Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе
Автор: Пьянова Дарья Сергеевна
МБОУ "Основная школа № 25", г. Дзержинск
Современная модель образования позволяет нам внедрять новые способы, для формирования познавательного интереса младшего школьника. А именно, использовать разноуровневые задания, организовывать учебно-исследовательскую деятельность.
Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с цифровыми ресурсами, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе. Обучающиеся 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить процесс обучения, применяя как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. И как нельзя кстати приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Электронные образовательные ресурсы для учителя – это возможность решить проблему заинтересованности детей учебным предметом.
Электронные образовательные ресурсы для обучающегося – это возможность действительно научиться.
Ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.
Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения.
Различные варианты оснащения общеобразовательных учреждений средствами ИКТ, как правило, определяют педагогические модели применения информационных и коммуникационных технологий и ЭОР в учебном процессе этих учреждений.
В связи с этим можно выделить следующие модели:
Компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран.
Компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору и интерактивной доске.
Один ученик – один компьютер.
Интерактивный мобильный электронный учебник у каждого ученика.
В общеобразовательных учреждениях достаточно широко распространена первая модель - " Компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору, и экран".
Как правило, в каждом образовательном учреждении есть несколько проекторов и ноутбуков, которые переносятся учителями по мере необходимости из кабинета в кабинет, или же установлены в кабинетах стационарно.
В моей практике компьютер, подключенный к мультимедийному проектору, является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской, наличие которой является обязательным условием организации современного урока.
Я использую в своей практике электронное приложение, которое является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Математика», для 1-4 классов, авторов М.И. Моро и др. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК:
• Фотографии
• Анимации
• Видеофрагменты
• Интерактивные игры
• Тесты.
Приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, содержащего объяснение материала параграфа и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала. Электронные образовательные ресурсы я использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Разработаны уроки-презентации с использованием электронных образовательных ресурсов.
Презентации я использую на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию. При повторении пройденного материала - для быстрой проверки знаний учащихся. На этапе объяснения нового материала используются изображения, видеофрагменты.
Мультимедийное сопровождение на уроках математики в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Литература:
1. Щукина Г.И. «Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся». – М.:Педагогика, 1988.
2. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в информационного общества/Инновации в образовании. – №3. – 2005.
3. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе. – НГУ. 2006.
4. Бент Б. Андресен, Катя Ван Ден Бринк. Мультимедиа в образовании. М.: «Дрофа», 2007.
5. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии. / А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров – М.:Изд-во «НексПринт», 2010.
6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2011.
7. Крюченко Е.В. Создание и использование интерактивных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы // Актуальные проблемыпреподавания в нач.школе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой,М.А. Мазаловой. 2017.