Игротерапия как система по формированию межличностных отношений

Дата публикации: 2018-02-26 10:41:00
Статью разместил(а):
Артемьева Ева Ивановна

Игротерапия как система по формированию межличностных отношений, позитивно- эмоционального отношения воспитанника к взрослому, улучшение его психического самочувствия

Автор: Артемьева Ева Ивановна

КС(К)ОУ «Шумерлинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии

 

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра позволяет скорректировать подавляемые негативные эмоции, страхи, не уверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Игротерапия, как система по формированию межличностных отношений, позволяет достигнуть  позитивно-эмоционального отношения воспитанника к взрослому, улучшения его психического самочувствия ( игры-драматизации, кукольный театр, строительные игры, творческие конкурсы, телесно-ориентированные психотехники: игры-танцы, музыкально-игровая импровизация) – всё это призвано скорректировать  эмоциональную сферу воспитанников, снять эмоциональную зажатость и напряжение и тем самым способствовать развитию их способностей. В процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования.

К основным задачам игровой терапии специалисты относят:

  • облегчение психологического страдания ребенка;
  • укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности;
  • развитие способности эмоциональной саморегуляции;
  • восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок»;
  • коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я» - концепции;
  • коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т.д.

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

Если социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии.

Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:

- ярко выраженная детская ревность;

- явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;

- ускоренное сексуальное развитие;

- крайняя агрессивность;

- актуальное стрессовое состояние.

Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.

Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется. Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины. В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-развивающего сопровождения воспитанников обусловлена следующим:

  1. Игра для детей остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения.
  2. В технологии игротерапии представлено единство психологической природы игры и общения.
  3. В игре ребенок способен свободно самовыражаться, освобождаясь от напряжения и фрустрации повседневной жизни.
  4. Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность установления значимых личностных связей с взрослым – психологом, педагогом, родителем, опекуном.

Практические приемы игротерапии

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:

- обеспечить эмоциональную разрядку;

- снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;

- уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;

- улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;

- освоить групповые правила поведения;

- наладить контакт между родителями и детьми;

- развить ловкость и координацию движений.

 

 

Принципы осуществления игротерапии:           


  1. 1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок - хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),

  2. 2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

  3. 3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

В игротерапии для развитий межличностных отношений у детей используют коррекционные игры -упражнения, разработанные Е.А. Левановой, М.Р. Битяновой. За несколько занятий можно улучшить межличностные отношения.

  1. 1. Игры «Здравствуй», «Комплименты», «Ежики», «Шляпа» и т.д. Эти игры позволяли расположить игротерапевта к детям, возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать, способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе и как член группы.
  2. 2. Игры: «Грузинский хор», «Чихание слона», «Ипподром», «Гром – ураган - землетрясение», «Рыбка», и др. Цель:научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций. Дети научатся проявлять свою индивидуальность, самостоятельность поведения и получили положительный эмоциональный настрой.
  3. 3. Изобразительные игры. Используя минимум выразительных средств, изобразить некоторый предмет («Отгадай вещь»), животное («Изобрази животное»), эмоциональное состояние («Отгадай эмоцию»), известную картину («Ожившие картины»). Эти игры создают возможность для самовыражения ребенка.
  4. 4. Игры «День рождение», «Цветы». Дети создают и апробируют многочисленные образцы так называемых «формальных», этикетных высказываний – поздравлений ко дню рождения, словесно вручали подарки или цветы. Игры носят оттенок «обязаловки» - всем участникам необходимо произвести по очереди речевое действие.

Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, не преследуя каких-то определенных целей. Приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры. А когда мы стремимся быстрее развить у ребенка ассоциативное и абстрактно-логическое мышление, эрудированность, придумываем специальные техники, методики, называя их играми, пытаясь воздействовать на ребенка с целью его обучения и воспитания, мы, таким образом, блокируем его эмоциональность. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях. В игре ребёнок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний.