Урок химии в 8-м классе «Соли»
Урок химии в 8-м классе «Соли»
Автор: Миронова Вера Петровна
МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей», г. Новочебоксарск
Цель: Формирование у учащихся знаний о составе и номенклатуре солей.
Задачи:
- научить учеников составлять формулы солей и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу солей, по названиям солей составлять формулы.
- развивать умения классифицировать соединения, расширить представления о классах неорганических веществ, развивать общеучебные умения и навыки (работать с учебником, обобщать).
- воспитывать добросовестное отношение к труду; положительное отношение к получению знаний.
Планируемые образовательные результаты:
- личностные: интерес к предмету
- метапредметные: формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.
- предметные: знание классификации и номенклатуры солей, умение составлять формулы солей по названию, умение отличать соли от других классов веществ; расширение представлений о классах неорганических веществ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, алгоритмизация.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.
Основные понятия: соли
Оборудование и реактивы: плакат номенклатура солей, NaCl, CaSO4, CaCO3, карточки для проверки домашнего задания.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
1 этап: организационный |
|
||
2 этап: проверка домашнего задания |
Работают по карточкам 4 варианта |
||
3этап: изучение новой темы |
|
||
3.1. Актуализация знаний: учитель спрашивает у учащихся: какие классы сложных веществ вы знаете? Учитель обращается к детям: - на слайде приведены формулы сложных веществ. Разделите их по классам. |
Ученики отвечают: бинарные соединения (оксиды, гидриды, летучие водородные соединения), основания, кислоты. 3 минуты работают самостоятельно, затем несколько учеников выходят к доске и в столбик пишут формулы, принадлежащие к определённому классу, на местах сидящие проверяют, исправляют и комментируют ошибки, если они допущены. |
||
Распределите перечисленные вещества по классам: Al2S3, SO2, Na2O, NaOH, Zn(NO3)2, H2SO4, NaH, N2O5, Zn(OH)2, NH3, CaSO4, BaH2, CH4, Cl2O7, Al(OH)3, H2S, Na2SO3 |
|||
3.2. Создание проблемной ситуации. Учитель обращается к детям: -на слайде приведены формулы веществ, которые вы не написали на доске. Почему? |
Учащиеся отвечают: Не знаем к какому классу относятся, мы не изучали подобные вещества и т.д. Некоторые ученики могут сделать вывод, что существует другой класс неорганических соединений. Какой? |
||
Учитель просит учащихся прочитать формулы данных веществ. |
Алюминий-2-эс-три, цинк-эн-о-три-дважды, кальций-эс-о-четыре, натрий-два-эс-о-три. |
||
Al2S3, Zn(NO3)2,CaSO4, Na2SO3 |
|||
Учитель подводит итог: действительно, оставшиеся вещества относятся к отдельному классу веществ – к солям. |
Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока. |
||
3.3. Тема и цель урока. Учитель записывает тему на доске. |
|
||
Учитель проводит диалог с учащимися: - Как вы думаете, по какому плану мы их будем изучать? - Что вы должны о них узнать? - А что вы уже знаете о них? |
Ученики вспоминают прежние знания о других классах неорганических веществ и делают вывод, что они должны знать определение, названия и формулы солей. |
||
3.4. Определение и названия солей. Учитель обращается к детям: - чтобы дать определение понятию соли, нужно внимательно посмотреть на состав. Молодцы! |
По аналогии с кислотами и основаниями учащиеся пытаются сформулировать определение самостоятельно. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Открывают учебники и сравнивают определения. Записывают в тетрадь. |
||
Учитель просит учащихся внимательно посмотреть на слайд. |
|
||
NaCl – хлорид натрия CaBr2 – бромид кальция Al2S3 - FeCl2 - FeCl3 - |
|||
Учитель проводит диалог с учащимися: по какому алгоритму названы эти соли? |
Один из учеников отвечает: Правила систематической номенклатуры бинарных соединений 1. Определить степень окисления элементов в соединении. 2. Взять латинский корень наиболее электроотрицательного элемента и добавить к нему суффикс –ид-. 3. После этого назвать в родительном падеже русское название менее электроотрицательного элемента, в скобках указать римской цифрой его степень окисления. У элементов с постоянной степенью окисления (главные подгруппы I-III групп) она не указывается. [3] |
||
Попробуйте самостоятельно назвать остальные вещества |
Называют и записывают в тетрадь |
||
Какие кислоты соответствуют данным солям |
NaCl – хлорид натрия - НСl CaBr2 – бромидкальция - НВr Al2S3 – сульфид алюминия – H2S FeCl2 – хлорид железа (II) - НСl FeCl3 – хлорид железа (III) - НСl |
||
Что общего в кислотах и солях? |
Кислотный остаток. |
||
Что мы называем сначала? |
Кислотный остаток, затем металл. |
||
Что нам нужно знать, чтобы назвать соль? |
Названия кислотных остатков |
||
Названия кислотных остатков приведены в таблице 5 (в учебниках 109 страница) |
Внимательно изучают таблицу. Один ученик читает вслух. |
||
Назовите следующие соли: K2SO4, Al2(SO3)3 |
Сульфат калия, сульфит алюминия |
||
3.5 Учимся составлять формулы по названиям |
|
||
Сульфат алюминия: Al SO4 → Al3+SO42- → Al3+SO42- → Al2(SO4)3 |
|||
Мы знаем алгоритм составления бинарных соединений. По аналогии, но вместо степеней окисления используем заряды ионов, которые находим в таблице растворимости. |
|
||
4 этап: Закрепление |
|
||
4.1. Фронтально составляем формулу карбоната натрия. |
Na2CO3 |
||
4.2. Индивидуальная работа под руководством учителя. |
Сильные ученики составляют формулы солей самостоятельно: нитрит натрия, силикат кальция, фосфат кальция. Средние и слабые ученики вместе с учителем составляют формулы солей: нитрат серебра, нитрит алюминия, фосфат кальция. (Один ученик может работать у доски, остальные – проверяют) |
||
4.3. Заполните таблицу |
|||
Формула кислоты |
Fe2+ |
Fe3+ |
K+ |
HCl |
|
|
|
H2S |
|
|
|
HNO3 |
|
|
|
HNO2 |
|
|
|
H2SO3 |
|
|
|
H2SO4 |
|
|
|
H2CO3 |
|
|
|
H2SiO3 |
|
|
|
H3PO4 |
|
|
|
Демонстрация: Различная растворимость солей в воде NaCl(Р) CaSO4(М), CaCO3(Н) |
Вывод: Внешне одинаковые соли отличаются по растворимости в воде. |
Различный цвет солей |
|
5 этап: Рефлексия Закончите предложения: |
Сегодня на уроке я повторил………... Сегодня на уроке я узнал……………. Сегодня на уроке я научился……….. |
Домашнее задание |
Параграф 21, № 1-3 стр.113 |
Приложение 1. Карточки. Проверочная работа (по теме кислоты)
Вариант 1.
Напишите названия кислот.
H2SO4 - , HCl - , H2SO3 - , HNO3 - , H2CO3 -
Вариант 2.
Напишите формулы кислот. Соляная кислота - , Фосфорная кислота - , Кремниевая кислота - , Азотистая кислота - , Серная кислота - .
Вариант 3.
Классифицируйте кислоты по основности, напишите названия и формулы кислот
Вариант 4.
1. Напишите названия и формулы кислот, которые в водных растворах образуют сложные ионы.
2. Определите степени окисления элементов в двух кислотах.