Урок химии в 8-м классе «Соли»

Дата публикации: 2021-09-20 18:42:40
Статью разместил(а):
Миронова Вера Петровна

Урок химии в 8-м классе «Соли»

Автор: Миронова Вера Петровна

МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей», г. Новочебоксарск

 

Цель: Формирование у учащихся знаний о составе и номенклатуре солей.

Задачи: 

- научить учеников составлять формулы солей и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу солей, по названиям солей составлять формулы.                                                                                    

- развивать умения классифицировать соединения, расширить представления о классах неорганических веществ, развивать общеучебные умения и навыки (работать с учебником, обобщать).

- воспитывать добросовестное отношение к труду; положительное отношение к получению знаний.

Планируемые образовательные результаты:

- личностные: интерес к предмету

- метапредметные: формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.

- предметные: знание классификации и номенклатуры солей, умение составлять формулы солей по названию, умение отличать соли от других классов веществ; расширение представлений о классах неорганических веществ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, алгоритмизация.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия: соли

Оборудование и реактивы: плакат номенклатура солей,  NaCl, CaSO4, CaCO3, карточки для проверки домашнего задания.

Ход урока: 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап: организационный

 

2 этап: проверка домашнего задания

Работают по карточкам 4 варианта

3этап: изучение новой темы

 

3.1. Актуализация знаний: учитель спрашивает у учащихся: какие классы сложных веществ вы знаете?

Учитель обращается к детям: - на слайде приведены формулы сложных веществ. Разделите их  по классам.

Ученики отвечают: бинарные соединения (оксиды, гидриды, летучие водородные соединения), основания, кислоты.

3 минуты работают самостоятельно, затем несколько учеников выходят к доске и в столбик пишут формулы, принадлежащие к определённому классу, на местах сидящие проверяют,  исправляют и комментируют ошибки, если они допущены.

Распределите перечисленные вещества по классам:

Al2S3,  SO2,    Na2O,  NaOH,  Zn(NO3)2,  H2SO4,  NaH,  N2O5,   Zn(OH)2,   NH3, CaSO4,   BaH2,  CH4,  Cl2O7,  Al(OH)3,   H2S,   Na2SO3

3.2. Создание проблемной ситуации. Учитель обращается к детям: -на слайде приведены формулы веществ, которые вы не написали на доске. Почему?

Учащиеся отвечают: Не знаем к какому классу относятся, мы не изучали подобные вещества и т.д.

Некоторые ученики могут сделать вывод, что существует другой класс неорганических соединений. Какой? 

Учитель просит учащихся прочитать формулы данных веществ.

Алюминий-2-эс-три, цинк-эн-о-три-дважды, кальций-эс-о-четыре, натрий-два-эс-о-три.

Al2S3,   Zn(NO3)2,CaSO4,   Na2SO3

Учитель подводит итог:

действительно, оставшиеся вещества относятся к отдельному классу веществ – к солям.

Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.

3.3. Тема и цель урока. Учитель записывает тему на доске.

 

Учитель проводит диалог с учащимися:

- Как вы думаете,  по какому плану мы их будем изучать?

- Что вы должны о них узнать?

- А что вы уже знаете о них?

Ученики вспоминают прежние знания о других классах неорганических веществ и делают вывод, что они должны знать

 определение,  названия и формулы солей.

3.4. Определение и названия солей. Учитель обращается к детям:

- чтобы дать определение понятию соли, нужно внимательно посмотреть на состав.

Молодцы!

По аналогии с кислотами и основаниями учащиеся пытаются сформулировать определение самостоятельно.

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

Открывают учебники и сравнивают определения. Записывают в тетрадь.

Учитель просит учащихся  внимательно посмотреть на слайд.

 

NaCl – хлорид натрия

CaBr2 – бромид кальция

Al2S3 -

FeCl2 -

FeCl3 -

Учитель проводит диалог с учащимися: по какому алгоритму названы эти соли?

Один из учеников отвечает:

Правила систематической номенклатуры бинарных соединений

1. Определить степень окисления элементов в соединении.

2. Взять латинский корень наиболее электроотрицательного элемента и добавить к нему суффикс –ид-.

3. После этого назвать в родительном падеже  русское название менее электроотрицательного элемента, в скобках указать римской цифрой его степень окисления. У элементов с постоянной степенью окисления (главные подгруппы I-III групп) она не указывается. [3]

Попробуйте самостоятельно назвать остальные вещества

Называют и записывают в тетрадь

Какие кислоты соответствуют данным солям

NaCl – хлорид натрия - НСl 

CaBr2 – бромидкальция - НВr 

Al2S3 – сульфид алюминия – H2S 

FeCl2 – хлорид железа (II) - НСl 

FeCl3 – хлорид железа (III) - НСl 

Что общего в кислотах и солях?

Кислотный остаток.

Что мы называем сначала?

Кислотный остаток, затем металл.

Что нам нужно знать, чтобы назвать соль?

Названия кислотных остатков

Названия кислотных остатков приведены в таблице 5 (в учебниках 109 страница)

Внимательно изучают таблицу. Один ученик читает вслух.

Назовите следующие соли: K2SO4, Al2(SO3)3

Сульфат калия, сульфит алюминия

3.5 Учимся составлять формулы по названиям

 

Сульфат алюминия: Al SO4 → Al3+SO42- → Al3+SO42- → Al2(SO4)3

Мы знаем алгоритм составления бинарных соединений. По аналогии, но вместо степеней окисления используем заряды ионов, которые находим в таблице растворимости.

 

4 этап: Закрепление

 

4.1. Фронтально составляем формулу карбоната натрия.

Na2CO3

4.2. Индивидуальная работа под руководством учителя.

Сильные ученики составляют формулы солей самостоятельно: нитрит натрия, силикат кальция, фосфат кальция.

Средние и слабые ученики вместе с учителем составляют формулы солей: нитрат серебра, нитрит алюминия, фосфат кальция. (Один ученик может работать у доски, остальные – проверяют)

4.3. Заполните таблицу

Формула кислоты

Fe2+

Fe3+ 

K+

HCl 

 

 

 

H2S 

 

 

 

HNO

 

 

 

HNO2

 

 

 

H2SO

 

 

 

H2SO

 

 

 

H2CO

 

 

 

H2SiO3 

 

 

 

H3PO4

 

 

 

Демонстрация: Различная растворимость солей в воде NaCl(Р) CaSO4(М), CaCO3(Н) 

Вывод: Внешне одинаковые соли отличаются по растворимости в воде.

Различный цвет солей

5 этап: Рефлексия

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я повторил………...

Сегодня на уроке я узнал…………….

Сегодня на уроке я научился………..

Домашнее задание

Параграф 21, № 1-3 стр.113

 

Приложение 1. Карточки. Проверочная работа (по  теме кислоты)

Вариант 1.

Напишите названия кислот.

H2SO4 -     ,   HCl -     , H2SO3  -    , HNO3 -    , H2CO3 -        

Вариант 2.

Напишите формулы кислот. Соляная кислота -         , Фосфорная кислота -        , Кремниевая кислота -        , Азотистая кислота -         , Серная кислота -       .

Вариант 3.

Классифицируйте кислоты по основности, напишите названия и формулы кислот

Вариант 4.

1. Напишите названия и формулы кислот, которые в водных растворах образуют сложные ионы.

2. Определите степени окисления элементов в двух кислотах.