Дистанционные образовательные технологии для преподавания иностранного языка в медицинском колледже

Дата публикации: 2021-02-10 15:21:35
Статью разместил(а):
Григорьева Любовь Егоровна

Дистанционные образовательные технологии для преподавания иностранного языка в медицинском колледже

Автор: Григорьева Любовь Егоровна

ГБПОУ РСЯ «Якутский медицинский колледж», г. Якутск

 

В настоящее время тенденции в образовании направлены на внедрение инновационных моделей и технологий обучения, которые должны способствовать повышению качества образования.

Существует мнение, что инновационные подходы можно применить не на всех образовательных дисциплинах. Тем не менее, иностранные языки, которые включены в основную образовательную программу всех медицинских специальностей, являются областью интересов для внедрения элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Целью работы является определить возможности и ограничения применения дистанционных образовательных технологий для обучения иностранному языку в медицинском колледже.

В последнее время применение дистанционных образовательных технологий в образовании стало неотъемлемой частью обучения будущих специалистов.  Однако, несмотря на очевидные преимущества дистанционных образовательных технологий, все еще остаются актуальными вопросы,  связанные с перегрузкой информации на электронных образовательных ресурсах, контроля качества информации, ее интерпретации и уместности, а также проблема заявления авторских прав на данные ресурсы. Более того, в ряде стран, включая Россию, не могут обязать студентов пользоваться электронными образовательными ресурсами, поскольку не все образовательные учреждения  в состоянии обеспечить доступ к этим ресурсам всем желающим чаще всего из-за недостаточного материального обеспечения.

Таким образом, инновации в медицинском образовании являются сложным процессом, требующим рассмотрения с различных точек зрения. Здесь активную роль должны играть и студенты-медики, которые могут иметь образовательные потребности, отличные от тех, которые предлагают преподаватели. Одна из ролей преподавателя сейчас заключается в том, чтобы помочь студенту проявить свои возможности и показать, где и как они будут реализованы в его профессиональной деятельности.

Говоря об особенностях дистанционного обучения иностранным языкам, выделяют следующие условия, которые стоит учитывать при разработке методики:

1) возможность систематического накопления учебных материалов, возможность их редактирования и хранения;

2) возможность межличностной коммуникации преподавателя и обучаемого, обучающихся друг с другом, а также с иностранными партнерами;

3) возможность управления процессом со стороны преподавателя;

4) возможность выбора времени и темпа обучения со стороны обучаемого.

Также отмечается, что в целях наибольшей эффективности дистанционной формы обучения необходимо создать благоприятную среду для самостоятельного изучения иностранного языка и самоконтроля.

При разработке информационной образовательной среды по иностранному языку выделяет следующие требования, которые необходимо выполнить для организации непрерывного учебного информационного взаимодействия в процессе обучения:

1) взаимосвязанность лингвистических информационных ресурсов;

2) разнообразие информационных ресурсов;

3) включение в комплекс обучающегося языкового портфолио;

4) создание методического блока преподавателя;

5) обеспечение автоматизации процессов контроля и коррекции результатов учебной деятельности;

6) возможность пополнения ресурса новой информацией;

7) обеспечение интеграции педагогических технологий и авторских методик.

В последнее время широкое распространение получила образовательная платформа Moodle для обучения иностранному языку. Данная платформа используется для дистанционного обучения иностранному языку, поскольку позволяет организовать самостоятельную работу более продуктивно, также она показала свою эффективность при осуществлении обратной связи в рамках изучения иностранного языка. Более того, учитывая то, что платформа Moodle является международной образовательной платформой, она позволяет создавать и реализовывать международные проекты при обучении иностранному языку. Данная система также показала свою эффективность для создания дистанционных курсов по обучению иностранному языку в профессионально-ориентированной сфере.

Таким образом, очевидным становится педагогический потенциал дистанционных образовательных технологий в обучении иностранному языку студентов различных специальностей.

Ряд исследователей считает, что подготовка студентов к самостоятельной работе со средствами информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка способствовала более глубокому изучению выбранной темы, анализу и систематизации полученного материала, планированию и описанию результатов своей деятельности. Также определяя эффективность дистанционного обучения иностранному языку, обосновали его потенциал для саморазвития личности и его соответствие принципам личностно-ориентированного подхода в образовании.  

Еще один аспект, который достаточно часто упускается из виду при обсуждении вопросов внедрения инноваций в образовательный процесс при обучении иностранному языку, это подготовка преподавательского состава к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей педагогической практике. Развитие у преподавателей иностранных языков ИК-компетенции сейчас является приоритетной задачей, поскольку без грамотного подхода к использованию инновационных методов мы можем не облегчить учебную деятельность, а скорее перегрузить и осложнить ее. Мотивация использовать информационно-коммуникационные технологии должна присутствовать как у студентов, так и у преподавателей.

Таким образом, несмотря на достаточное количество исследований, посвященных применению дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку, существуют два аспекта, требующие пристального внимания: формирование информационно-коммуникативной компетенции преподавателей и проведение исследований, направленных на сравнение результатов обучения иностранному языку при использовании электронных образовательных ресурсов и без них.

 

Список литературы:

1. Бабушкина Л.Е. Реализация педагогических условий формирования Социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза при изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий / Л.Е. Бабушкина // Высшее образование сегодня. 2014. № 1. С. 61–65.

2. Бехтерев А.Н. Использование системы дистанционного обучения “Moodle” при обучении профессиональному иностранному языку / А.Н. Бехтерев, А.В. Логинова // Открытое образование. 2013. № 4(99). С. 91–97.

3. Воевода Е.В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам / Е.В. Воевода // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 110–114.

4. Галустян О.В. Интернет-ресурсы для совершенствования письменной речи на английском языке / О.В. Галустян // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 10 (76). С. 88–94.

5. Гриценко Е.С. Системный подход к информатизации иноязычного образования / Е.С. Гриценко, А.Н. Шамов, К.В. Александров  .2010. № 11. С. 131–137.

6. Демкин В. Особенности дистанционного обучения иностранным языкам / В. Демкин, Е. Гульбинская //. 2001. № 1. С. 127–129

7. Джига Н.Д. Эффективность обучения иностранному языку с учетом информационных технологий по развитию и саморазвитию студента / Н.Д. Джига, О.В. Джига // Открытое образование. 2010. № 1. С. 117–124.

8. Есенина Н.Е. Методические принципы формирования профессионально ориентированного иноязычного информационного взаимодействия / Н.Е. Есенина // Высшее образование сегодня. 2013. № 10. С. 54–58.

9. Есенина Н.Е. Моделирование профессионально ориентированного иноязычного информационного взаимодействия на базе информационнокоммуникационной предметной среды / Н.Е. Есенина // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. С. 56–59.

10. Ефименко И.Н. Иностранный язык – гуманитарная составляющая профессионального образования / И.Н. Ефименко // 2011. № 1. С. 60–63.