Игровые технологии в системе коррекционно-развивающего обучения диалогической речи младших школьников

Дата публикации: 2021-02-16 12:48:04
Статью разместил(а):
Матыгулина Татьяна Владимировна

Игровые технологии в системе коррекционно-развивающего обучения диалогической речи младших школьников

Автор: Матыгулина Татьяна Владимировна

 ГОКУ «СКШИ г. Черемхово», Иркутская область

 

«Учить всех, учить каждого и всегда в ногу со временем»

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления является речь. Речь - это вид человеческой деятельности, процесс реализации мышления на основе использования языка.

Речь выполняет функции общения  и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей. Умение полноценно общаться – одна из главных целей развития глухих, слабослышащих  школьников.

Актуальность этой проблемы состоит в том, что обучение языку учащихся в начальных классах, прежде всего, начинается именно с развития разговорной речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного общения учителя с ребёнком и детей между собой. Кроме того, в процессе обучения диалогу  учащихся обеспечивается развитие их языковой  способности. Оно осуществляется за счёт частоты применения школьниками речевых средств, вариативности высказываний, проведения аналогий, предугадывания ответов собеседника. Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма, дактилирования и слухозрительного восприятия. То есть диалогическая речь для младших школьников является как бы фундаментом на основе которого, в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи (связной, письменной и др.)

Поэтому целью моей деятельности является повышение эффективности работы по развитию разговорной речи на уроках.

Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями – эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий. В своей работе особое внимание уделяю использованию игровой технологии, так как считаю, что процесс обучения речи делается более доступным  и привлекательным  для неслышащих детей младшего школьного возраста. А в условиях специальной школы использование игры  приобретает коррекционную направленность.  

Нарушение слуха, особенно врожденное или наступившее в раннем возрасте, влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. В результате специального обучения неслышащие дети способны усвоить устную речь. Методы обучения, рассчитанные на «типичного» или «среднего» ребенка являются неподходящими для детей с нарушением слуха, поскольку существует общее недоразвитие речи и восприятия. Если ребенок не может научиться понимать речь и говорить естественным путем, то его надо целенаправленно этому учить с помощью специальных приемов, опираясь на другие сохранные системы. Они должны помочь ребенку компенсировать то, что он не слышит. Особенно продуктивно  в плане развития диалогической речи использование дидактической игры и игровых приёмов.

Необходимость проведения коррекционных методов через игру очевидна. Развитие диалогической речи в играх  имеет две зоны, зону актуального и ближайшего развития. Актуальный - доступный настоящему времени. Зона ближайшего развития – это то, к чему мы должны стремиться.

При работе с неслышащими детьми, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Одной из таких технологий, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении. Использование игры в процессе обучения связано с ее преимущественными возможностями в решении дидактических задач, с ролью игровой деятельности в развитии личности.

Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.

В современных условиях учитель начальных классов просто не мыслит себя без знаний основ технологий игровой деятельности, как в учебном процессе, так и во внеклассной деятельности. Дидактические, организационно-деятельностные, ситуативные, ролевые – все эти игры становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, процесса становления и развития младшего школьника.

В дидактике начальной школы игра имеет особую роль. Одним из основных принципов технологии игровой деятельности в учебном процессе является принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Такая форма обучения позволяет:

Во-первых, опираясь на ранее сформированные понятия, термины, суждения, знания, овладевать новыми.

Во-вторых, помогает изученные понятия обогатить, дополнить новым содержанием.

В-третьих, установить новые связи и отношения изученных понятий с другими понятиями.

Игра как метод получает всё больше распространение в обучении детей с нарушениями слуха. В многочисленных исследованиях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. педагогов подчеркивается, что игра способствует развитию личности ребенка в целом: его памяти, воображения, речи, мышления, эмоциональной сферы, самостоятельности и творческой активности. Особенно большое значение в специальной коррекционной школе придается использованию дидактических игр. Ценность их как метода заключается в том, что в игре глухие и слабослышащие дети легче усваивают сложный материал, так как запоминание в данном случае носит непреднамеренный характер.

Значение этих игр заключается в том, что, сохраняя игровую направленность, они своим содержанием позволяют реализовать последовательность, систематичность педагогической работы, направленность на усвоение детьми определенного речевого материала.

Дидактические игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:

· формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

· формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;

· развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

Игры не подразделяются на виды и группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них.

При проведении игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

· При выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих и слабослышащих детей определенного возраста, в частности, учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий.

· При проведении игр выбор форм речи (устная, письменная, дактильная) определяется требованиями программ по развитию речи.

· При проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений.

· В процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.

Организуя и проводя игру, учитель не только следит за соблюдением ее правил, но и руководит взаимоотношениями детей, используя их естественность для возникновения речевых контактов. Учитель определяет какие фразы, типы высказываний будут использоваться с целью организации игры (речь ведущего, членов игры), какой словарный материал будет отрабатываться (названия овощей, фруктов, продуктов питания, игрушек, животных и т.д.). Фразы, организующие деятельность детей, выписываются на табличках, которые предъявляются им в процессе игры по мере потребности и остаются перед ними на все время игры.

Нецелесообразно знакомить учащихся с подобным речевым материалом до игры, так же, как излишним является и предварительное объяснение ее правил. С тем и с другим школьники знакомятся непосредственно в ходе игровой деятельности.

В своей работе использую дидактические игры на различных этапах урока: особенно на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.

В первом классе уроки обучения грамоте и развития речи проводила с использованием дидактических игр и игровых упражнений, которые помогали активизации устной речи детей, развитию диалогической речи, уточнению и обогащению их словаря.

Уроки я начинаю с артикуляционной гимнастики, для улучшения произносительной стороны речи.

На этапе чтения слогов и слов использовала дидактические игры: «Буква потерялась», «Буквы спрятались», «Узнай слово».

Для анализа слого-звуковой структуры слов проводила игры «Собери слово»,«Отгадай слово», «Горки».

На уроках я использовала следующие игры:

«Что пропало?». Раскладывается на столе ряд предметов и предлагается детям запомнить их. Затем дети закрывают глаза, один предмет убирается. Открыв глаза, дети называют предмет.

«Мешочек». Ощупывая мешочек, ребенок пытается угадать, что в нем.

«Вертолина». Это диск, с вращающейся на оси стрелкой. Вокруг диска раскладываются предметы или картинки. Водящий запускает стрелку и называет предмет, напротив которого остановилась стрелка. Вместо предметов можно разложить таблички со словами или поручениями.

«Что там?» («Кто это?»)Цель данной игры: научить детей задавать вопросы педагогу и детям, развивать диалогическую речь.

- Что там?

- Там мяч.

- Угадал (не угадал)

- Что там?

- Я не знаю.

- Спроси.

Игра «У кого?» проводится с целью активизации словаря по изученной теме.

Игра «Разрезные картинки» помогает активизировать в речи детей названия частей различных предметов. Например, дети покупают в магазине в разобранном виде (им выдаются разрезные на части изображения овощей, фруктов, мебели, посуды или одежды). Дети собирают посуду или одежду, комментируя свои действия:

Далее эту же игру провожу с целью развития диалогической речи. Дети составляют картинки и задают друг другу вопросы:

- Что у тебя?

- У меня яблоко. А у тебя?

- У меня апельсин.

Далее в своей работе стала использовать игры-загадки, предназначенные для логического мышления младших школьников и развития устной речи. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например, при изучении темы «Дикие животные» использовала следующие загадки:

Это дикое животное. У него длинные уши, короткий хвост. Кто это?

Затем предлагала детям составить загадки самостоятельно с опорой на табличку.

В основе игры – беседы (диалога) лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Особенно эффективны в этом плане игры, связанные с угадыванием, так как они очень интересны для детей и вызывают большую активность. Например, по теме «Фрукты - овощи» проводила игру «Угадай, что у меня».Дети задают вопросы:

Это овощ или фрукт? Где растет? Какой на вкус? Какого цвета? Какой формы? Что из него можно приготовить?

Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.

Для развития описательно – повествовательной речи провожу игру «Писатель».  Цель данной игры научить детей составлению описательного рассказа по плану (данному учителем).

План рассказа:

1.     Кто это?

2.     Как зовут девочку?

3.     Куда идёт девочка?

4.     С кем идёт девочка?

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игра «Собери портфель в школу», «Наведи порядок в парте, шкафу».

В дальнейшей работе я планирую проводить игры, с целью развития связной устной и письменной речи, с использованием прилагательных и глаголов; выработки у детей навыка составления самостоятельного рассказа, ведения диалога.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что организация и проведение игры – задача достаточно сложная и важная. От того, насколько тщательно спланирована игра, продуманы все структурные элементы игры, организованно общение детей, подобран дидактический материал, поддерживается эмоциональный настрой, атмосфера творчества и поиска, зависит успех ее использования как метода обучения для активизации речевой деятельности детей. Игровой метод имеет право на существование и дальнейшее развитие, так как оказывается эффективным для решения некоторых проблем формирования диалогической речи. Однако он не является целостной системой обучения речи.

Игра будет иметь коррекционную направленность в том случае, если её использование будет соответствовать специфическим образовательным потребностям и занимать определённое место в комплексном коррекционно-развивающем воздействии.

Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диалоге начинается развитие диалогической речи.