Использование видеоматериалов на уроке иностранного языка
Использование видеоматериалов на уроке иностранного языка
Автор: Нагина Евгения Александровна
ГБПОУ НСО "Новосибирский торгово-экономический колледж"
Любого преподавателя всегда волнует один и тот же вопрос: как сделать урок полезным и интересным. Существует множество приемов и способов. Одним из таких средств обучения является использование видеоматериалов на уроке, в частности, иностранного языка.
Для того, чтобы обучающийся мог хорошо усвоить предмет, он должен быть лично заинтересован в нем. Если же личностная мотивация снижена или, хуже того, совсем отсутствует, то перед педагогом встает задача повысить мотивацию обучающегося к приобретению знаний.
Педагог стремится:
1. Разработать систему упражнений, выполняя которые, обучающийся ощущает результат своего труда;
2. Задействовать эмоциональную сферу обучающегося в процесс обучения;
3. Разработать внеклассные мероприятия, написать сценарии праздников и провести эти мероприятия;
4. Использовать на уроках аудиовизуальные средства.
Можно обозначить несколько методов обучения иностранному языку:
- грамматико-переводной или традиционный метод, суть которого заключается в детальном усвоении грамматики неродного языка, а также чтении и переводе, преимущественно художественных текстов, с неродного языка на родной;
- коммуникативный метод имитирует реальную ситуацию общения. Большая часть занятий посвящена разговорной практике на различные темы;
- метод погружения предполагает активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Метод погружения в значительной мере опирается на внушение;
- метод молчания состоит в следующем: желание знать язык, изначально заложено в том человеке, который хочет его изучать, и самое главное – не мешать учащимся и не навязывать точку зрения преподавателя. Используются «невербальные приемы» (сочинение, работа с картинками, письма друзьям по переписке, работа с таблицами, чатами и т.д.);
- метод физического реагирования - базируется на физической активности и наглядном материале;
- аудиолингвистический метод нацелен на устное общение с носителем языка, поэтому одним из основных способов изучения является заучивание диалогов, которые потом разыгрываются между обучающимися на уроке.
Также существует огромное количество технологий обучения иностранному языку:
- технология коммуникативного обучения построена на основе общения;
- технология разноуровневого обучения, организация которого происходит в группах разного уровня A, B, C;
- технология модульного обучения предполагает, что обучающийся работает с учебной программой, состоящей из модулей. Она помогает заниматься самообучением, контролирует скорость обучения и его содержание;
- информационно-коммуникационные технологии, в которых в качестве источников информации используются электронные средства;
- интернет-технологии, преимущественно использующие интернет как средства обучения иностранному языку;
- технология индивидуализации обучения подразумевает такую организацию процесса, при которойпреподаватель взаимодействует только с одним обучающимся или один обучающийся взаимодействует только с компьютером или книгой;
- технологии тестирования, цель которых контроль знаний обучающихся;
- проектная деятельность помогает обучающимся работать в условиях ограниченного времени, учиться использовать свои навыки в команде;
- технология использования компьютерный программ – это способ обучения посредством таких программ как: «Репетитор», «Профессор Хиггинс», «Привет, Америка», «English Gold» и т.д.
Чтобы сделать возможным использование приведенных выше методов и технологий, кабинет иностранного языка должен быть оснащен всеми возможными техническими средствами: аудио-магнитофоном, компьютером, аудиосистемой, раздаточным и наглядным материалами.
Как уже было отмечено ранее, одним из наиболее эффективных методов обучения считается использование видеоматериала. Есть несколько типов видеоматериалов:
1. Обучающее видео. Следует отметить, что очень удачным решением можно считать использование обучающего видео на занятиях. На уроках возможно использование видеозаписей к учебникам New Headway, This is Britain.
2. Художественное видео. На уроках преподаватель иногда использует художественные фильмы, а точнее, сериалы. Сериал Extra – уровень elementary, полезен для студентов просмотр одной серии от случаю к случаю, в основном в качестве награды за старания на уроке.
3. Фильмы, которые студенты создают сами. Такая практика реальна, к сожалению, только для отдельных обучающихся, не так просто создать интересный материал на неродном языке. Самым удачным примером можно считать диалог между обучающимися, где они рассказывают свое впечатление о чем-либо. Они прекрасно вжились в роль, диалог получился очень правдоподобным.
Т.к. качественный процесс понимания и усвоение увиденного и услышанного – это очень трудная задача, то необходимо каждого обучающегося снабдить дидактическим раздаточным материалом. В данном случае он подчеркивает всю необходимость подготовки и тщательной подготовки к уроку преподавателя:
1) предварительно ознакомить с рабочими листами или заданиями обучающегося;
2) сделать раздаточный материал простым, чтобы обучающийся обретал уверенность в своем успешном продвижении вперед;
3) дать понять, что раздаточный материал не тестирует, а стимулирует речь обучающихся;
4) подготовить рабочие листы, которые позволяют как включить в работу всю группу, так и провести индивидуальную работу.
Работа с видео включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.
Например, применяя на уроках книгу New Headway video beginner, в первом юните на преддемонстрационном этапе приступают к обучению чтению. На демонстрационном этапе касаются темы «Как представиться», «Письмо», «Грамматические упражнения на глагол to be», а также много разноплановых заданий, таких как: «Найдите соответствия между вопросом и ответом», «Исправьте неправильные по смыслу предложения», «Правда или ложь», «Кто автор высказывания?». На последемонстрационном этапе обучающемуся предложено по ролям разыграть похожую ситуацию. Итак, первая тема – поиск нового соседа. Можно предположить, что после этого урока ученик точно будет иметь представление как ему найти соседа или стать самому новым соседом.
Особые плюсы видеозаписи:
1) Наглядное использование иностранного языка. На данный момент техника очень развита и помогает обучающимся на все 100%. Любой фильм можно остановить, а так же вернуться к необходимому моменту. То есть обучающийся всегда может вернуться к тому моменту, где у него возникли сложности с пониманием.
2) Кроме улучшения навыков чтения и запоминания лексики, видео прекрасно справляется и с обучением говорению. Студент имитирует интонацию и лексику говорящего, а также представляет, как правильно, ответить на вопрос.
К сожалению, использование видеоматериалов тоже имеет свои минусы:
1) Высокая цена на УМК, снабженных видео.
2) Ориентировано большей частью на подготовленных студентов.
3) Трудно найти учебники к «скаченному» из интернета видеоматериалу.
4) Не вполне реалистично.
5) Может быть скучным в силу несоответствия реалий «иностранной» и российской жизни.
Кроме того, студентам предлагается отснять несколько сюжетов по деловому иностранному языку на разные темы.
Подводя итог, можно утверждать, что видеоресурсы помогают с усвоением речевых навыков и навыков письма. Также они делают процесс обучения легче и интересней для обучающихся. Надо отметить, что для возможности обучить фильм должен быть тщательно подготовлен. Он облегчает работу педагога, помогает сохранить внимание обучающихся, заполняет пустоты в кругозоре, помогает созданию иноязычной языковой среды, а также воспитывает эстетический вкус.
Список литературы:
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
2. Зубов А.В., Зубова И.И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Зубов, И.И. Зубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с.
3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Астрель, 2008. – 238 с.
4. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (Лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. – М.: ВК, 2012. – 336 с.