

На твой огонь она придёт в свой час.

Чтобы для счастья проторить дорогу,

Порой невзгоды посещают нас.

Рефлексия. Подведем итоги:

Каким вам представился поэт Вадим Шефнер?

О чём заставило задуматься творчество поэта?

Домашнее задание. Написать сочинение в формате ОГЭ (9.3) «Что такое память сердца?», используя для аргументации стихотворения В. Шефнера.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации статей    
Подготовка статей        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь