Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "И.А. Крылов ..."

Дата публикации: 2022-11-06 15:30:49
Статью разместил(а):
Курманова Нурия Зайнулловна

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне "Волк и Ягненок"

Автор: Курманова Нурия Зайнулловна

МАОУ "СОШ № 137 г. Челябинска"

 

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Автор-составитель: В.Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012г.

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И.А. Крылов. Басни. 

Цели урока: знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок».

Планируемые результаты: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И.А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма. 

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи:  география, скульптура, архитектура, живопись.

 

Этапы урока

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

УУД

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока 

Психологический настрой детей на урок.

Точечный массаж лица. 

Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица). А теперь улыбнёмся друг другу!

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности 

Проблемный вопрос:

- Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются?

- Дайте лексическое значение слова «пруд». 

- Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд.

Виртуальная экскурсия.

Проблемный вопрос: Подумайте,  как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будет тема нашего урока.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями  России.

регулятивные УУД: целеполагание 

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. 

Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах.

Что такое барельеф?

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.  

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание 

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. 

Выборочная проверка домашнего задания.

Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”.

Беседа по статье.

- Где началась трудовая деятельность И.А. Крылова и в связи с чем?

- Какие события предшествовали этому?

- Как он получил образование?

- С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

- Что такое басня?  (Тема прошлого урока).

Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной  по статье учебника «Биография Крылова И.»

2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни.

3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.

(1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).

Отвечают на вопросы учителя.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Работа с литературоведческими понятиями.

«Карта жанра» 

Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.

Вспомните и дайте определение басни.

Групповая работа.  

Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл.

Мини-исследование в группе.

Или аллегорический смысл. Что такое аллегория?

Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек

А какие известные  басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон?

На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Отвечают на вопрос учителя.

Физ. минутка (пауза релаксации) 

Организует  разминку.

Ча, ча, Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)
Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)
Осторожно, горячо (ходьба на месте). 

Активно выполняют физические  упражнения.

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом.

Работа с текстом басни.

Беседа:

Сегодня мы познакомимся с басней  Крылова «Волк и ягненок».

Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку?

Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Словарная работа 

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта 

Групповая работа. 

В группе выпишите 10  непонятных слов.

Группы -обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

 

Выразительное чтение учащимися 

 

Чтение по ролям басни

Подготовка к чтению. Чтение.

 

Знакомство с иллюстрациями басни Крылова 

Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение? 

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

 

Этап 5. Закрепление полученных знаний.

Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ басни.

1 Задание.

1 группа.

1. Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали?

2. Над какими пороками человека смеется автор?

3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли.

2 группа.

1. Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?

2.Какие глаголы характеризуют главных героев?

3. Язык персонажей басни И. Крылова  подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений. 

3 группа.

1. В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха?

2. Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно?

3. Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“...

(Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила).

Афиширование.

2 задание. Составление сравнительной таблицы 

Сопоставление басни Лафонтена и Крылова.

Афиширование.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач 

Этап 6. Подведение итогов урока.                          

Обобщение 

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок.

Афиширование результатов

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Самооценка.

Анализ работы учащихся. 

Самооценка работы на уроке.

 

Домашнее задание.

 

Дифференцированное  домашнее задание.

1. Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок»

2. Инсценировка басни (чтение наизусть). 

Записывают задания в дневники

 

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление). 

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Итоговый комментарий

 Дети добавляют в свои аппликации нужные детали: яблоки, цветы или листья.

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь