Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-9 классов "Финансовая грамотность"

Дата публикации: 2022-02-04 13:22:17
Статью разместил(а):
Кожайкина Галина Георгиевна

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-9 классов "Финансовая грамотность"

Автор: Кожайкина Галина Георгиевна

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ.

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

4. Авторская программа «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015). 

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-9 классов в сфере экономики семьи.

Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.

Задачи:

·        формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе;

·        приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

·        осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

·        овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

·        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

·        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

·        участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

·        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·        использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

·        формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

·        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

·        понимание цели своих действий;

·        планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

·        проявление познавательной и творческой инициативы;

·        оценка правильности выполнения действий;

·        самооценка и взаимооценка;

·        адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

·        составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог;

·        готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

·        определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

·        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

·        понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

·        понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

·        приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

·        развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

·        развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание обучения

Содержание обучения учебного предмета «Финансовая грамотность» на уровне основного общего образования, базовый уровень:

Доходы и расходы семьи

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет».

Семья и государство: как они взаимодействуют.

Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.

Что такое финансовая грамотность.

Потребительская культура.

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

Потребитель и закон.

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Потребитель – король на рынке.

Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».

Куда уходят деньги?

 Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Информация для потребителя.

Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

Искусство покупать.

Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

Потребительская культура в сфере услуг.

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

Кто защищает права потребителей.

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

Место предмета в учебном плане.

Класс

Часов в неделю

Часов в год

Учебник

5

1

35

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 9 классы обещеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

6

1

35

7

1

35

8

1

35

9

1

34

Итого

174

 

 Рабочая программа содержит часть, формируемую участниками образовательных отношений (ЧФУОО), в объеме 100% от общего количества часов.

Тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов (за 5 лет изучения)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

40

Раздел 2.  Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

25

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

25

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

50

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность

4

Раздел 6. Потребительская культура

30

Итого

174

 

Планируемые результаты обучения в 5 классе.

Выпускник на базовом уровне научится:

·        осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

·        овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

·        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·        использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

·        формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных  задач в виде таблицы,  схемы, графика,  диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

·        понимание цели своих действий;

·        планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

·        проявление познавательной и творческой инициативы;

·        составление текстов в устной и письменной формах;

·        готовность слушать собеседника и вести диалог;

·        готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

·        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

·        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;

·        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

·        оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

·        адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

·        умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

·        определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание обучения в 5 классе

Доходы и расходы семьи

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

Риски потери денег и имущества и как человек  может от этого защититься.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.  Страхование. Ролевая игра «Семейный бюджет».

Семья и государство: как они взаимодействуют.

Налоги. Социальные пособия. Проект «Государство — это мы!».

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

Как спасти деньги от инфляции.  Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире.  Благотворительность.  Личный финансовый план.

Что такое финансовая грамотность.

Тематическое планирование в 5 классе:

Тема занятия

Количество часов

Раздел 1. Доходы      и расходы     семьи

10

Введение

1

Деньги

2

Доходы семьи

2

Расходы семьи

2

Семейный бюджет

2

Доходы и расходы семьи

1

Раздел 2.  Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

Страхование

2

«Семейный бюджет»

2

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

6

Налоги

2

Социальные пособия

2

«Государство — это мы!»

2

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

Как спасти деньги от инфляции

2

Банковские услуги

2

Собственный бизнес

2

Валюта в современном мире

2

Благотворительность

2

Личный финансовый план

2

Что такое финансовая грамотность

1

Итого

35

 

Методическое и материально-техническое обеспечение:

·        Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

·        Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлю- гова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

·        Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 9 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.    

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь